МБОУ г. Астрахани
«Основная общеобразовательная школа№ 3»
Исследовательская работа
на тему:
"Художественное осмысление фотографии
в поэзии А.М. Городницкого"
Выполнил:
Топорков Иван Александрович
15 лет, 9 «А» класс
МБОУ г. Астрахапни « ООШ №3»
Руководитель:Кириченко Светлана Георгиевна
2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 2-5
2. Штрихи к портрету 6-8
3. Статусы фотографа в стихотворении «Фотограф» 8-15
4. Тема любви в стихотворении «Фотография» 15
5. Связь поколений в стихотворении «Фотографии старые блекнут с годами…» 16-19
6. Заключение 20
7. Литература 20-21
8. Приложения (1-4) 22-28
2
1. Введение
Фотография – это искусство застывшего
времени... возможность хранить
эмоции и чувства внутри кадра.
Мешак Отиено
Стремление человека запечатлеть лучшие моменты своей жизни нашло отражение в том, что для многих фотография стала любимым занятием. Занятие фотографией – одно из самых востребованных и увлекательных на сегодняшний день. Связано это с тем, что фотография – наиболее доступный вид творчества каждому. Но далеко не самый простой!
В наше время идут нескончаемые споры о том, можно ли отнести фотографию к искусству, или же скорее она является лишь средством его достижения.
В современном мире фотограф - это не только творческая личность, но и фотожурналист, дизайнер; его произведения выступают как самостоятельный вид – фотореклама. Без качественной фотосъёмки не обходится ни одно торжественное мероприятие. Фотография востребована! И все, кто любит фотографию, любуется шедеврами профессионалов, сам создаёт качественные, неповторимые работы, значит, фотография – это искусство! Искусство – это, в моем понимании, процесс или выражение внутреннего мира в художественном образе, творческое сочетание элементов, где отражается идеи, чувства и эмоции. А может ли быть связано искусство фотографии с художественным словом? Если да, то как? Попробую ответить на этот вопрос в своей работе.
Одним из актуальных направлений современной филологической науки является исследование связей литературы и других видов искусства.
Изучением взаимодействия литературы и фотографии наука занялась сравнительно недавно – в последние два десятилетия прошлого века, тогда как описания фотографий вошли в литературу сразу после их появления.
Новизна темы исследовательской работы обусловлена неизученностью фотографического жанра в лирике А. М. Городницкого.
3
Материалом исследования послужили стихотворения «Фотограф», «Фотогра- фия», «Фотографии старые блекнут с годами…».
Проблема исследования: в большинстве своём наше общество интересуется творчеством фотографов. И лишь в меньшей степени творчеством поэтов, которые смогли вникнуть и понять фотографию, передать её содержание с помощью слова, смогли окунуться в историю фото.
Гипотеза: пропаганда творчества А.М. Городницкого способна повысить уровень нравственно-эмоционального развития школьника, заинтересовать их фотоискусством.
Цель исследования: исследование творчества Александра Моисеевича Городницкого, популяризация имени поэта через его стихотворения, посвящённые искусству фотографии.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с творчеством А.М. Городницкого.
2. Собрать информацию о биографии и творчестве поэта.
3. Определить темы и смысл стихотворений
4. Раскрыть своеобразный фотографический мир поэта и привлечь внимание к его творчеству.
Объект исследования: творчество А.М. Городницкого
Предмет исследования: поэзия Александра Моисеевича
Методы исследования:
1 Универсальные методы:
- анализ, синтез, классификация, обобщение.
2. Эмпирические методы:
-изучение и анализ литературы, описание, социологический опрос.
4
Практическая направленность: материалы исследования можно использовать на уроках литературы в 9-11классах, при проведении внеклассных мероприятий, на классных часах, тематических встречах, школьных вечерах;
представить на неделе литературы, готовый материал предоставить в районную и школьную библиотеки, выступить на вечере, посвящённом поэтам-бардам.
