Художественно-эстетическое развитие дошкольников, как новое направление в работе учителя-дефектолога ДОУ

  • docx
  • 21.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Художественно.docx

Художественно-эстетическое развитие дошкольников, как новое направление в работе учителя-дефектолога ДОУ

     

    Как известно, детям с ОВЗ свойственно недостаточное развитие способности к эстетическому восприятию окружающей действительности. Они не в полном объеме видят красоту природы, не отзываются эмоционально при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Такая специфика развития художественно-эстетических чувств объясняются недостаточным эмоциональным развитием, разной степенью несформированности процессов внимания, восприятия, и мышления.

      На основе поставленных коррекционных задач использую ряд разделов для

художественно-эстетического развития детей на дефектологических занятиях

Это такие разделы, которые условно можно назвать:

«Сказки»

1 Использование сказок дидактического характера. На этапе автоматизации

и (или) дифференциации звуков. Предлагаю ребенку стать героем сказки,

перевоплотиться в образ звука, совершить действия по готовому сценарию,

либо предлагаю самостоятельно додумать окончание сказки, также ребенок

сам может предложить сюжет сказки. Задаю вопросы, требующие

нестандартных ответов.

2 Использование сказочных персонажей на занятиях.

«Коррекционная ритмика»

1 Использование на занятиях различных физкультминуток, подвижных игр,

элементов логоритмики.

«Рисунок»

1 Развитие графомоторных навыков. Обведение по пунктирным линиям и

раскрашивание рисунков. Задания даются не только для работы в МБДОУ,

но и так же предлагается в виде домашнего задания.

2 Использование на занятиях картин художников, отражающих тему, время

года, события и т.д. для рассматривания, либо их замена на фотографические

изображения.

3 Рисование на манке или песке.

«Театр»

1 Проигрывание детских сценок, миниатюрок.

2 Пальчиковый театр.

«Народное творчество»

1 Широкое применение загадок, скороговорок, потешек, пословиц и

поговорок.

«Конструирование».

1.Конструирование из ниток, фасоли, шнурков.

2.Конструирование из прищепок.

      Особенностью всех описанных вариантов организации дефектологической работы посредством использования художественно-эстетической среды является то, что информацией на основе которой

выстраивается работа с детьми дефектолог должен владеть абсолютно свободно, чтобы иметь возможность правильно оценить обстановку в детском коллективе. Я выбираю тему и форму проведения занятий исходя из возможностей и интересов детей. Кроме того, мотивационный потенциал темы позволит стимулировать внимание, повысить интерес ребенка к

усвоению правильного звукопроизношения.

    Моя задача — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника. Данный тип интеграции, как показывает практика, позволяет

повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой работы у дошкольников. Таким образом, можно сделать вывод, что художественно – эстетическое развитие детей это важный информационный и коммуникативный канал. В своей работе я провожу

интегрированные занятия, где тесно сплетаются речь и творчество.

      Ребенок с отклонениями в развитии "выпадает" из ситуации социального и культурного пласта общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную "взрослую" культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к ребенку с нарушениями развития перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения традиционных воспитательно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Из-за такого "выпадения" ребенка из традиционного образовательного пространства нарушаются условия для "врастания ребенка в культуру", страдает реализация его права на наследование социального и культурного опыта человечества. Возникает объективная потребность в "обходных путях", других способах педагогического воздействия, т.е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить и такому ребенку все необходимые условия для развития.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также