И. Бунин "Косцы"
Оценка 4.7

И. Бунин "Косцы"

Оценка 4.7
Лекции
doc
русская литература
5 кл
01.03.2018
И. Бунин "Косцы"
технологическая карта урока И,А. Бунин "Косцы" для обучающихся 5 класса средней общеобразовательной школы с учетом всех требований фгос. урок по данной технологической карте был успешно апробирован на обучающихся 5 класса. к данной технологической карте имеется презентационный материал и музыка к нему.технологическая карта урока литературы в 5 классе И. Бунин "Косцы"
технологическая карта урока бунин косцы 5кл..doc
Класс: 5        Учитель: Резникова Зоя Петровна УМК: предметная линия под ред.В.Я.Коровиной. Литература 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. ­ М.: Просвещение, 2013. Тема урока: И.А. Бунин «Косцы».     Тип урока: урок анализа прочитанного дома произведения. Технология: развития критического мышления Цели и задачи:  воспитательная:  Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову. образовательная:  Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами. развивающая:  Развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении;   умения   определять   способы   воссоздания  основных   образов   произведения,   способы   выражения авторской позиции.  Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений.  Развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства. Формируемые  УУД:  регулятивные (планирование, контроль и выполнение учебных действий по заданному плану); познавательные (выделение   информации   из   художественного   текста   для   участия   в   аналитической   беседе;   сравнение источников информации); коммуникативные (формирование   навыков   устной   речи,   формирование   навыков   участия   в   коллективном   диалоге, планирование учебного сотрудничества с группой); личностные (учиться воспринимать прекрасное в художественном описании природы – словесном и изобразительном; формировать умение выражать мысли). Оборудование: Портрет писателя, учебник литературы для 5 класса под редакцией Коровиной В.Л.; толковый словарь Ожегова; памятки “Основные   художественно­изобразительные   средства   языка”;   презентация;   репродукции   с   картин   художников Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова; магнитофонная запись русской народной песни “Ах ты, поле мое”. Словарь урока:  Нобелевская премия  лексический повтор  эмиграция      План урока: I.  Организационный момент  II. Стадия вызова III. Стадия осмысления IV. Закрепление изученного V. Информация о домашнем задании VI. Рефлексия Ход урока Деятельность учителя Деятельность учеников Приветствие учителя, проверка подготовленности к  учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока. I.  Организационный момент Задачи этапа Создать  благопри­ ятный  психоло­ гический  настрой  на работу. Формируемые УУД Вре мя (в мин ) Коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества с учителем и  сверстниками. Регулятивные: организация своей  учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. (постановка цели и задач урока; мотивация учебной деятельности учащихся, подготовка к активной основной познавательной деятельности)  II.  Стадия вызова Актуализ ация  субъект­ ного  опыта  опорных  знаний и  способов  действий.  Учитель организует погружение в проблему. Учитель:  ­ На уроках литературы мы с вами много говорим о красоте   родной   природы,   необъятных   просторах Родины,   воссоздании   её   образов   писателями   и поэтами. Красота родной земли предстаёт во многих произведениях. Ребята, а какие произведения вы можете назвать?  /учащиеся называют запомнившиеся произведения/ Слушают учителя. Строят  понятные для собеседника  высказывания.   строить Познавательные:  структурирование собственных знаний, умение осознанно и произвольно речевое   высказывание в устной форме. Коммуникативные:  организовывать   и планировать   учебное   сотрудничество   с учителем и сверстниками.  