Художественное произведение - основной инструмент формирования исполнителя-художника
Оценка 5

Художественное произведение - основной инструмент формирования исполнителя-художника

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
музыка
Взрослым
10.02.2022
Художественное произведение - основной инструмент формирования исполнителя-художника
Основная задача исполнительской педагогики - воспитание всесторонне развитой личности, которая легко адаптируется к современной модели мироустройства, сохраняя при этом высокие эстетические и нравственные принципы. Ведущая роль в воспитании молодых музыкантов всегда отводилась подбору художественного репертуара. Результативность преподавательской деятельности выражается достижениями учеников и тесно связана с грамотным выстраиванием работы над художественным произведением, с умением точно подводить к решению посильных художественных задач не зависимо от этапа обучения.
статья Салдан О.А..docx

Олег Андреевич Салдан,

студент 3 курса отдела духовых инструментов

ГПОУ «Донецкий музыкальный колледж

им. С.С. Прокофьева», г. Донецк

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ-ХУДОЖНИКА

 

      Основная задача исполнительской педагогики – воспитание всесторонне развитой личности, которая легко адаптируется к современной модели мироустройства, сохраняя при этом высокие эстетические и нравственные принципы. Ведущая роль в воспитании молодых музыкантов всегда отводилась подбору художественного репертуара. Результативность преподавательской деятельности выражается достижениями учеников и тесно связана с грамотным выстраиванием работы над художественным произведением, с умением точно подводить к решению посильных художественных задач независимо от этапа обучения.

      При работе над новым произведением помимо технических трудностей, таких как: техника пальцев, работа губного аппарата, исполнительское дыхание и фразировка, техника языка и работа над музыкально-слуховыми представлениями, существует проблема сценического волнения и качество знания нотного текста. Главной целью всей работы музыканта без преувеличения можно назвать публичное выступление: академические концерты, конкурсы, экзамены и выступления на концертных площадках. А практика показывает, что наиболее частой проблемой, с которой сталкиваются музыканты всех возрастов, является потеря нотного текста.

         В некоторых кругах неопытных музыкантов принято все неудачи связывать со сценическим волнением. Конечно, умение работать на сцене имеет огромное влияние на результат. Ведущие исполнители за счет умения управлять своей энергетикой могут значительно улучшить результат выступления на сцене. Но, к сожалению, эти ощущения приходят совсем не сразу. А многие проблемы как раз в большей степени сводятся к недостаточно уверенному знанию нотного текста. Наверняка, многие встречались с тем, что учащийся выучивает текст за неделю до выступления, а то и меньше. Перед выступлением проигрывает абсолютно всё правильно, а потом выходит на сцену и делает огромное количество ошибок.

         Острой проблемой в современном обществе на данный момент стоит умение запоминать и сохранять информацию на протяжении длительного времени, в музыкальной педагогике это проблема скорости заучивания текста. В начале обучения игре на инструменте это почти не заметно, так как произведения очень простые и совсем незначительного размера. Но по мере взросления музыканта возникает постоянная нехватка времени для заучивания и навязчивое ощущение, что ты можешь что-то забыть или пропустить. Понятно, что здесь особую роль играет и развитие музыкальной памяти, и знание формы и построения произведения, и умение пользоваться относительным или абсолютным слухом. На помощь может прийти умелое использование эмоциональной сферы, умение звуками «нарисовать» образ, доступный и узнаваемый. Навык передачи тонкого настроения через миниатюру позволяет музыканту концентрировать внимание на художественных задачах и подчинять работу над техническими трудностями творческому началу, что в значительной степени облегчает процесс запоминания и делает его не только увлекательным, но и эффективным.

         Существует огромное множество способов запомнить нотный текст: многократное механическое проигрывание, выучивание наизусть словами, акцентирование внимания на неких опорных моментах, запоминание определенных функциональных последовательностей. Для каждого будет идеален свой метод. И все же не стоит забывать о количестве затраченных усилий и времени. Наша цель с наименьшими затратами времени и сил получить максимально хороший результат.

