Художественное название урока. «Музыкальный калейдоскоп» Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении.
Оценка 4.8

Художественное название урока. «Музыкальный калейдоскоп» Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении.

Оценка 4.8
docx
23.06.2020
Художественное название урока. «Музыкальный калейдоскоп» Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении.
Открытый урок музыки в 5 классе.docx

Ибадлаев Э.М.                                            Музыка                               

Класс 5

Художественное название урока. «Музыкальный калейдоскоп»

Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении.

Тип урока: комбинированный (нестандартный).

Жанр: урок-путешествие.

 

Цель урока. Сформировать у учащихся представление о влиянии музыки на другие виды искусства, их взаимосвязь; о роли литературного сценария.

Задачи:

1.Актуализировать знания учащихся по теме.

2.Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятий: «сценарий», «либретто», «музыкальный, художественный, мультипликационный фильмы».

3.Создать обучающимся условия, необходимые для представления в разнообразных видах музыкальной деятельности образов киномузыки (слушание музыки, хоровое пение, пластическое интонирование)

4.Способствовать развитию мотивации на продуктивную музыкально-творческую деятельность.

5.Развивать образно-ассоциативное мышление, музыкальную память и слух.

6.Развивать умение проводить интонационно-образный анализ музыки, желание высказываться о музыке.

7.Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.

8.Формировать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки.

9.Организовать работу в группах.

Планируемые результаты:

Личностные:

выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира; осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.

Метапредметные:

Регулятивные:

владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;

планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства.

Познавательные:

размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

использование различных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством.

Коммуникативные:

Общение, взаимодействие с учителем и сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметные:

Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью.

Оборудование : Цветик-семицветик (опорный рисунок-вырезка), презентация «Песенка друзей»(караоке  из м\фильма «Бременские музыканты», презентация «Музыка в театре, кино на телевидении», ЭОР кейс-5 класс, атрибуты для инсценировки, МР3,МР4,раздаточный материал (буклеты)-памятка для театра, стихотворение «Музыка всюду  живёт» В. Семерник, учебник, словарь эмоций(настроения), компьютер.

 

Музыкальный  и литературный материал:

«Песенка друзей» (м\ф. «Бременские музыканты»).

Исполнитель: Шире круг, друзья; песня: «Я хочу танцевать».

Видеофрагменты: «Золушка», «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Стихотворения В.Семерника «Музыка всюду живёт».

 П. Чайковский «Времена года» (фрагмент).

Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».

Балет Чайковского «Лебединое озеро»

Е. Крылатов «Крылатые качели».

Драма Г. Ибсена «Пер Гюнт».

Кинофильм Ал.Невский

 

                                 Ход урока.

                                                                                         «Прекрасное пробуждает доброе».

                                                                                          «Музыка – дыхание жизни».

 

1.                 Организационный момент.

     Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в мир искусства, и я думаю, вы мне поможете в этом. А прежде чем мы отправимся в путешествие, проведём небольшую подготовку. Представьте себе, что мы находимся на необыкновенном летательном аппарате, совершающим мгновенный перелёт из одного мира в другой. Галактика необъятна, а мир искусства тоже необъятен и многогранен.

     Устроились поудобней, выпрямили спинки, подготовились к исполнению песенки для поднятия настроения и удачного полёта. Смотрим на экран.

Слайд. (караоке «Песенка друзей» - куплет).

Актуализация знаний.

У: Скажите, ребята, вы знакомы с этим мультфильмом? Кто читал их? У кого  есть любимая сказка? А где еще вы встречались с этими сказками?

Д: Видели оперу, балет, кино, мультики.

У. Сейчас мы на главной станции, отсюда совершим полёт в другие миры искусства. А почему главная станция, сейчас мы попробуем  это понять. Я  читаю  загадки!.

1.Он работает играя.

(Есть профессия такая!)

Он на сцене с давних пор.

Та профессия -        (актер).

 

2.Он спектаклем заправляет,

Наизусть все сцены знает,

Учит он как роль играть.

Как профессию назвать? ( режиссер)

 

3.«Меню» в театре составляют

      На весь сезон из разных пьес.

      И только то в него включают,

      Что вызывает интерес.  ( репертуар)

 

4.Пачку, пуанты надела Марина,

На сцену впорхнула, она -    ( балерина)

 

5.Со звонком он в зал придет,

Место нужное займет.

Посмотрев спектакль хороший

Будет хлопать он в ладоши.    ( зритель)

 

6.Есть у каждого в квартире

Он расскажет: что же в мире

Происходит каждый день.

Говорить ему не лень.

Папа смотрит там футбол

И кричит все время – «Гол!»,

Мама любит сериалы,

Что идут на всех каналах,

Ну, а я, -  «Спокойной ночи»

И мультфильмы очень, очень!   ( телевизор)

У: Мы отгадали все загадки. Я думаю, вы догадались, что главная станция искусства - литература.(Опорный рисунок-ОР).

 Это источник, откуда берут начало другие виды искусств. На основе литературного сюжета пишутся сценарии, либретто (опера, балет).