Регулятивные: контроль и оценка  процесса и результатов деятельности, осуществление целеполагания.  Личностные:  формирование навыков  исследовательской деятельности. Обеспече­ ние  мотиваци и учения  детьми,  принятие  ими целей урока. Учитель:  ­ Перед вами стихотворение (Слайд 1). Вчитайтесь и  вслушайтесь в его строки.  /чтение стихотворения учителем/ ­ О чём стихотворение?  ­ Как поэт выражает свои чувства? /ответы учащихся/ ­ Автор стихотворения И.А. Бунин. О его творчестве мы сегодня будем говорить на уроке. Реализация домашнего задания. Учитель:  ­ Какое домашнее задание было задано к  сегодняшнему уроку?  /Д/з: прочитать статью учебника о Бунине./  ­ В своих группах посоветуйтесь,  составьте и  запишите вопросы к тексту. (Примерные вопросы:  К какому роду принадлежал И.А. Бунин?  Где прошло детство писатель?  Какое образование получил И.А. Бунин?  Когда вышла первая книга стихов поэта? и др.)  Вопросы представителями групп вывешиваются на  отдельных листах на доске.  Учитель: ­ Я предлагаю вам самим ответить на поставленные  вопросы. Учитель: также к уроку нужно было прочитать  рассказ И.А. Бунина «Косцы». Работают в группе,  обсуждают предлагаемые  варианты, защищают свой  вариант вопроса. Анализируют варианты,  предложенные другими  группами. Принимают и сохраняют  учебные цель и задачу. (работа с новой информацией, совместное исследование проблематики рассказа» III. Стадия осмысления Поиск  решения  учебной  задачи Учитель организует работу над анализом  произведения. Учитель:  Эпиграф «Я пишу о красоте ­ всё равно, в чём бы Составляют  кластер: все  ответы детей в два­три  слова записываются на  Познавательные: выделять  существенную информацию из текста  рассказа; уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать детали текста в зависимости от поставленной  цели. Личностные:  анализируют,  доказывают, аргументируют свою точку  зрения. Коммуникативные: умение вступать в  диалог, участвовать в коллективном  обсуждении вопроса осознанно строят  речевые высказывания, рефлексия своих действий. Регулятивные: исследуют условия  учебной задачи, обсуждают предметные  способы решения, учатся понимать на слух ответы  обучающихся, формулировать  собственное мнение и позицию. доске гроздью. Начинают ведение дневника в тетрадях. Осуществляют анализ  прозаического  произведения  Работают в парах Участвуют в обсуждении  содержания прозаического  произведения во  фронтальном режиме . она ни была, и даю читателю с природой часть своей души» (И.А. Бунин) Как вы понимаете эти слова? (Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и  радость). История создания рассказа.  Ученик читает на стр.10 учебника.  В   написанных   заметках   «Происхождение   моих рассказов» Бунин сделал такую запись: «Когда мы с моим   покойным   братом   Юлием   возвращались   из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем­то нагружавшие наш пароход, так восхитительно сильно и дружно пели, что мы с братом   были   в   полном   восторге...   и   все   говорили: „Так... могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди“. Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой   дороге,   как   в   березовом   лесу   рядом   с большой   дорогой   пели   косцы —   с   такой   же свободой, легкостью и всем существом. Написал  я этот   рассказ   в   Париже,   в   1921   году,   вспоминая Казань и этот березовый лес».  Учитель:  «Косцы» — это непривычный для нас рассказ. В нем нет   сюжета,   нет   четко   описанных   героев.   Это   – рассказ – воспоминание, раздумья писателя о судьбе Родины,   это   воспоминания,   переплетенные   с поэтическими   размышлениями.   