5
2. Штрихи к портрету
Алекса́ндр Моисе́евич Городни́цкий
– советский и российский поэт, один из
основоположников жанра авторской песни в России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, первый лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы (1999), член Союза писателей Москвы (1972), а также ученый-геофизик с мировым именем, доктор геолого-минералогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института Океанологии имени П.П. Ширшова Российской Академии Наук.
Стихи и песни Александра Городницкого переведены на языки многих народов мира, включены в школьные программы. Его творчеству посвящены многочисленные научные статьи, кандидатские и докторские диссертации.
Песня Александра Городницкого «Атланты держат небо» является неофициальным гимном Санкт-Петербурга.
Именем Александра Городницкого названы малая планета Солнечной системы (астероид) №5988 «Gorodnitskij» и перевал в Саянских горах.
Родился в Ленинграде 20 марта 1933 года. Пережил здесь первую блокадную зиму. В апреле 1942 года эвакуирован вместе с матерью по Дороге жизни и далее в Омск, где работал отец в военной гидрографии. В 1945 году семья вернулась в Ленинград.
В 1947 году поступил в Студию литературного творчества Ленинградского дворца пионеров (руководитель студии – поэт Глеб Семенов).
В 1951 году окончил с золотой медалью среднюю школу и поступил на геолого-разведочный факультет Ленинградского горного института имени Г.В. Плеханова (специальность – «геофизические методы разведки полезных ископаемых»). В 1952 году переведен на вновь созданный геофизический факультет и зачислен на специальность «геофизические методы поисков радиоактивных полезных ископаемых».
В 1953 году вместе с Владимиром Британишским и Александром Гдалиным организовал литературное объединение (ЛИТО) Горного института.
В 1954 году первая геологическая экспедиция – в Среднюю Азию, на Гиссарский хребет. Занимался поисками урана.
В 1957–1972 годах работал в Научно-исследовательском институте геологии Арктики Министерства геологии СССР. С 1969 года руководил лабораторией морской геофизики.
В 1957–1962 годах в качестве геофизика, старшего геофизика, начальника отряда и начальника партии занимался геофизическими поисками медно-никелевых руд в северо-западной части Сибирской платформы, в Туруханском, Игарском и Норильском районах («Енисейская экспедиция»). Был одним из первооткрывателей Игарского медно-рудного поля (1962).
С 1961 года принимал участие в океанологических экспедициях в различные районы Мирового океана на судах военной гидрографии (в том числе на паруснике «Крузенштерн») и Академии Наук.
В 1970 году впервые и на многие годы стал председателем жюри Грушинского фестиваля авторской песни.
В 1972 году принят в члены Союза писателей СССР. Рекомендатели – известные поэты Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Вадим Шефнер.
С 1972 года работает в Институте Океанологии имени П.П. Ширшова. В 1985 году возглавил лабораторию геомагнитных исследований. Многократно погружался на дно в подводных обитаемых аппаратах (впервые в 1978 году в Тихом океане на атолле Хермит). В 1988 году в экспедиции на судне «Мстислав Келдыш» в Северной Атлантике на глубоководном аппарате «Мир-1» погружался на глубину 4,5 километра.
Был на дрейфующей станции на Северном полюсе (1964) и в Антарктиде (1973).
Участвовал в поисках легендарной Атлантиды в районе подводной горы Ампер в Северной Атлантике (1982, 1984).
В 1999 году стал первым лауреатом Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы. В том же году по решению Российской Академии Наук именем Александра Городницкого была названа малая планета Солнечной системы (астероид) №5988 «Gorodnitskij».
В 2004 году присвоено звание заслуженный деятель науки Российской Федерации.
В 2013 году присвоено звание заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Имеет государственные и общественные награды.
3.Статусы фотографа в стихотворении «Фотограф»
В стихотворении
«Фотограф» образ фотографа включает несколько уровней: артист, «пьяный мастер»,
«мудрый, как Харон».
8
Рассмотрим подробнее эти статусы фотографа в контексте лирического стихотворения.
Фотограф А. М. Городницкого – философ, рассуждающий о времени, веч- ности, жизни и смерти, судьбе человечества, цивилизации и искусстве фото- графии, которое противостоит времени, его всеуничтожающей силе:
Согретый газированным вином,
Он говорил, что мы уйдем бесследно,
Что только фотография бессмертна:
От снимка и до снимка мы живем.
