Идеи обучения профессиям людей с инвалидностью и ментальными нарушениями
Современное образование ориентировано не только на социализацию и адаптацию учащихся, но и на развитие личности человека и формирование качественных знаний, которые помогут ему в будущем эффективно выполнять трудовые обязанности. А получение профессии лицам с инвалидностью и с ментальными нарушениями – это отличная возможностью для социализации, развития самоуважения и чувства принадлежности к обществу. Когда они получают навыки и знания, это открывает перед ними новые горизонты.
Образовательная деятельность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. В первую очередь - разработка специальных образовательных и реабилитационных технологий, которые адаптированы к индивидуальным потребностям обучающихся. Изучаются физические, психологические, личностные качества каждого ученика. На основе этих данных разрабатываются адаптированные программы, подбираются формы и методы обучения и воспитания, применяются современные педагогические технологии, готовятся специальные учебные пособия и дидактические материалы. Важно разработать индивидуальные образовательные планы (ИОП), которые учитывают сильные стороны, интересы и способности учащихся. Такой подход позволяет создать оптимальные условия для обучения и обеспечивать максимальную мотивацию.
Освоение ими программ профессионального обучения может быть возможно за счёт использования педагогических технологий, ориентированных на повышение эффективности обучения. Применение технологии уровневой дифференциации, игровых технологий, информационно-коммуникативных технологий, технологии профессионального обучения, элементы проблемного обучения позволяют получать высокие результаты. Наиболее эффективными являются технологии профессионального и элементы проблемного обучения, разноуровневое обучение, информационно-коммуникативные технологии, а также использование в обучении элементов игровых технологий. Ученики с помощью игр развивают в себе новые навыки, приобретают жизненный опыт, примеряют на себя различные роли, учатся решать задачи и справляться со сложностями. Настольные игры развивают у учеников мелкую моторику, мышление, память; учат делиться, подчиняться правилам, учат взаимодействовать с другими игроками, находить компромисс, терпеливо ждать и достойно проигрывать.
Использование игры «Лото» на уроках производственного обучения помогает установить эмоциональный контакт, научиться находить общий язык, улучшить или наладить отношения ученикам друг с другом и с педагогом, подружиться. В дальнейшем этот опыт позволит ученику быстрее адаптироваться в коллективе.
Решение ребусов, кроссвордов (филвордов, занимательных задач и др.) помогает развивать такое качество, как настойчивость, а также положительно влияет на усидчивость, что в будущем поможет не сдаваться на пути к поставленной перед собой цели.
Деловые и ролевые игры, творческие задания, групповые обсуждения позволяют практиковать новые знания и умения в реальных ситуациях.
Программы и приложения, разработанные специально для обучения людей с инвалидностью и ментальными нарушениями помогают сделать процесс обучения увлекательным и продуктивным.
Интеллект-карты оказывают помощь в развитии процессов памяти, помогают в установлении связей между объектами изучения, наблюдения и т.д., опираясь на те сохранённые процессы, которые обнаруживаются у обучающихся. Информация, соединённая посредством ассоциации со знаниями, опирается на опыт учащегося, яркие объёмные образы и использование различных цветов активизирует внимание и способствует лучшему запоминанию материала. Применение интеллект-карт позволяет задействовать вербальную (словесную), зрительную и моторную (двигательную) память. Именно это способствует правильной мыслительной деятельности обучающихся.
Важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления у учащихся с отклонениями в развитии играет наглядность. Проблему активизации обучающихся решаем путём использования в ходе урока современных информационных компьютерных технологий, которые способны насытить обучающегося большим количеством готовых, отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, что очень важно для одновременного обучения групп учащихся с различными формами отклонений в развитии.
Практическое обучение является ключевым аспектом подготовки к профессии. Прохождение практики на реальных рабочих местах с сопровождением опытных наставников помогают людям с инвалидностью приобретать практические навыки и понимать, как работать в команде, взаимодействовать с коллегами и получать опыт в реальных условиях.
Применяемые указанные выше методы обучения позволяют сделать процесс обучения коррекционно-направленным, способствуют максимальной адаптации обучающихся с физическими и умственными нарушениями к самостоятельной жизни, приобретению профессиональных знаний и умений, исправлению свойственных данному контингенту лиц недостатков (робости, застенчивости, смущенности, нереализованности, комплекса неполноценности), помогают поверить в себя и свои возможности, стать полноправным членом нашего общества.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.