Урок№78 Дата:
Тема: "I и II спряжения глагола. Общее понятие" (4-й класс, система Л.В. Занкова)
Цель:
• сформировать у учащихся понятие о спряжении (изменении глаголов по лицам и числам);
• развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям;
• воспитывать орфографическую зоркость: буквы е, и в окончаниях глаголов – это орфограммы.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Анализ (особенности урока и реализующие задачи)
1. Организационный момент. - Рада Вас всех видеть. Нас сегодня ждет интересный материал.
- Какой раздел языкознания мы изучаем?
- Сегодня, ребята, мы должны на основе изученного материала сформировать понятие о глаголе – спряжение? Ответы учащихся на вопросы.
- Морфология – раздел языкознания.
- Глагол. Грамматические признаки глаголы. Подготовить учащихся к работе на уроке, психологически настроить на предстоящее занятие.
2. Постановка учебной задачи.
Актуализация опорных знаний и умений. 1) Сообщение темы, цели и задач урока.
2) Каллиграфическая разминка:
На доске: группа слов:
Рабочий, решать, русский, ребята, ракета.
- Что общего у всех этих слов?
- Повторим написание буквы Рр(на доске образец).
3) Фонетическая работа.
- Какие звуки обозначает букваРр? Дайте характеристику.
4) Разделите данные слова на группы, объясните принцип классификации.
Запишите (с комментированием – 1-й ученик) в отдельные столбики.
- Объясните, почему словорабочий может выступать в роли существительного, прилагательного? (Лексическое значение слова, употребление в речи.) Ответы учащихся:
- Непроверяемое написание (слова из словаря); все слова на букву Р.
Орфографически и каллиграфически верно (проговаривая, наблюдая, записываем целую строку букву Рр; списываем слова.)
Характеристика звуков:
[р] – согласный, непарный звонкий, твердый;
[р,] – согласный, непарный звонкий, мягкий.
И/сущ. И/прил. Глагол
Рабочий
Ребята
ракета Рабочий
Русский Решать
Рабочий – как профессия человека (и/существительное)
Рабочий (-ая, -ое, -ие) – признак предмета (и/прилагательное)
Докажите, составляя словосочетания, предложения (употребление в речи). Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.
Активизировать мыслительные операции:
- анализ и синтез;
- сравнение и сопоставление;
- классификация.
Словарная работа как путь осознания учебного материала.
Постановка эвристического вопроса как прием, активизирующий процесс осмысления.
3. Повторение изученного материала. - Слово решать. Это глагол.
Вспомните все о глаголе. Решать – это начальная форма глагола.
Решать (н.ф.) – решал (п.в., м.р., ед.ч.), решает (н.в., ед.ч. 3-е л.), будет решать (б.в., ед.ч., 3-е л.) Всесторонне проверить знания учащихся о грамматических признаках глагола.
4. Изучение нового материала. 1) Обратимся к учебнику. Прочитайте заголовок раздела.
- Что такое спряжение?
Проведем небольшое наблюдение.
Упражнение 120.
а) прочитайте (про себя);
б) - назовите выделенные глаголы;
- что общего у всех этих глаголов?
- чем отличаются?
В) запишите глаголы (с разными окончаниями по образцу). Окончания выделите.
г) – Как изменялись окончания? Объясните свои наблюдения.
- Сделайте вывод.
- Сравните свой вывод с правилом по учебнику (с. 59).
- В какой позиции находятся гласные в данных словах? (В сильной, ударной.) Ответы учащихся:
- 3-е лицо, ед.ч., н.в.
- Разные окончания.
Ед.ч. Мн.ч.
1 л.
2 л.
3 л. Живу
Живешь
Живет Живем
Живете
Живут
I спряжение
1 л.
2 л.
3 л. Стою
Стоишь
Стоит Стоим
Стоите
Стоят
II спряжение
Вывод:
- Признаки I спряжения: окончания с е, ё; в 3-м л. мн.ч. – - ут, - ют.
- Признаки II спряжения: окончания с и; в 3-м л. мн.ч. - -ат, -ят. Использование метода наблюдения для осознания учащимися учебного материала.
Создание проблемной ситуации.
Активизация мыслительных операций:
- анализ и синтез;
- сравнение;
- обобщение;
- конкретизация.
5. Закрепление (усвоение) новых знаний. 1) Первичное закрепление. Вернемся к слову решать.Определите спряжение. Докажите, записывая в виде таблицы.
(Не путать: решать – несоверш. вида;
решить – соверш. вида.)
- В какой позиции находятся гласные в окончаниях данных слов?
- Сделайте выводы.
- Как будем проверять написание окончаний глаголов? Сделайте вывод. I спряжение.
Ед.ч. Мн.ч.