Фотограф в стихотворении – участник важнейших ритуалов человеческой культуры, связанных с жизнью и смертью:
Меня снимал фотограф, что снимает
На свадьбах и похоронах.
Ритуалы включают в себя причащение вином, использование вина в качестве символа.
Ритуальное
опьянение фотографа («Был пьяный мастер мудрым, как Ха- рон…», «Согретый
газированным вином, он говорил, что мы уйдем бес- следно…») и связь его с
искусством отсылают к мифологическому образу Диониса, который в древнегреческой
мифологии считался богом плодонося- щих сил природы, виноградарства и
виноделия, входил в число 12 олимпий- ских богов.
9
А. М. Городницкий своей поэтической интуицией определяет фотографа как художника дионисийского начала – создание «снимка» с действительности. Дионис причастен ко всему многообразию человеческого бытия, к его скорбям, противоречиям, но ограничен в приёмах преображения хаоса жизни, её дисгармонии, а фотография предполагает как обязательный момент - достоверность, документальность. Поэтому А. М. Городницкий вольно или невольно подключается к давнему поэтическому спору о природе искусства, о дионисийском начале в нём.
Фотограф А. М. Городницкого, в котором «мерцают» черты Диониса, яв- ляется выразителем трагического взгляда на жизнь человека: «Он говорил, что мы уйдем бесследно». Известно, что Дионис спускался в Аид, из которого он вывел свою мать, сделал Ариадну бессмертной богиней. Связь Диониса с вод- ной стихией, с загробным царством указывает на его причастность к бытию и небытию. Я думаю, что черты Диониса в образе фотографа не противоречат его сравнению в стихотворении с Хароном, перевозчиком мертвых в загробное царство: «Был пьяный мастер мудрым, как Харон…». Мы видим очевидную связь фотографа с жизнью и смертью, с бытием и небытием.
Образ фотографа, «что снимает на свадьбах и похоронах», мы можем сравнить и с «ритуальный специалистом» , жрецом, участвующим в ритуалах перехода из одной стадии человеческой жизни в другую, из одного возрастного периода в другой.
Как справедливо отмечают современные исследователи, съемка на фото- камеру становится в XX веке обязательной частью ритуала, фотограф обяза- тельным его участником. Фотографирование воспринимается как акт едва ли не важнее самого ритуала: Снимки приобретают значение документального свидетельства нового статуса человека, а фотограф в обряде является не рядовым участником, он наделен особыми полномочиями. Он оказывает влияние на совершение обрядовых действий. Например, фотограф говорит молодожёнам, какие ритуальные действия они должны совершить, и показывает, как это сделать: демонстрирует, как следует бросать бокалы, чтобы они разбились, показывает жениху, как он должен помочь невесте выйти из машины» и т.д. Таким образом, профессиональный фотограф является ритуальным специалистом, подобный тамаде во время свадебного застолья.
В стихотворении А. М. Городницкого профессиональный фотограф, сни- мающий на свадьбах и похоронах, является проводником в другую жизнь или смерть. Тем самым он оказывается причастен тайнам человеческого бытия, его закономерностям. Он – Посвященный.
Фотограф А. М. Городницкого обладает сакральным знанием, особым умением «ловить» мгновение, «лучей прикосновенье», то есть умением обра щаться со Временем:
Так повторял он, слушателю рад,
Ловя в прицел лучей прикосновенье.
Уменьем останавливать мгновенье
Владел его нехитрый аппарат.
Образ фотографа мифологизируется, воспринимается поэтом и как образ
«мудрого Харона», и как Диониса, и как ритуального жреца. Фотограф сопро- вождает человека в его жизненном плавании, документирует и удостоверяет подлинность бытия и отдельной человеческой личности и земной цивилиза- ции в целом, создавая тем самым картину бытия человечества, фрагментом которой является история Поэта, которая вливается в общий поток «реки вре- мен»:
И было мне запечатлеться лестно
На полпути в пути моем безвестном 11
От свадеб до грядущих похорон.
