"Художественное осмысление фотографии в поэзии А.М. Городницкого"

  • docx
  • 31.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Городницкий.docx

МБОУ г. Астрахани

 «Основная общеобразовательная школа№ 3»

                                                                   

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

на тему:

"Художественное осмысление фотографии

в поэзии А.М. Городницкого"

 

 

 

                                                                                            Выполнил:

Топорков Иван Александрович

15 лет, 9 «А» класс

МБОУ г. Астрахапни « ООШ №3»

                                                                                            Руководитель:Кириченко Светлана Георгиевна

 

 

 

 

 

 

 

2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.     Введение                                                                                                      2-5

2.     Штрихи к портрету                                                                                     6-8

3.     Статусы фотографа в стихотворении «Фотограф»                                 8-15

4.     Тема любви в стихотворении «Фотография»                                             15

5.     Связь поколений в стихотворении  «Фотографии старые блекнут с годами…»                                                                                                  16-19

6.     Заключение                                                                                                     20

7.      Литература                                                                                                20-21

8.     Приложения  (1-4)                                                                                     22-28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       

 

 

                                                                                                                                    

 

 

2       


1.     Введение

Фотография – это искусство застывшего

времени... возможность хранить

эмоции и чувства внутри кадра.

 Мешак Отиено

     Стремление человека запечатлеть лучшие моменты своей жизни нашло отражение в том, что для многих фотография стала любимым занятием. Занятие фотографией – одно из самых востребованных и увлекательных на сегодняшний день. Связано это с тем, что фотография – наиболее доступный вид творчества каждому. Но далеко не самый простой! 

В наше время идут нескончаемые споры о том, можно ли отнести фотографию к искусству, или же скорее она является лишь средством его достижения.

В современном мире фотограф - это не только творческая личность, но и фотожурналист, дизайнер; его произведения выступают как самостоятельный вид – фотореклама. Без качественной фотосъёмки не обходится ни одно торжественное мероприятие. Фотография востребована! И все, кто любит фотографию, любуется шедеврами профессионалов, сам создаёт качественные, неповторимые работы, значит, фотография – это искусство! Искусство – это, в моем понимании, процесс или  выражение внутреннего мира в художественном образе, творческое сочетание элементов, где отражается идеи, чувства и эмоции.  А может ли быть связано искусство фотографии с художественным словом? Если да, то как? Попробую ответить на этот вопрос в своей работе.

 Одним из актуальных направлений современной филологической науки является исследование  связей литературы и других видов искусства.

Изучением взаимодействия литературы и фотографии наука занялась сравнительно недавно – в последние два десятилетия прошлого века, тогда как описания фотографий вошли в литературу сразу после их появления.

 Новизна темы исследовательской работы  обусловлена неизученностью фотографического жанра  в лирике А. М. Городницкого.

3

               

Материалом исследования послужили стихотворения «Фотограф», «Фотогра- фия», «Фотографии старые блекнут с годами…».

Проблема исследования: в большинстве своём наше общество интересуется творчеством фотографов. И лишь в меньшей степени творчеством  поэтов, которые смогли вникнуть и понять фотографию, передать её содержание с помощью слова, смогли окунуться в историю фото.

Гипотеза: пропаганда творчества А.М. Городницкого способна повысить уровень нравственно-эмоционального развития школьника, заинтересовать их фотоискусством.

Цель исследования: исследование творчества Александра Моисеевича Городницкого, популяризация имени поэта через его стихотворения, посвящённые искусству фотографии.

Задачи исследования:

1.     Познакомиться с творчеством А.М. Городницкого.

2.     Собрать информацию о биографии и творчестве поэта.

3.     Определить темы и смысл  стихотворений

4.     Раскрыть своеобразный фотографический мир поэта и привлечь внимание к его творчеству.

Объект исследования: творчество А.М. Городницкого

Предмет исследования: поэзия Александра Моисеевича

Методы исследования:

1 Универсальные методы:

- анализ, синтез, классификация, обобщение.

2. Эмпирические   методы:

-изучение и анализ литературы, описание, социологический опрос.

