Художественно-эстетическое развитие дошкольников, как новое направление в работе учителя-дефектолога ДОУ
Как известно, детям с ОВЗ свойственно недостаточное развитие способности к эстетическому восприятию окружающей действительности. Они не в полном объеме видят красоту природы, не отзываются эмоционально при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Такая специфика развития художественно-эстетических чувств объясняются недостаточным эмоциональным развитием, разной степенью несформированности процессов внимания, восприятия, и мышления.
На основе поставленных коррекционных задач использую ряд разделов для
художественно-эстетического развития детей на дефектологических занятиях
Это такие разделы, которые условно можно назвать:
«Сказки»
1 Использование сказок дидактического характера. На этапе автоматизации
и (или) дифференциации звуков. Предлагаю ребенку стать героем сказки,
перевоплотиться в образ звука, совершить действия по готовому сценарию,
либо предлагаю самостоятельно додумать окончание сказки, также ребенок
сам может предложить сюжет сказки. Задаю вопросы, требующие
нестандартных ответов.
2 Использование сказочных персонажей на занятиях.
«Коррекционная ритмика»
1 Использование на занятиях различных физкультминуток, подвижных игр,
элементов логоритмики.
«Рисунок»
1 Развитие графомоторных навыков. Обведение по пунктирным линиям и
раскрашивание рисунков. Задания даются не только для работы в МБДОУ,
но и так же предлагается в виде домашнего задания.
2 Использование на занятиях картин художников, отражающих тему, время
года, события и т.д. для рассматривания, либо их замена на фотографические
изображения.
3 Рисование на манке или песке.
«Театр»
1 Проигрывание детских сценок, миниатюрок.
2 Пальчиковый театр.
«Народное творчество»
1 Широкое применение загадок, скороговорок, потешек, пословиц и
поговорок.
«Конструирование».
1.Конструирование из ниток, фасоли, шнурков.
2.Конструирование из прищепок.
Особенностью всех описанных вариантов организации дефектологической работы посредством использования художественно-эстетической среды является то, что информацией на основе которой
выстраивается работа с детьми дефектолог должен владеть абсолютно свободно, чтобы иметь возможность правильно оценить обстановку в детском коллективе. Я выбираю тему и форму проведения занятий исходя из возможностей и интересов детей. Кроме того, мотивационный потенциал темы позволит стимулировать внимание, повысить интерес ребенка к
усвоению правильного звукопроизношения.
Моя задача — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника. Данный тип интеграции, как показывает практика, позволяет
повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой работы у дошкольников. Таким образом, можно сделать вывод, что художественно – эстетическое развитие детей это важный информационный и коммуникативный канал. В своей работе я провожу
интегрированные занятия, где тесно сплетаются речь и творчество.
Ребенок с отклонениями в развитии "выпадает" из ситуации социального и культурного пласта общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную "взрослую" культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к ребенку с нарушениями развития перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения традиционных воспитательно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Из-за такого "выпадения" ребенка из традиционного образовательного пространства нарушаются условия для "врастания ребенка в культуру", страдает реализация его права на наследование социального и культурного опыта человечества. Возникает объективная потребность в "обходных путях", других способах педагогического воздействия, т.е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить и такому ребенку все необходимые условия для развития.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.