Лирическое «я» в стихотворении, образ лирического героя представляет собой описание не фотографии, а фона, на котором снимает фотограф поэта: на фоне города («когда листвы лишенный город наг»), «на фоне сада и на фоне дока, трамваев и старинного моста».
Исследователи любительской фотографии выделяют три разновидности фонов: нейтральный, красивый и значимый. В художественном произведении, тем более в лирическом, описываемый фон фотографии уже не может быть нейтральным, как и просто красивым, он всегда будет значимым, так как описание подчинено художественному замыслу поэта.
Городское пространство, изображенное в стихотворении, представлено типичными образами: городского сада (парка), трамваев, моста, а также до- полнено характерным для приморского города образом дока. Факты биогра- фии А. М. Городницкого позволяют с большой долей вероятности говорить об образе Петербурга в исследуемом стихотворении.
Рассмотрим семантику названных в лирическом произведении образов фона фотоснимков поэта: сад, док, трамвай, мост.
Образ сада связан с образом рая, счастливым состоянием жизни. Портрет на фоне сада может отсылать к прошлому героя, быть воспоминанием о детстве, доме, о счастье, о любви, о восприятии родного города как города-сада.
Док – «сооружение, предназначенное для постройки, транспортировки (плавучий док), ремонта и окраски судов, а также для их погрузки и выгрузки».
Портрет на фоне дока сообщает о профессиональной принадлежности че- ловека, утверждает его связь с профессиями, связанными с морем.
Док – своеобразный дом, приют для кораблей; док может выступать в качестве замены мифологем «дом», «причал», «берег». Образ дока неразрывно связан с образами водной стихии, берега, корабля. Не названные прямо водная стихия и корабль (но возникающие в ассоциативном воображении читателя) «излучают» в контексте лирического произведения символические обозначения: корабль как символ человека, человеческой судьбы, море (водная стихия) как символ жизни, плавание как символ пути человека.
Трамвай –городской пространст. В литературе образ трамвая – один из устойчивых, обладающий мифологическим и символическим значением.
Исследователи выделяют несколько значений образа трамвая в русской литературе:
- проводник во времени и пространстве,
- знак городского пространства,
- свидетель жизни,
- способ преодоления времени,
- разрушение, гибель, смерть ,
- символ эпохи,
- проводник в иные миры,
- символ жизни и одновременно смерти,
- воспоминание о юности.
В контексте исследуемого стихотворения прослеживаются едва ли не все названные выше значения образа трамвая. Портрет поэта на фоне трамвая превращает это транспортное средство в своего рода эмблему героя: образ трамвая становится символом человека, его судьбы. В то же время сохраняется и значение трамвая как проводника в другое пространство и время, а также в царство смерти: 13
И было мне запечатлеться лестно
На полпути в пути моем безвестном
От свадеб до грядущих похорон.
Характерно, что образ трамвая возникает в композиции стихотворения рядом с образом моста: «Меня фотографировал он долго… на фоне… трамваев и старинного моста».
Два образа (движение трамваев через мост) соединяются в одной картине, которая приобретает символический смысл.
Образ моста связан так же, как и образ трамвая, с мифологемой пути. В «Словаре символов» указывается: «Мост – широко распространенная метафора трудного перехода между миром живых и мертвых <…>. В более общем смысле мост символизирует переход из одного состояния в другое, от одной стадии к другой, а также связь различных частей» .
Таким образом, фотографический фон моста и трамваев становится выра- жением жизненного пути лирического героя и в то же время – земного пути всякого человека в «пути его безвестном от свадеб до грядущих похорон».
Одновременно образ моста является метафорой соединения, связи разных периодов жизни человека, соединения пространства и времени человеческого бытия, а также бытия и небытия.