         Также не стоит забывать о том, что очень много времени уходит на преодоление технических трудностей. Считается, что изначально нужно проработать все технически сложные элементы по нотам, а потом уже приступать к выучиванию текста в настоящем темпе. И это еще не всё. Для достижения максимального результата, необходимо учесть время на слаженную работу с концертмейстером, проработать в сознании поведение на сцене и пути преодоления сценического волнения. У каждого из этих пунктов есть множество нюансов, которые чаще всего требует отдельного рассмотрения.

         Метод заучивания текста, который я предлагаю, в большей части решает многие из этих вопросов. Основная идея заключается в том, что разбор произведения, решение технических задач, фразировка и осмысленное отношение к художественному наполнению произведения происходит одновременно. Всё произведение делится на отдельные предложения или фразы, в зависимости от того, какой объем произведения вы способны обработать за один подход. В свою очередь эти отдельные части условно делятся на четыре темпа: медленный – тот, в котором вы способны легко прочитать текст с листа, умеренный – в котором можно провести качественную техническую работу, более быстрый – для проверки и закрепления отработанного материала, и наконец, концертный – финальное выступление. Надо понимать, что всё это деление условно и количество темпов может меняться. Следующий этап – это качественная конструктивная работа, включающая проигрывание этих фрагментов по нотам с внимательной проверкой текста, затем по нотам, но выразительно, после чего исполнение пьесы наизусть, выразительно, но с акцентом на технических трудностях и завершающий этап – игра наизусть, с внутренним ощущением исполнения концертной программы на сцене (с той же отдачей). Каждый пункт проигрывается также по четыре раза в каждом темповом варианте. В итоге каждое предложение проигрывается 64 раза, что является 4 в кубе. В заключение хочу отметить еще одну существенную особенность этого метода. Если по пути была допущена хоть одна ошибка, то работа над отдельной фразой начинается с самого начала. Также нужно понимать, если музыкальный материал повторяется, то по второму кругу проделывать ту же самую работу нет необходимости. Этот метод можно использовать для музыкантов, имеющих базовое понимание работы на сцене и имеющих опыт концертных выступлений. Особой сложностью здесь является выдержка. На половине пути появляется обманчивое ощущение, что ты уже всё знаешь и можно переходить к следующему фрагменту. Но это не так. В будущем это может обернуться фрагментарной потерей текста, особенно в тех местах, где внимание было ослаблено.

Особо хочется отметить, что техническое и художественное развитие должны шагать рука об руку. Поэтому уже с первых шагов начинающего музыканта следует подводить к решению посильных художественных задач. Важнейший принцип репертуарной политики заключается в широком охвате произведений различных жанров, национальных школ, стилей, эпох, течений, направлений. Принцип широкого стилистического охвата следует распространить на все этапы обучения музыканта, в том числе и на начальные. Раннее знакомство с музыкальными произведениями положит начало формированию художественного мышления, резко повысит заинтересованность юного музыканта в работе, явится активным стимулом в развитии его исполнительского мастерства.

С помощью правильно подобранного репертуара можно не только развивать ученика в целом, но и подтягивать отдельные его профессиональные недостатки. Работа над художественным произведением в классе протекает в форме творческого содружества педагога, ученика и концертмейстера. Это и является основным принципом формирования исполнителя-художника.

Список литературы

1.     Апатский В. Основы теории и методики духового музыкально-исполнительского искусства. К.: НМАУ им. П.И. Чайковского, 2006. – С.312

2.     Баренбойм Л. За полвека. М.: «Музыка», 1989. – С.319.

3.     Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М.: «Музыка», 1961. – С.130.

4.     Рабинович И. О работе с учеником над музыкальным произведением. М.: «Музыка», 1955. – С.67.


 

Олег Андреевич Салдан, студент 3 курса отдела духовых инструментов

Олег Андреевич Салдан, студент 3 курса отдела духовых инструментов

На помощь может прийти умелое использование эмоциональной сферы, умение звуками «нарисовать» образ, доступный и узнаваемый

На помощь может прийти умелое использование эмоциональной сферы, умение звуками «нарисовать» образ, доступный и узнаваемый

Также нужно понимать, если музыкальный материал повторяется, то по второму кругу проделывать ту же самую работу нет необходимости

Также нужно понимать, если музыкальный материал повторяется, то по второму кругу проделывать ту же самую работу нет необходимости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2022