 

 

4

Практическая направленность: материалы исследования можно использовать на уроках литературы в 9-11классах, при проведении внеклассных мероприятий, на классных часах, тематических встречах,                                школьных вечерах;

представить на неделе литературы, готовый  материал предоставить  в районную и школьную библиотеки, выступить на вечере, посвящённом поэтам-бардам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5


                                                                          2. Штрихи к портрету

                                                                   Алекса́ндр Моисе́евич Городни́цкий

                                                                    – советский и российский поэт, один из

                                                                      основоположников жанра авторской песни в России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, первый лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы (1999), член Союза писателей Москвы (1972), а также ученый-геофизик с мировым именем, доктор геолого-минералогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института Океанологии имени П.П. Ширшова Российской Академии Наук.

 Стихи и песни Александра Городницкого переведены на языки многих народов мира, включены в школьные программы. Его творчеству посвящены многочисленные научные статьи, кандидатские и докторские диссертации.

Песня Александра Городницкого «Атланты держат небо» является неофициальным гимном Санкт-Петербурга.

 Именем Александра Городницкого названы малая планета Солнечной системы (астероид) №5988 «Gorodnitskij» и перевал в Саянских горах.

 Родился в Ленинграде 20 марта 1933 года. Пережил здесь первую блокадную зиму. В апреле 1942 года эвакуирован вместе с матерью по Дороге жизни и далее в Омск, где работал отец в военной гидрографии. В 1945 году семья вернулась в Ленинград.

В 1947 году поступил в Студию литературного творчества Ленинградского дворца пионеров (руководитель студии – поэт Глеб Семенов).

В 1951 году окончил с золотой медалью среднюю школу и поступил на геолого-разведочный факультет Ленинградского горного института имени Г.В. Плеханова (специальность – «геофизические методы разведки полезных ископаемых»). В 1952 году переведен на вновь созданный геофизический факультет и зачислен на специальность «геофизические методы поисков радиоактивных полезных ископаемых».

В 1953 году вместе с Владимиром Британишским и Александром Гдалиным организовал литературное объединение (ЛИТО) Горного института.

В 1954 году первая геологическая экспедиция – в Среднюю Азию, на Гиссарский хребет. Занимался поисками урана.

В 1957–1972 годах работал в Научно-исследовательском институте геологии Арктики Министерства геологии СССР. С 1969 года руководил лабораторией морской геофизики.

В 1957–1962 годах в качестве геофизика, старшего геофизика, начальника отряда и начальника партии занимался геофизическими поисками медно-никелевых руд в северо-западной части Сибирской платформы, в Туруханском, Игарском и Норильском районах («Енисейская экспедиция»). Был одним из первооткрывателей Игарского медно-рудного поля (1962).

С 1961 года принимал участие в океанологических экспедициях в различные районы Мирового океана на судах военной гидрографии (в том числе на паруснике «Крузенштерн») и Академии Наук.

В 1970 году впервые и на многие годы стал председателем жюри Грушинского фестиваля авторской песни.

В 1972 году принят в члены Союза писателей СССР. Рекомендатели – известные поэты Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Вадим Шефнер.

С 1972 года работает в Институте Океанологии имени П.П. Ширшова. В 1985 году возглавил лабораторию геомагнитных исследований. Многократно погружался на дно в подводных обитаемых аппаратах (впервые в 1978 году в Тихом океане на атолле Хермит). В 1988 году в экспедиции на судне «Мстислав Келдыш» в Северной Атлантике на глубоководном аппарате «Мир-1» погружался на глубину 4,5 километра.

Был на дрейфующей станции на Северном полюсе (1964) и в Антарктиде (1973).

Участвовал в поисках легендарной Атлантиды в районе подводной горы Ампер в Северной Атлантике (1982, 1984).

В 1999 году стал первым лауреатом Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы. В том же году по решению Российской Академии Наук именем Александра Городницкого была названа малая планета Солнечной системы (астероид) №5988 «Gorodnitskij».

В 2004 году присвоено звание заслуженный деятель науки Российской Федерации.

В 2013 году присвоено звание заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Имеет государственные и общественные награды.

 

3.Статусы фотографа в стихотворении «Фотограф»

В стихотворении «Фотограф» образ фотографа включает несколько уровней: артист, «пьяный мастер», «мудрый, как Харон».