Описание фона фотопортретов поэта становится сообщением о нем как о связанном судьбой с городским пространством Ленинграда – Петербурга, «морской» профессией (гидрогеолог, образ дока намекает на связь человека с морем, кораблями). Так соединяются в стихотворении две тематические линии: фотографа и лирического героя, субъекта и объекта фотографирования: они становятся героями одной мифологизированной картины: плавания людей по «реке времён», где фотограф выступает в роли перевозчика, а лирический герой – в роли «пассажира», всякого «в пути его безвестном от свадеб до грядущих похорон».
4.Тема любви в стихотворении «Фотография»
В стихотворении «Фотография» (1968) фотограф является не объектом изображения, а субъектом, лирическим героем.
В тексте проявка фотопленки и изготовление снимка описаны одновременно как профессиональный процесс и как акт творения. В связи с этим язык стихотворения включает разговорные выражения («сосед храпит»), термины (увеличитель, фиксаж, пластмассовые кюветки, раствор), а вместе с ними – книжную лексику: «облик твой, струей влекомый», «загадочен, как образа», «колдует над твоей улыбкой», «порою позднею, ночной». Такое сочетание конкретно-бытового и условно-поэтического и составляет особенность раскрытия любовной темы А. М. Городницким в этом стихотворении.
Образ воды, ключевой для творчества поэта, выступает здесь в двух планах: с одной стороны, это раствор проявителя, с помощью которого и создаётся фотография, а с другой – этот образ отсылает к водной стихии к, к первооснове мира.
Последние строчки стихотворения:
И смотрит кто-то незнакомый
В твои знакомые глаза, –
можно истолковать следующим образом: в творчестве художник преображается, становится «пророком». Как в процессе проявки фотографии «проявляются» черты возлюбленной, уловленные поэтом-фотографом, так в процессе сотворения художественного образа проявляются те глубинные черты, которые были скрыты в бытовом образе. 15
Стихотворение А. М. Городницкого «Фотографии старые блекнут с годами…» начинается строчкой о том, что и фотография, призванная оставить память о прошедшем, сама подвержена общему закону смерти на земле. Однако фотографии подтверждают реальность прошлого, оно сейчас разворачивается, оживает перед нами, когда лирический герой рассматривает фотографии:
Это бухта Нагаевская в Магадане,
Это практика летняя в южном Крыму.
А. М. Городницкий использует настоящее время (точнее – «вечно длящееся») для описания прошлого, запечатленного на фотографии, тем самым утверждая, что прошлое живо, является нам сейчас во всей своей непосредственности и достоверности.
Во второй строфе мысль о конечности жизни выражена метафорой «в проявителе времени тонут»:
В проявителе времени тонут, нестойки,
Миловидные лица далеких подруг.
Однако описание фотоснимков утверждает обратное: прошлое существует сейчас во всей своей подлинности и неповторимости мгновения:
Вот наш класс выпускной перед школой на Мойке,
Вот я сам, в батискафе откинувший люк.
Метафора «проявитель времени» соотносит процесс проявки фотопленки и бытие мира, включает в себя и картину проявки фотографии: в растворе тонут
снимки – изображения на фотобумаге людей, событий, то есть Времени, Истории, Культуры…
Таким образом, поэтическое выражение «проявитель времени» включает в себя следующие значения:
1)раствор проявителя, с помощью которого и получается изображение на фотобумаге
2)в мифотворческом сознании поэта проявитель (химический препарат, специальный раствор) превращается в мифологему водной стихии, первоос- новы Бытия
Метафора «проявитель времени» связана и с движением человека во времени, которое «проявляет» в нем таящиеся возможности, новые черты, обу- словленные возрастными изменениями, его опытом жизни.
Метафора «в проявителе времени тонут» имеет неоднозначный характер: именно благодаря тому, что снимки тонут в растворе, проявляются образы, благодаря движению истории, в исторической перспективе проявляется под- линное лицо человека, эпохи, то есть семантика метафоры включает и значе- ние гибельности, забвения и в то же время движение во времени позволяет постичь глубинный смысл происходящего, «проявить» его. Движение во вре- мени неизбежно связано с потерями, утратой, как и с обретениями.