Он   похож   на описание   картины,   однажды   увиденной   и   навсегда запечатлённой в сердце. Учитель:  Ребята,  а какие   микротемы  мы  можем   выделить   в рассказе? О чём это произведение? Познавательные: уметь  ориентироваться в разнообразии  способов решения задач; уметь строить сообщение  исследовательского характера в устной  форме. Личностные: формирование этических  чувств, доброжелательности и  эмоционально­нравственной  отзывчивости. Коммуникативные: уметь проявлять  активность для решения  коммуникативных задач; уметь  формулировать собственную позицию и  собственное мнение Регулятивные: выбирать действия в  соответствии с поставленной задачей. Составление кластера. Работа с микротемами по группам. Природа ­ Какой же предстает перед нами  природа? Зачитаем   отрывок   со   слов   «Кругом   нас   были поля…» Записываем в тетради комментарии к микротеме. «…берёзовый лес…звучно откликался им», «старая дорога, заросшая кудрявой муравой…», «…изрезанная…следами   давней   жизни   наших отцов и дедов…». «…небо уже золотилось…», «…казалось, что нет, да   никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой – или благословенной – Богом стране». Косцы и их труд Учитель:  А теперь поговорим о самих косцах и их труде. ­ Обратимся к иллюстрациям. ­ Что можем сказать о косцах? (Слайд 7) ­ Анализ картины Г. Мясоедова «Косцы» ­Кто изображён на картине? ­ Чем картина близка рассказу? ­ А вообще, легко косить? ­ Почему же такие светлые картины? ­ Какое чувство объединяет косцов? (Любовь к  родине, чувство единения). ­Понаблюдаем,   как   трудятся   косцы   в   рассказе (Отрывок «…»Неделю тому назад…» ­Запишем ключевые фразы. «они были «дальние», рязанские», «беззаботны, дружны», «…были «охочи к работе», неосознанно радуясь ее красоте и спорости», Работают в тетрадях Осуществляют анализ  предложенных вариантов  ответов, выбирают верный. В ходе заслушивания  ответов обучающихся  осуществляют  самоконтроль понимания  текста рассказа Продолжают работать в  группах Учатся работать со  словарем. Продолжают работать в «…косы   пустили   все   враз,   широко,   играючи,   и пошли…вольной, ровной чередой…», «…передвигались,   без   малейшего   усилия   бросая вокруг себя косы…», «…   делая   по   наитию   нечто   единое,   совершенно цельное, необыкновенно прекрасное…», « и прекрасны совершенною особой, чисто русской красотой   были   те   чувства,   что   раскрывали   они своими вздохами». ­ В этой микротеме встречаются непонятные слова.  Мы не можем не обратить внимание на них.  Толкование слов мы можем найти в словаре. Словарная работа. Бахилы ­ вид крестьянской обуви. Онучи ­ куски материи, наматываемые на ногу  (голень). Ластовица ­ матерчатая вставка на крестьянской  рубахе, чаще всего подмышкой.  Колея  ­ канавка, углубление от колёс на дороге. Дебри – место, заросшее непроходимым лесом. Жбан – кувшин с крышкой. Подпасок­ подросток, помогающий пастуху. Портки – штаны. Батрак ­ наемный сельскохозяйственный работник. ­ Какие из этих слов уже не встречаются в вашей  речи? Учитель  включает запись песни «Уж ты поле, моё поле……» ­   Что   вы   испытываете,   когда   слушаете   русскую народную песню? ­Как вы думаете, почему включила эту запись? Народная песня – третья микротема рассказа. ­ Какое слово повторяется многократно в описании песни? группах Развивают приемы  выразительного чтения. Строят речевое  высказывание в устной  форме с обоснованием  своего мнения. На основе записей  учащиеся, обобщая,  представляют  монологический ответ. (Прелесть) ­ Что оно означает? (Пока учащиеся дают свое толкование слова, двое учащихся   ищут   значение   этого   слова   в   словаре С.И. Ожегова) Словарь: обаяние, очарование, привлекательность, приятные, пленяющие явления, впечатления.  ­ А как вам кажется, какую роль играет повторение  этого слова? (Повторение слова привлекает  внимание читателя, усиливает воздействие этого  слова). Такой композиционный приём  называется лексический повтор ­ повторение  ключевого слова в начале строки или предложения с  целью усиления эмоционального воздействия этого  слова. Запишите в тетрадь термин: лексический  повтор. В   чём   же   было   очарование,   привлекательность народной   песни,   в   чём   её   прелесть?   