                                                 

                                                                                             

8

 Рассмотрим подробнее эти статусы фотографа в контексте лирического стихотворения.

Фотограф А. М. Городницкого – философ, рассуждающий о времени, веч- ности, жизни и смерти, судьбе человечества, цивилизации и искусстве фото- графии, которое противостоит времени, его всеуничтожающей силе:

Согретый газированным вином,

Он говорил, что мы уйдем бесследно,

Что только фотография бессмертна:

От снимка и до снимка мы живем.

Фотограф в стихотворении – участник важнейших ритуалов человеческой культуры, связанных с жизнью и смертью:

Меня снимал фотограф, что снимает

На свадьбах и похоронах.

Ритуалы включают в себя причащение вином, использование вина в качестве символа.

Ритуальное опьянение фотографа («Был пьяный мастер мудрым, как Ха- рон…», «Согретый газированным вином, он говорил, что мы уйдем бес- следно…») и связь его с искусством отсылают к мифологическому образу Диониса, который в древнегреческой мифологии считался богом плодонося- щих сил природы, виноградарства и виноделия, входил в число 12 олимпий- ских богов.

   

9

А. М. Городницкий своей поэтической интуицией определяет фотографа как художника дионисийского начала – создание «снимка» с действительности. Дионис причастен ко  всему многообразию человеческого бытия, к  его скорбям, противоречиям, но ограничен в приёмах преображения хаоса жизни, её дисгармонии, а фотография предполагает как обязательный момент -  достоверность, документальность. Поэтому  А. М. Городницкий вольно или невольно подключается к давнему поэтическому спору о природе искусства, о дионисийском начале в нём.

Фотограф А. М. Городницкого, в котором «мерцают» черты Диониса, яв- ляется выразителем трагического взгляда на жизнь человека: «Он говорил, что мы уйдем бесследно». Известно, что Дионис спускался в Аид, из которого он вывел свою мать, сделал Ариадну бессмертной богиней. Связь Диониса с вод- ной стихией, с загробным царством указывает на его причастность к бытию и небытию.  Я думаю, что  черты Диониса в образе фотографа не противоречат его сравнению в стихотворении с Хароном, перевозчиком мертвых в загробное царство: «Был пьяный мастер мудрым, как Харон…». Мы видим очевидную связь фотографа с жизнью и смертью, с бытием и небытием.

Образ фотографа, «что снимает на свадьбах и похоронах», мы можем сравнить и с «ритуальный специалистом» , жрецом, участвующим в ритуалах перехода из одной стадии человеческой жизни в другую, из одного возрастного периода в другой.

Как справедливо отмечают современные исследователи, съемка на фото- камеру становится в XX веке обязательной частью ритуала, фотограф обяза- тельным его участником. Фотографирование воспринимается как акт едва ли не важнее самого ритуала: Снимки приобретают значение документального свидетельства нового статуса человека, а фотограф в обряде  является не рядовым участником, он наделен особыми полномочиями. Он оказывает влияние на совершение обрядовых действий. Например, фотограф говорит молодожёнам, какие ритуальные действия они должны совершить, и показывает, как это сделать: демонстрирует, как следует бросать бокалы, чтобы они разбились, показывает жениху, как он должен помочь невесте выйти из машины» и т.д. Таким образом, профессиональный фотограф является ритуальным специалистом, подобный  тамаде во время свадебного застолья.

В стихотворении А. М. Городницкого профессиональный фотограф, сни- мающий на свадьбах и похоронах, является проводником в другую жизнь или смерть. Тем самым он оказывается причастен тайнам человеческого бытия, его закономерностям. Он – Посвященный.

Фотограф А. М. Городницкого обладает сакральным знанием, особым умением «ловить» мгновение, «лучей прикосновенье», то есть умением обра щаться со Временем:

Так повторял он, слушателю рад,

Ловя в прицел лучей прикосновенье.

Уменьем останавливать мгновенье

 Владел его нехитрый аппарат.

Образ фотографа мифологизируется, воспринимается поэтом и как образ

«мудрого Харона», и как Диониса, и как ритуального жреца. Фотограф сопро- вождает человека в его жизненном плавании, документирует и удостоверяет подлинность бытия и отдельной человеческой личности и земной цивилиза- ции в целом, создавая тем самым картину бытия человечества, фрагментом которой является история Поэта, которая вливается в общий поток «реки вре- мен»:

И было мне запечатлеться лестно

 На полпути в пути моем безвестном                                                             11

От свадеб до грядущих похорон.