Утверждениям поэта: «фотографии блекнут», «лица тонут» – о гибели, разрушении, забвении настоящего, – противостоит описание фотографий, по- данное не как описание изображения, а как описание самой реальности, тем самым утверждается, что прошлое не погибло, не забыто, не ушло в небытие, оно есть благодаря фотоснимкам:
Вот наш класс выпускной перед школой на Мойке,
Вот я сам, в батискафе откинувший люк. 17
Вот я, молодой, выпускник ленинградской школы, есть, существую, сейчас улыбаюсь.
Время представлено в стихотворении в виде образа водной стихии: вода – основа всего живого, но она и грозная и опасная стихия, способная уничтожить. Так и время: мы все причастны ему, но и все подвержены его уничтожающей силе. Однако этой всеобщей гибели во времени противостоит фотография, ко- торая удостоверяет в том, что прошлое не погибло, а существует, пока есть хоть один зритель:
Я листаю альбомы, единственный зритель,
И смотрю своей жизни немое кино.
В третьей строфе стихотворения поэт выступает как фотограф, размыш- ляющий о феномене фотографии:
Для чего, покоряясь навязчивой моде,
В объектив я ловил уходящую даль? –
Фотоснимки и слайды дымятся в комоде.
Их бы выбросить надо, а все-таки жаль.
Фотограф интерпретируется как ловец «уходящей дали», в этом видится смысл и цель этого занятия или искусства.
Обращает на себя внимание в данной строфе необычная метафора «фото- снимки и слайды дымятся в комоде», построенная на основе фразеологизма
«пылиться в комоде». Она соотносит время с такой стихией как огонь: время уничтожает все так, как всепожирающее пламя.
18
Таким образом, время соотносится и с водной стихией, и со стихией огня в художественной системе стихотворения «Фотографии старые блекнут с го- дами…».
Если в первых двух строфах стихотворения даны описания фотографий, то есть вторичной реальности, то в четвертой строфе, казалось бы, – действи- тельности (первичной реальности):
Проржавели суда, и закаты потухли,
Поразбрелся и вымер смеющийся люд.
Однако колорит такой картины напоминает старые поблекшие, порыжевшие фотографии, да и следующий стих «Это выкинут всё…» указывает на то, что поэт описывает фотографию. Зыбкость изображения реальное/ фотографи- ческое нужна, чтобы подчеркнуть мысль, что новые поколения выбросят не только фотографии, но вместе с ними и память о прошлом:
Это выкинут всё, как ненужную рухлядь,
Новоселы, что в комнату после придут.
Так возникает в стихотворении проблема связи поколений, эпох, которую поэт решает трагически, указывая на неизбежность исторических разрывов между отцами и детьми. В финальной строфе стихотворения лирический герой предстает в образе единственного зрителя «немого кино» своей жизни и эпохи:
Но пока ещё лампы медовые нити
Сохраняют накал, занавесив окно,
Я листаю альбомы, единственный зритель,
И смотрю своей жизни немое кино.
19
6.Заключение.
Новый способ отражения действительности – фотография – определил новые отношения человека со временем, обострил постановку философских проблем времени, памяти. А. М. Городницкий создал авторский миф о фотографе и фотографии, в котором фотограф выступает своего рода Хароном, ри- туальным жрецом, участвующим в важнейших культурных обрядах, фотография является документальным свидетельством перехода из одного пе- риода жизни в другой: «от снимка и до снимка мы живем», перехода из про- странства-времени жизни в пространство-время смерти, перехода из бытия в небытие.
Фотография в лирике А. М. Городницкого – способ человеческой циви- лизации противостоять времени и его уничтожающей силе. Фотография становится выражением судьбы любого человека.
Список литературы
1. Акишина Е. О., Мартишина Н. И. Мост как мифологема и философская метафора // Вестн. Омск. гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. 2016. № 4(13). С. 10–14.
2. Арсенова Т. А. Трамвайный мотив в лирике Бориса Рыжего // Литература в контек- сте современности: сб. материалов V междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 12–13 мая 2011). Челябинск, 2011. С. 165–171.
3. Бойцова О. Ю. Любительские фото: визуальная культура повседневности. СПб., 2013. 265 с.