Найдите   и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос. Учитель:  Найдем   в   отрывке   «Прелесть   её   была   в откликах….» и выпишем в дневник ключевые фразы. «…не   высказать   вполне,   в   чем   такая   дивная прелесть их песни…», «…она   была   связана   со   всем,   что   видели, чувствовали все мы…», «…кровное родство…», «…мы были дети своей родины…», «…только её душа могла петь так…», «…прекрасны   совершенно   особой,   чисто   русской красотой были чувства…»  ­ Зачитаем слова песни. ­ Настроение какое? ­ Почему появляется настроение безнадёжности? Учитель:   Что вы можете сказать о двух последних абзацах текста? Чему они посвящены? Родина – четвёртая микротема рассказа. ­ Как называет рассказчик Родину?  «…родимая сторонушка…», «…Эта родина, этот наш общий дом ­ Россия»,  «…беспредельная родная Русь…», «…кровно близок он с этой глушью…», «… нет подлинной разлуки с нею…», «…   куда   бы   ни   забросила   доля,   будет…родное небо, а вокруг – беспредельная родная Русь», «…бесконечно счастливы мы были в те дни…» ­ Послушаем последний абзац. ­ Какое здесь настроение?  Учитель: Жизнь И.А. Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть   Родину;   эмиграция   бывает   вынужденной или   добровольной.   И.А.   Бунин   покинул   Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень   часто   у   людей   складывается   мнение,   что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили,   и   скажите:   любил   ли   И.А.   Бунин   свою Родину? (Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину). “Разве можем мы забыть родину? Может человек  забыть родину? Она ­ в душе. Я ­ очень русский  человек. Это с годами не пропадает”. Тест по рассказу И.А. Бунина «Косцы» Самостоя ­тельная  познава­ IV. Закрепление изученного Анализируют поставленную  задачу.  Работают индивидуально  Познавательные: уметь  ориентироваться в разнообразии  способов решения задач. над поставленными  задачами. Систематизируют и  обобщают материал урока Домашнее задание:  письменно, используя материалы кластера и  таблицы с микротемами, ответить на вопрос :  “Из чего складывается образ Родины в рассказе  И.А. Бунина “Косцы”. V. Информация о домашнем задании Учащиеся записывают в  дневники задание Коллективное  проектирование способов  выполнения домашнего  задания. тельная  деятель­ ность  обучаю­ щихся Создание  условий  для  развития  личност­ но­ смыслово ­го  отноше­ ния к  теме Обеспече­ ние  понима­ ния  детьми  содержа­ ния и  способов  выполне­ ния  домашне­ го  задания Личностные: формирование этических  чувств, доброжелательности и  эмоционально ­ нравственной  отзывчивости Коммуникативные: уметь проявлять  активность для решения  коммуникативных задач; уметь  формулировать собственную позицию и  собственное мнение Регулятивные: выбирать действия в  соответствии с поставленной задачей.  формирование Познавательные: интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию.  Коммуникативные:  уметь   оформлять свои мысли в письменной  форме. Регулятивные: планирование своей  деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного  результата. Развитие   Учитель:  Заканчивая разговор о рассказе И.А.Бунина  Написание синквейна  Познавательные:  уметь   анализировать объект с целью выделения существенных Выявление восприятия прочитанного стихотворения VI. Рефлексия «Косцы», я предлагаю вам написать синквейны и  передать в них то, что показалось на уроке особенно  ярким и важным.  у обучаю­ щихся  рефлекси в­ной  культуры.  Учитель: Подводит итоги работы групп и класса в целом. признаков. Коммуникативные:  уметь формулировать   и   высказывать   свою точку   зрения   на   события   и   поступки героев. Личностные:  формирование выстраивания   системы   личностных отношений. Регулятивные: усвоенный результат.  уметь   осознавать

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"

И. Бунин "Косцы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018