Лирическое «я» в стихотворении, образ лирического героя  представляет собой описание не фотографии, а фона, на котором снимает фотограф поэта: на фоне города («когда листвы лишенный город наг»), «на фоне сада и на фоне дока, трамваев и старинного моста».

Исследователи любительской фотографии выделяют три разновидности фонов: нейтральный, красивый и значимый. В художественном произведении, тем более в лирическом, описываемый фон фотографии уже не может быть нейтральным, как и просто красивым, он всегда будет значимым, так как описание подчинено художественному замыслу поэта.

Городское пространство, изображенное в стихотворении, представлено типичными образами: городского сада (парка), трамваев, моста, а также до- полнено характерным для приморского города образом дока. Факты биогра- фии А. М. Городницкого позволяют с большой долей вероятности говорить об образе Петербурга в исследуемом стихотворении.

Рассмотрим семантику названных в лирическом произведении образов фона фотоснимков поэта: сад, док, трамвай, мост.

 Образ сада связан с образом рая, счастливым состоянием жизни. Портрет на фоне сада может отсылать к прошлому героя, быть воспоминанием о детстве, доме, о счастье, о любви, о восприятии родного города как города-сада.

Док – «сооружение, предназначенное для постройки, транспортировки (плавучий док), ремонта и окраски судов, а также для их погрузки и выгрузки».

Портрет на фоне дока сообщает о профессиональной принадлежности че- ловека, утверждает его связь с профессиями, связанными с морем.

Док – своеобразный дом, приют для кораблей; док может выступать в качестве замены мифологем «дом», «причал», «берег». Образ дока неразрывно связан с образами водной стихии, берега, корабля. Не названные прямо водная стихия и корабль (но возникающие в ассоциативном воображении читателя) «излучают» в контексте лирического произведения символические обозначения: корабль как символ человека, человеческой судьбы, море (водная стихия) как символ жизни, плавание как символ пути человека.

Трамвай –городской пространст. В литературе образ трамвая – один из устойчивых, обладающий мифологическим и символическим значением.

Исследователи выделяют несколько значений образа трамвая в русской литературе:

-        проводник во времени и пространстве,

-        знак городского пространства,

-        свидетель жизни,

-        способ преодоления времени,

-        разрушение, гибель, смерть ,

-        символ эпохи,

-        проводник в иные миры,

-        символ жизни и одновременно смерти,

-        воспоминание о юности.

В контексте исследуемого стихотворения прослеживаются едва ли не все названные выше значения образа трамвая. Портрет поэта на фоне трамвая превращает это транспортное средство в своего рода эмблему героя: образ трамвая становится символом человека, его судьбы. В то же время сохраняется и значение трамвая как проводника в другое пространство и время, а также в царство смерти:                                                                                                          13

И было мне запечатлеться лестно

На полпути в пути моем безвестном

От свадеб до грядущих похорон.

Характерно, что образ трамвая возникает в композиции стихотворения рядом с образом моста: «Меня фотографировал он долго… на фоне… трамваев и старинного моста».

Два образа (движение трамваев через мост) соединяются в одной картине, которая приобретает символический смысл.

Образ моста связан так же, как и образ трамвая, с мифологемой пути. В «Словаре символов» указывается: «Мост – широко распространенная метафора трудного перехода между миром живых и мертвых <…>. В более общем смысле мост символизирует переход из одного состояния в другое, от одной стадии к другой, а также связь различных частей» .

Таким образом, фотографический фон моста и трамваев становится выра- жением жизненного пути лирического героя и в то же время – земного пути всякого человека в «пути его безвестном от свадеб до грядущих похорон».

 Одновременно образ моста является метафорой соединения, связи разных периодов жизни человека, соединения пространства и времени человеческого бытия, а также бытия и небытия.