4. Золина П. Трамвай как метафора новых времен в контексте русской литературы начала XX века // Nova Rusistika. Вып. VI. 2013. № 2. С. 42–48.
5. Ибатуллина Г. М. Сквозь призму образа. Художественная рефлексия в поэтике русской литературы XIX–XX веков. Уфа, 2013. 318 с. 20
6. Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1991. 709 с.
7. Тресиддер Дж. Словарь символов. М., 1999. 443 с.
8. Официальный сайт А.М. Городницкого https://gorodnitsky.com/js_photo_albums/1960-e/
21
Приложение 1.
Чтобы выяснить, является ли фотография видом искусства или только техническим средством передачи информации и фактов, я провёл социологическое исследование среди уч-ся 8-9-х классов (60 чел.). В результате моего исследования, я убедился в том, что фотография является видом современного искусства и техническим средством передачи информации и фактов.
Социологическое исследование среди учащихся 8-9-х классов «ООШ № 3»
№ |
Вопросы |
ДА |
НЕТ |
1 |
Увлекаетесь ли вы фотографией? |
42 |
18 |
2 |
Почему вы увлекаетесь фотографией? а) нравится, развивает, интересно; б) оставляю на память; в) будущая профессия |
38
20
2 |
|
3 |
Что вы выбираете объектом для фотографий а) пейзаж б) людей в) животных |
35
10
15 |
|
4 |
Как часто вы фотографируете? а) каждый день; б) несколько раз в неделю; в) несколько раз в месяц; г) очень редко |
17 13 20 10 |
|
5 |
Вы считаете, что фотография – … а) является современным видом искусства. б) техническое средство передачи информации и фактов |
41
16 |
|
В результате моего исследования, я подтвердил свою мысль о том, что фотография является видом современного искусства и техническим средством передачи информации и фактов.
Приложение 2
№ |
Вопрос
|
Ответы
Знаю Не знаю |
1 |
Что такое бардовская песня? |
48 12 |
2 |
Назовите имена известных бардов |
21 39 |
3 |
Знакомо ли Вам творчество А.М. Городницкого? |
- 60 |
4 |
Кто был первым бардом? |
- 60 |
5 |
На каком инструменте играют барды? |
52 8 |
6 |
Когда праздник бардовской песни? |
- 60 |
Опрошенные респонденты практически все знают , что такое бардовская песня. Некоторые учащиеся назвали имена известных авторов бардовской песни: Ю. Визбор, Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Розенбаум, М. Круг, но никто не назвал имя Александра Моисеевича Городницкого. Никто не знает, кто был основателем бардовской песни, и когда отмечается праздник данной песни. Очень бы хотелось познакомить ребят с творчеством А. М. Городницкого и донести значимость бардовской песни. Я уверен, что пропаганда творчества Александра Моисеевича способна повысить уровень нравственно-эмоционального развития школьника, заинтересовать их фотоискусством. Проанализировав стихотворения «Фотограф», «Фотогра- фия», «Фотографии старые блекнут с годами…».
23
Приложение 3
Семейный альбом
Полыковские хутора, 1937 год
С отцом, 1936 год
С мамой, 1938 год С родителями, конец сороковых годов
24
Приложение 4
Образ лирического героя в фотографиях
(«Фотографии старые блекнут с годами»)
«Нагаевская бухта в Магадане»
![]() |
Вид на город Магадан с бухты Нагаева. Снимок сделан с марчеканской сопки. Автор фото: Сергей Малюков.
«Практика в южном Крыму»
В Крыму, лето 1953 года 25
«Лица далёких подруг»
С Владой Романовской (первая жена), Ленинград, 01.05.1954
«Класс перед школой на Мойке»
![]() |
1942 год 26
«Я в батискафе откинувший люк…»
![]() |
Александр Городницкий на «Крузенштерне», 1962 год
«Проржавели суда, и закаты потухли»
![]() |
ЭОС «Крузенштерн» в Гибралтаре, 1963 год
27
«Я листаю альбомы, единственный зритель…»
![]() |
28
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.