 

 Целеполагание. Постановка учебной задачи.

      Как вы думаете, какая тема урока, о чём пойдет речь? (о театре, кино и телевидении).

У: Какую цель можно поставить?

Слайд ( слова-подсказки)

Д: Узнать, какую роль играет музыка в этих видах искусства (какое значение имеет)

У. А так как у нас урок музыки, то конечно, мы должны будем выяснить, какую же роль играет музыка в этих синтезированных видах искусства.

Мы будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их.

У. Кто мне скажет, что такое музыка? (искусство звуков отражающее окружающий мир в музыкальных образах, с помощью звуков).

У. Какие виды искусства вы знаете?(цветик-семицветик).

     У музыки и других видах искусства один и тот-же объект художественного исследования – человек и восприятие им окружающей действительности, его душевный мир. Только средства у музыки совершенно другие. С помощью художественного слова и его изобразительных средств можно нарисовать словесный портрет человека, героя произведения (нарисовать автопортрет, описать конкретную ситуацию, события, войну, природу, радость, грусть).

 Искусство звуков обобщено. Средствами музыкального языка удаётся выразить самую разнообразную радугу чувств и эмоций (печаль, радость, грусть), создать музыкальный образ человека, природы. Но, главное, - музыка раскрывает внутренний мир человека, его гамму настроения, различных состояний и переживаний его души!

«Музыка –дыхание жизни».

Почему, как вы думаете? (развивать мысль…). Как не может человек жить без воздуха, так и не может жить без музыки, она повсюду. Человек вдыхает не только воздух, но и весь аромат цветов, запах природы  - лугов, лесов). Музыка необходима как воздух.

Музыка способна настроить человека на подвиг, на создание прекрасных шедевров искусства. А красота пробуждает в нас добрые чувства, она может спасти мир от войн и катастроф.

Работа в группах. Чтение  и анализ стихотворения В.Семерника «Музыка всюду живёт»(1 группа, находят художественно-выразительные средства в литературе: эпитеты, сравнение, олицетворение).

Слушание и анализ. П. Чайковский «Времена года»(фрагмент).2 группа – художественно выразительные средства (лад, темп ,характер, инструменты-тембр, настроение(словарь эмоций).

У. Какие чувства у вас пробудило стихотворение и музыка?

Открытие новых знаний.

Продолжаем путешествие в мир музыки.

Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

 

У: Знакома ли вам эта музыка?

     Это просто песня или часть из большого произведения?

     О чем рассказывается в этом произведении?

 

( Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного.  В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.)

 

У: О чем поет Сольвейг?

( О том, что зима пройдет, и весна промелькнет,

Завянут все цветы, снегом их занесет.

Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,

Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.)

 

У: В каком характере прозвучала музыка? 

Д: Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.

У: Какой образ нам нарисовала музыка?

Д: Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.

У: Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста  драмы Ибсена.

Скажите, а какое значение имеет текст для музыкального произведения?

Д: В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.

У: Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений.  А как же называется литературный текст к опере и балету?

Д: Либретто.

У: На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Посмотрите на слайд с рисунками, назовите произведения и композиторов, которые их написали.

 

Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский –Корсаков.

Опера «Садко» - Н.А. Римский – Корсаков.

Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский.

Балет «Золушка» - С. Прокофьев.

 

У: Молодцы, справились с заданием.

    Отправляемся в мир «театрального жанра»-мюзикл.

Видеофрагменты: «Золушка», «Вечера на хуторе близ Диканьки».

У. По мотивам каких авторов и произведений вы посмотрели фрагменты?

    Запись понятий в словарик: мюзикл-музыкальный спектакль, в котором объединяются на основе литературного сюжета музыкальный, хореографический, драматический жанры.

У. Какое место занимает музыка и песня в спектакле? (ответы уч-ся).

    

Продолжаем путешествие, отправляемся в мир «театрального жанра»-мюзикл.

 

А сейчас я приглашаю вас театр оперы и балета.

Фрагмент из балета «Лебединое озеро».

 

У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?

Какую музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам схватку между злым Волшебником и Принцем?

Д: Музыка взволнованная, грубая, предвещающая о чем-то недобром.

 У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?

Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.

У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.

У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?

Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.

 

У: Я думаю, что вы любите ходить в театр. Какие театры есть у нас в г. Симферополе? Кто из вас их посещал?

 

У: А вы знаете как нужно вести себя в театре?

Знакомит с правилами поведения в театре. Раздает памятки.

 

Музыкальная физкульминутка: Исполнитель: Шире круг, друзья
Название песни: «Я хочу танцевать».

У: Но где же еще  мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?

Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.

У. Отправляемся в мир кино и телевидения Да, телевидение дает нам возможность    услышать многообразие музыки.

В каких передачах мы встречаемся с музыкой?

Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», « Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Угадай мелодию», фильмы, мультфильмы и т.д.

У. Значительное место отведено музыке в самом молодом виде искусства –кино.