Описание фона фотопортретов поэта становится сообщением о нем как о связанном судьбой с городским пространством Ленинграда – Петербурга, «морской» профессией (гидрогеолог, образ дока намекает на связь человека с морем, кораблями). Так соединяются в стихотворении две тематические линии: фотографа и лирического героя, субъекта и объекта фотографирования: они становятся героями одной мифологизированной картины: плавания людей по «реке времён», где фотограф выступает в роли перевозчика, а лирический герой – в роли «пассажира», всякого «в пути его безвестном от свадеб до грядущих похорон».

4.Тема любви в стихотворении «Фотография»

В стихотворении «Фотография» (1968) фотограф является не объектом изображения, а субъектом, лирическим героем.

В тексте проявка фотопленки и изготовление снимка описаны одновременно как профессиональный процесс и как акт творения. В связи с этим язык стихотворения включает разговорные выражения («сосед храпит»), термины (увеличитель, фиксаж, пластмассовые кюветки, раствор), а вместе с ними – книжную лексику: «облик твой, струей влекомый», «загадочен, как образа», «колдует над твоей улыбкой», «порою позднею, ночной». Такое сочетание конкретно-бытового и условно-поэтического и составляет особенность раскрытия любовной темы А. М. Городницким в этом стихотворении.

Образ воды, ключевой для творчества поэта, выступает здесь в двух планах: с одной стороны, это раствор проявителя, с помощью которого и создаётся фотография, а с другой – этот образ отсылает к водной стихии к, к первооснове мира.

Последние строчки стихотворения:

И смотрит кто-то незнакомый

 В твои знакомые глаза, –

можно истолковать следующим образом: в творчестве  художник преображается,  становится «пророком». Как в процессе проявки фотографии «проявляются» черты возлюбленной, уловленные поэтом-фотографом, так в процессе сотворения художественного образа проявляются те глубинные черты, которые были скрыты в бытовом образе.                                                15

5.Связь поколений в стихотворении

«Фотографии старые блекнут с годами…»

Стихотворение А. М. Городницкого «Фотографии старые блекнут с годами…» начинается строчкой о том, что и фотография, призванная оставить память о прошедшем, сама подвержена общему закону смерти на земле. Однако фотографии подтверждают реальность прошлого, оно сейчас разворачивается, оживает перед нами, когда лирический герой рассматривает фотографии:

Это бухта Нагаевская в Магадане,

Это практика летняя в южном Крыму.

А. М. Городницкий использует настоящее время (точнее – «вечно длящееся») для описания прошлого, запечатленного на фотографии, тем самым утверждая, что прошлое живо, является нам сейчас во всей своей непосредственности и достоверности.

Во второй строфе мысль о конечности жизни выражена метафорой «в проявителе времени тонут»:

В проявителе времени тонут, нестойки,

Миловидные лица далеких подруг.

Однако описание фотоснимков утверждает обратное: прошлое существует сейчас во всей своей подлинности и неповторимости мгновения:

Вот наш класс выпускной перед школой на Мойке,

Вот я сам, в батискафе откинувший люк.

Метафора «проявитель времени» соотносит процесс проявки фотопленки и бытие мира, включает в себя и картину проявки фотографии: в растворе тонут

снимки – изображения на фотобумаге людей, событий, то есть Времени, Истории, Культуры…

Таким образом, поэтическое выражение «проявитель времени» включает в себя следующие значения:

1)раствор проявителя, с помощью которого и получается изображение на фотобумаге

 2)в мифотворческом сознании поэта проявитель (химический препарат, специальный раствор) превращается в мифологему водной стихии, первоос- новы Бытия

Метафора «проявитель времени» связана и с движением человека во времени, которое «проявляет» в нем таящиеся возможности, новые черты, обу- словленные возрастными изменениями, его опытом жизни.

Метафора «в проявителе времени тонут» имеет неоднозначный характер: именно благодаря тому, что снимки тонут в растворе, проявляются образы, благодаря движению истории, в исторической перспективе проявляется под- линное лицо человека, эпохи, то есть семантика метафоры включает и значе- ние гибельности, забвения и в то же время движение во времени позволяет постичь глубинный смысл происходящего, «проявить» его. Движение во вре- мени неизбежно связано с потерями, утратой, как и с обретениями.

