Художественно эстетическое развитие и воспитание
Эстетическое развитие - процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника.
На первом уровне ребенок 3 - 4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (выбрал открытку, потому что «дома такой еще нет», «потому что здесь лодка, можно покататься», «потому что яблоко, оно вкусное»).
На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое цвет, цветовые сочетания изображенных предметов явлений, реже - форму и композиционные приемы.
На третьем, высшем, уровне дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.
Основными педагогическими условиями для эстетического развития, перехода детей с одного уровня на другой, являются следующие:
организация восприятия ребенка;
организация материально-культурного пространства.
Наличие разнообразных объектов среды изучения и созерцания;
- профессионализм руководства эстетическим воспитанием детей;
- интерес ребенка к деятельности.
Необходимо дать ребенку выразить собственные творческие мысли и чувства эти условия делают процесс этетического развития целенаправленным и управляемым, дают возможность, по словам Л. С. Выготского, «вести за собой развитие". В этом случае речь идёт идет об эстетическом воспитании.
Проблемами эстетического воспитания в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, Н. Н. сакулина, Н. А. Ветлугина и др.
С современной точки зрения, эстетическое воспитание - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
Целью эстетического воспитания и образования является развитие готовности личности ребенка к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности развитие эстетического сознания, исключение гармоничное саморазвитие, формирование творческих навыков умений области художественной, духовной физической (телесной) культуры.
Задачи эстетического воспитания определяются возрастными особенностями детей. Их можно объединить в четыре группы, направленные:
- на развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование творческих эстетических эмоций, умений в области художественной, духовной и физической культуры;
- формирование элементарного эстетического сознания (включает объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки, для этого детей знакомят разнообразными эталонами:
сенсорными, эмоциональными, искусствоведческими и эстетическими), формировать умения и навыки исполнительской художественной деятельности; воспитывать творческие умения и прекрасного в окружающую ребенка жизнь): развитие эстетических и художественно-творческих способностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.