1 л.
2 л.
3 л. Решаю
Решаешь
Решает Решаем
Решаете
Решают
- В слабой, безударной.
- Значит, гласная буква в личных окончаниях глаголов – это орфограмма.
- По 3-му лицу мн.ч.
- Признаки I спряжения: окончания с е, ё; в 3-м л. мн.ч. – - ут, - ют.
- Признаки II спряжения: окончания с и; в 3-м л. мн.ч. - -ат, -ят. На основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий.
Физ. пауза. Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветер тише-тише,
Деревцо все выше-выше. Вместе с учителем.
5. Закрепление (усвоение) новых знаний.
Продолжение. 2) Ветер дует нам в лицо…
- Назовите в данном предложении глагол. Определите спряжение. В какой позиции находится гласная в личном окончании глагола?
Проверьте написание, применяя новые знания.
3) Упражнение 121.
а) чтение задания и текста;
б) 1-2 предложения с учителем (комментирует 1 ученик);
- выделить окончание, определить орфограмму, проверить, определить спряжение.
в) далее самостоятельная работа. Дует – дуют.
-ют – признак I спряжения, значит, в окончании е.
Работа в тетради.
1-2 ученика у доски (с комментированием). Выработка умения оперировать ранее полученными знаниями.
Закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по изучению нового материала.
6. Проверка и самопроверка. - Как определяли спряжение глаголов?
- Как проверяли написание личных окончаний глаголов? Вывод:
-у, -ю -ем I спряжение
-ешь -ете
-ет -ут,
-ют
-у, -ю -им II спряжение
-ишь -ите
-ит -ат,
-ят
Проверить знания учащихся.
Выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.
7. Итог урока.
Д/З - Что такое спряжение глагола?
- Как определить спряжение?
- Назовите признаки I и II спряжения глагола.
урок 79 Спряжение глаголов.docx
Урок№78 Дата:
Тема: "I и II спряжения глагола. Общее понятие" (4-й класс,
система Л.В. Занкова)
Цель:
сформировать у учащихся понятие о спряжении (изменении глаголов по лицам и
числам);
развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям;
воспитывать орфографическую зоркость: буквы е, и в окончаниях глаголов – это
орфограммы.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ход урока
Анализ
(особенности
урока и
реализующие
задачи)
Подготовить
учащихся к
работе на
уроке,
психологически
настроить на
предстоящее
занятие.
Ответы учащихся на
вопросы.
Морфология – раздел
языкознания.
Глагол. Грамматические
признаки глаголы.
1.
Организационны
й момент.
2. Постановка
учебной задачи.
Актуализация
опорных знаний
и умений.
Рада Вас всех видеть.
Нас сегодня ждет
интересный материал.
Какой раздел
языкознания мы
изучаем?
Сегодня, ребята, мы
должны на основе
изученного материала
сформировать понятие
о глаголе – спряжение?
1) Сообщение темы,
цели и задач урока.
2) Каллиграфическая
разминка:
На доске: группа слов:
Рабочий, решать,
русский, ребята,
ракета.
Что общего у всех
этих слов?
Повторим написание
буквы Рр(на доске
Ответы учащихся:
Непроверяемое написание
(слова из словаря); все
слова на букву Р.
Орфографически и
каллиграфически верно
(проговаривая, наблюдая,
записываем целую строку
букву Рр; списываем
слова.)
Характеристика звуков:
[р] – согласный, непарный
Организовать и
направить
познавательную
деятельность
учащихся на
восприятие
нового
материала.
Активизироват
ь мыслительные
операции:
анализ и образец).
3) Фонетическая
работа.
Какие звуки
обозначает букваРр?
Дайте характеристику.
4) Разделите данные
слова на группы,
объясните принцип
классификации.
Запишите (с
комментированием – 1
й ученик) в отдельные
столбики.
Объясните, почему
словорабочий может
выступать в роли
существительного,
прилагательного?
(Лексическое значение
слова, употребление в
речи.)
звонкий, твердый;
[р,] – согласный, непарный
звонкий, мягкий.
И/сущ. И/прил. Глагол
Рабочи
й
Ребят
а
ракета
Рабочи
й
Русски
й
Решат
ь
Рабочий – как профессия
человека
(и/существительное)
Рабочий (ая, ое, ие) –
признак предмета
(и/прилагательное)
Докажите, составляя
словосочетания,
предложения
(употребление в речи).
синтез;
сравнение и
сопоставление;
классификация.
Словарная
работа как путь
осознания
учебного
материала.
Постановка
эвристического
вопроса как
прием,
активизирующи
й процесс
осмысления.
3. Повторение
изученного
материала.
Слово решать. Это
глагол.
Вспомните все о
глаголе.