Утверждениям поэта: «фотографии блекнут», «лица тонут» – о гибели, разрушении, забвении настоящего, – противостоит описание фотографий, по- данное не как описание изображения, а как описание самой реальности, тем самым утверждается, что прошлое не погибло, не забыто, не ушло в небытие, оно есть благодаря фотоснимкам:

Вот наш класс выпускной перед школой на Мойке,

 Вот я сам, в батискафе откинувший люк.                                                         17

Вот я, молодой, выпускник ленинградской школы, есть, существую, сейчас улыбаюсь.

Время представлено в стихотворении в виде образа водной стихии: вода – основа всего живого, но она и грозная и опасная стихия, способная уничтожить. Так и время: мы все причастны ему, но и все подвержены его уничтожающей силе. Однако этой всеобщей гибели во времени  противостоит фотография, ко- торая удостоверяет в том, что прошлое не погибло, а существует, пока есть хоть один зритель:

Я листаю альбомы, единственный зритель,

И смотрю своей жизни немое кино.

В третьей строфе стихотворения поэт выступает как фотограф, размыш- ляющий о феномене фотографии:

Для чего, покоряясь навязчивой моде,

 В объектив я ловил уходящую даль? –

Фотоснимки и слайды дымятся в комоде.

Их бы выбросить надо, а все-таки жаль.

Фотограф интерпретируется как ловец «уходящей дали», в этом видится смысл и цель этого занятия или искусства.

Обращает на себя внимание в данной строфе необычная метафора «фото- снимки и слайды дымятся в комоде», построенная на основе фразеологизма

«пылиться в комоде». Она соотносит время с такой стихией как огонь: время уничтожает все так, как всепожирающее пламя.

 

                                                                                                        18

Таким образом, время соотносится и с водной стихией, и со стихией огня в художественной системе стихотворения «Фотографии старые блекнут с го- дами…».

Если в первых двух строфах стихотворения даны описания фотографий, то есть вторичной реальности, то в четвертой строфе, казалось бы, – действи- тельности (первичной реальности):

Проржавели суда, и закаты потухли,

 Поразбрелся и вымер смеющийся люд.

Однако колорит такой картины напоминает старые поблекшие, порыжевшие фотографии, да и следующий стих «Это выкинут всё…» указывает на то, что поэт описывает фотографию. Зыбкость изображения реальное/ фотографи- ческое нужна, чтобы подчеркнуть мысль, что новые поколения выбросят не только фотографии, но вместе с ними и память о прошлом:

Это выкинут всё, как ненужную рухлядь,

Новоселы, что в комнату после придут.

Так возникает в стихотворении проблема связи поколений, эпох, которую поэт решает трагически, указывая на неизбежность исторических разрывов между отцами и детьми. В финальной строфе стихотворения лирический герой предстает в образе единственного зрителя «немого кино» своей жизни и эпохи:

Но пока ещё лампы медовые нити

Сохраняют накал, занавесив окно,

Я листаю альбомы, единственный зритель,

 И смотрю своей жизни немое кино.

19

6.Заключение.

Новый способ отражения действительности – фотография – определил новые отношения человека со временем, обострил постановку философских проблем времени, памяти. А. М. Городницкий создал авторский миф о фотографе и фотографии, в котором фотограф выступает своего рода Хароном, ри- туальным жрецом, участвующим в важнейших культурных обрядах, фотография является документальным свидетельством перехода из одного пе- риода жизни в другой: «от снимка и до снимка мы живем», перехода из про- странства-времени жизни в пространство-время смерти, перехода из бытия в небытие.

Фотография в лирике А. М. Городницкого – способ человеческой циви- лизации противостоять времени и его уничтожающей силе. Фотография становится выражением судьбы любого человека.

Список литературы

1.      Акишина Е. О., Мартишина Н. И. Мост как мифологема и философская метафора // Вестн. Омск. гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. 2016. № 4(13). С. 10–14.

2.      Арсенова Т. А. Трамвайный мотив в лирике Бориса Рыжего // Литература в контек- сте современности: сб. материалов V междунар. науч.-практ.   конф.   (Челябинск, 12–13 мая 2011). Челябинск, 2011. С. 165–171.

3.      Бойцова О. Ю. Любительские фото: визуальная культура повседневности. СПб., 2013. 265 с.