  Современные кино и мультфильмы для детей – это экранизации всемирно известных литературных произведений, увлекательные приключения, волшебство и, конечно же, настоящая дружба и любовь.

И спектакль, и фильм, и мульфильм или анимационный фильм создаются на основе литературного сценария, который напоминает либретто к опере или балету.

А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели. В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре

Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский,

Ю. Лепнин.

У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?

     Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма   необходим сценарий, который пишут режиссеры, сценаристы.

Слайд. (Сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму. Режиссер сценарист – тот, кто пишет сценарий. Сценарий =либретто для балета  и оперы).

 Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.

     Режиссер сценарист – тот, кто пишет сценарий.

Видеофрагмент (Ледовое побоище). А.Невский.

Обсуждение (Как музыка усиливает воздействие на зрителя? Становится очень страшно, музыка звучит грубо, напряженно)

Ребята, выберите слова, характеризующие музыку ледового побоища из словаря эмоциональных терминов .

 

     У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?

     Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает о чем либо, 

     настраивает зрителя на определенные моменты.

У: В кинофильмах можно услышать очень много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей. 

У: Одной из таких песен стали «Крылатые качели» из кинофильма «Приключения электроника», музыку которой написал советский композитор Е. Крылатов. Давайте мы ее разучим.

Прослушивание песни. Разбор песни. Дыхательная гимнастика. Распевание. Разучивание песни «Крылатые качели».

Звенит звонок.

У: Ой, ребята, мы же опаздываем на киносеанс.

 Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино»

Анализ:

У: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма?

Д: Папа Карло делает деревянного человечка из полена.

У: О чем он поет в этой песне? Каким должен быть этот человечек?

Д: Добрый, веселый, беззаботный – помощник Папы Карло. «Будет с кем мне под шарманку топать по дворам».

У: Да, при помощи музыки мы сейчас увидели, как рождается главный герой фильма – Буратино.

У: Каков характер музыки?

Д: Музыка мелодичная, плавная, добрая ит.д.

У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами.  В них мы также слышим много музыки и песен.

А  сейчас музыкальная викторина - «Угадай-ка!»

1. «Песенка Снегурочки» из м-ма «Ну, погоди!»

2. «Дед мороз и лето»

3. «Колыбельная медведицы» из м-ма «Умка»

4. «Неприятность эту мы переживем» из м-ма «Кот Леопольд»

5. «Волк и семеро козлят на новый лад» песня из мюзикла.

Рефлексия.

У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.

У: Давайте посмотрим, какие новости нам хотят сообщить. (Выступление уч-ся ).

Здравствуйте уважаемые телезрители! В студии диктор центрального телевидения Османова Эльмаз. Я познакомлю вас с последними новостями.

Учащиеся 5 класса Литвиненковской средней школы провели социологический опрос среди учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы: 

1.     Любите ли вы слушать музыку?

2.     Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт?

3.     Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей?

4.     Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше?

5.     Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов?

 

Подводя итоги, ребята сделали вывод, что «Микрофон»…(ответы учащихся)

 

      Благодарю за внимание!

 

 У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?

 Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:

      -служит музыкальной характеристикой героев,

      - создает атмосферу действия,

      -показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,

     -создает национальный колорит.

     -делает популярными произведения композиторов,

    - показывает мастерство певцов и музыкантов.

У. С какими видами искусства мы познакомились? Из каких фильмов просмотрены  фрагменты; в каких мультиках поют герои и кто они?

Как отражает музыка наш окружающий мир?  ( в музыкальных образах).

Шагает музыка повсюду,

Живёт и дышит нам в лицо.

Красиво сняты фильмы, сказки,

Что пробуждают в нас добро!

Согласны ли вы с эпиграфами к нашему уроку?

Итоги урока.  Наше путешествие подошло к концу. Как мы можем оценить работу своих друзей?

(Самооценка).

Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.

 Д/з. Нарисовать иллюстрации к просмотренным фильмам и прослушанным произведениям.


 

Скачано с www.znanio.ru

Ибадлаев Э.М.

Ибадлаев Э.М.

Общение, взаимодействие с учителем и сверстниками в совместной творческой деятельности

Общение, взаимодействие с учителем и сверстниками в совместной творческой деятельности

Он на сцене с давних пор. Та профессия - (актер)

Он на сцене с давних пор. Та профессия - (актер)

У. Кто мне скажет, что такое музыка? (искусство звуков отражающее окружающий мир в музыкальных образах, с помощью звуков)

У. Кто мне скажет, что такое музыка? (искусство звуков отражающее окружающий мир в музыкальных образах, с помощью звуков)

У: В каком характере прозвучала музыка?

У: В каком характере прозвучала музыка?

Д: Они потеряют свою красоту и выразительность

Д: Они потеряют свою красоту и выразительность

Ребята, выберите слова, характеризующие музыку ледового побоища из словаря эмоциональных терминов

Ребята, выберите слова, характеризующие музыку ледового побоища из словаря эмоциональных терминов

Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт? 2

Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт? 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2020