Решать – это начальная
форма глагола.
Решать (н.ф.) –
решал (п.в., м.р.,
ед.ч.), решает (н.в., ед.ч. 3
е л.), будет решать (б.в.,
ед.ч., 3е л.)
Всесторонне
проверить
знания
учащихся о
грамматически
х признаках
глагола.
4. Изучение
нового
материала.
1) Обратимся к
учебнику. Прочитайте
заголовок раздела.
Что такое спряжение?
Проведем небольшое
наблюдение.
Упражнение 120.
а) прочитайте (про
себя);
б) назовите
выделенные глаголы;
что общего у всех
этих глаголов?
Ответы учащихся:
3е лицо, ед.ч., н.в.
Разные окончания.
1 л.
2 л.
3 л.
Ед.ч. Мн.ч.
Живем
Живет
е
Живут
Живу
Живеш
ь
Живет
I спряжение
1 л.
2 л.
3 л.
Стою
Стоиш
ь
Стоим
Стоит
е
Использование
метода
наблюдения
для осознания
учащимися
учебного
материала.
Создание
проблемной
ситуации.
Активизация
мыслительных
операций:
анализ и синтез;
сравнение;
обобщение;
конкретизация.
Стоит Стоят
II спряжение
Вывод:
Признаки I спряжения:
окончания с е, ё; в 3м л.
мн.ч. – ут, ют.
Признаки II спряжения:
окончания с и; в 3м л. мн.ч.
ат, ят.
На основе
приобретенных
знаний
вырабатывать
соответствующ
ие умения и
навыки.
Установить,
усвоили ли
учащиеся
закономерности
новых понятий.
I спряжение.
Ед.ч.
Мн.ч.
1 л.
2 л.
3 л.
Решаю
Решаеш
ь
Решает
Решаем
Решает
е
Решают
В слабой, безударной.
Значит, гласная буква в
личных окончаниях
глаголов – это орфограмма.
По 3му лицу мн.ч.
Признаки I спряжения:
окончания с е, ё; в 3м л.
мн.ч. – ут, ют.
Признаки II спряжения:
окончания с и; в 3м л. мн.ч.
ат, ят.
Вместе с учителем.
чем отличаются?
В) запишите глаголы (с
разными окончаниями
по образцу). Окончания
выделите.
г) – Как изменялись
окончания? Объясните
свои наблюдения.
Сделайте вывод.
Сравните свой вывод
с правилом по учебнику
(с. 59).
В какой позиции
находятся гласные в
данных словах? (В
сильной, ударной.)
1) Первичное
закрепление. Вернемся
к
слову решать.Определ
ите спряжение.
Докажите, записывая в
виде таблицы.
(Не путать: решать
– несоверш. вида;
решить – соверш.
вида.)
В какой позиции
находятся гласные в
окончаниях данных
слов?
Сделайте выводы.
Как будем проверять
написание окончаний
глаголов? Сделайте
вывод.
Ветер дует нам в
лицо,
Закачалось деревцо
Ветер тишетише,
Деревцо все выше
выше.
5. Закрепление
(усвоение)
новых знаний.
Физ. пауза. 5. Закрепление
(усвоение)
новых знаний.
Продолжение.
2) Ветер дует нам в
лицо…
Назовите в данном
предложении глагол.
Определите спряжение.
В какой позиции
находится гласная в
личном окончании
глагола?
Проверьте написание,
применяя новые знания.
3) Упражнение 121.
а) чтение задания и
текста;
б) 12 предложения с
учителем
(комментирует 1
ученик);
выделить окончание,
определить
орфограмму,
проверить, определить
спряжение.
в) далее
самостоятельная
работа.
6. Проверка и
самопроверка.
Как определяли
спряжение глаголов?
Как проверяли
написание личных
окончаний глаголов?
Выработка
умения
оперировать
ранее
полученными
знаниями.
Закрепить у
учащихся
знания и
умения,
которые
необходимы
для
самостоятельно
й работы по
изучению
нового
материала.
Проверить
знания
учащихся.
Выявить
причины
обнаруженных
пробелов в
знаниях и
умениях.
Дует – дуют.
ют – признак I спряжения,
значит, в окончании е.
Работа в тетради.
12 ученика у доски (с
комментированием).
Вывод:
у,
ю
ешь
ет
у,
ю
ишь
ем
ете
ут,
ют
I спряжение
им II
спряжение
ите ит
ат,
ят
7. Итог урока.
Д/З
Что такое спряжение
глагола?
Как определить
спряжение?
Назовите признаки I и
II спряжения глагола.
"I и II спряжения глагола"
"I и II спряжения глагола"
"I и II спряжения глагола"
"I и II спряжения глагола"
"I и II спряжения глагола"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.