4.      Золина П. Трамвай как метафора новых времен в контексте русской литературы начала XX века // Nova Rusistika. Вып. VI. 2013. № 2. С. 42–48.

5.      Ибатуллина Г. М. Сквозь призму образа. Художественная рефлексия в поэтике русской литературы XIX–XX веков. Уфа, 2013. 318 с.                    20

6.      Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1991. 709 с.

7.      Тресиддер Дж. Словарь символов. М., 1999. 443 с.

8. Официальный сайт А.М. Городницкого https://gorodnitsky.com/js_photo_albums/1960-e/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

Приложение 1.

     Чтобы выяснить, является ли фотография видом искусства или  только техническим средством передачи информации и фактов, я провёл социологическое исследование среди уч-ся 8-9-х  классов (60 чел.). В результате моего исследования, я убедился  в том, что фотография является  видом современного  искусства и техническим средством  передачи информации и фактов.

Социологическое исследование среди учащихся 8-9-х классов «ООШ № 3»

Вопросы

ДА

НЕТ

1

Увлекаетесь ли вы фотографией?

42

18

2

Почему вы увлекаетесь фотографией?

а) нравится, развивает, интересно;

б) оставляю на память;

в) будущая профессия

 

 

38

 

20

 

2

 

3

Что вы выбираете объектом для фотографий

а) пейзаж

б) людей

в) животных

 

 

35

 

10

 

15

 

4

Как часто вы фотографируете?

а) каждый день;

б) несколько раз в неделю;

в) несколько раз в месяц;

г) очень редко

 

 

17

13

20

10

 

5

Вы считаете, что фотография – …

а) является современным видом искусства.

б) техническое средство передачи

информации и фактов

 

 

41

 

16

 

 

В результате моего исследования, я подтвердил свою мысль о том, что фотография является  видом современного  искусства и техническим средством  передачи информации и фактов.

Приложение 2

Вопрос

 

 

Ответы

                             

Знаю                   Не знаю

1

Что такое бардовская песня?

      48                      12

2

Назовите имена известных бардов

       21                     39

3

Знакомо ли Вам творчество А.М. Городницкого?

       -                        60

4

Кто был первым бардом?

       -                        60

5

На каком инструменте играют барды?

       52                      8

6

Когда праздник бардовской песни?

  -                       60

 

Опрошенные респонденты практически все знают , что такое бардовская песня. Некоторые учащиеся назвали имена известных авторов бардовской песни: Ю. Визбор, Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Розенбаум, М. Круг, но никто не назвал имя Александра Моисеевича Городницкого. Никто не знает, кто был основателем бардовской песни, и когда отмечается праздник данной песни.       Очень бы хотелось познакомить ребят с творчеством А. М. Городницкого и донести значимость бардовской песни. Я уверен, что пропаганда творчества Александра Моисеевича способна повысить уровень нравственно-эмоционального развития школьника, заинтересовать их фотоискусством. Проанализировав стихотворения «Фотограф», «Фотогра- фия», «Фотографии старые блекнут с годами…».

                                                  

 

23

Приложение 3

Семейный альбом

 

 

 

 

 


                                                                                          

Полыковские хутора, 1937 год

 С отцом, 1936 год

 


С мамой, 1938 год                                        С родителями, конец сороковых годов

24

 

Приложение 4

Образ лирического героя в фотографиях

(«Фотографии старые блекнут с годами»)

«Нагаевская бухта в Магадане»

http://www.kolymastory.ru/wp-content/uploads/2015/10/DSC00000F2_stitch2.jpg
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вид на город Магадан  с бухты Нагаева. Снимок сделан с марчеканской сопки. Автор фото: Сергей Малюков.

«Практика в южном Крыму»

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

В Крыму, лето 1953 года                                      25

«Лица далёких подруг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


С Владой Романовской (первая жена), Ленинград, 01.05.1954

 

«Класс перед школой на Мойке»

 

 

 

 

 

 

 

 


1942 год                                         26

«Я в батискафе откинувший люк…»

 

 


                                                        

 

 

 

 

 

Александр Городницкий на «Крузенштерне», 1962 год

 

«Проржавели суда, и закаты потухли»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЭОС «Крузенштерн» в Гибралтаре, 1963 год

27

 

«Я листаю альбомы, единственный зритель…»

                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


28