Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике
для учащихся 7-9 классов.
1
Аннотация. Данную методическую разработку математической игры-путешествия «Ключи от форта Баярд» можно использовать как внеклассное мероприятие по математике для 7-9 классов на предметной неделе в процессе осуществления образовательной деятельности. В методической разработке содержатся задания, требующие для решения сообразительности, смекалки, творческого подхода. Цель этой разработки – оживить математику введением в нее интересных задач, занимательных упражнений, любопытных практических сведений и тем самым содействовать развитию мыслительных способностей ученика.
Пояснительная записка. Принимая активное участие в проекте «Математические каникулы», хочется рассказать и поделиться интересными задачами, занимательными упражнениями, любопытными практическими сведениями. А также рассказать о путешествиях по странам Европы. Данная методическая разработка может быть использована как одна из форм внеклассной работы.
Самоанализ. Внеклассное мероприятие «Ключи от форта Баярд» разработано для учащихся 7-9 классов. Основными целями данного мероприятия являются развитие познавательного интереса к математике, воспитание чувства коллективизма и ответственности, развитие творческой смекалки учащихся.
К мероприятию подготовлены раздаточные материалы, которые обеспечивают эффект наглядности, что помогает учащимся при восприятии выполняемых заданий и решении задач.
В разработке имеется подробное описание хода игры, содержание задач с ответами. Продуманы формы работы с учащимися: групповая и фронтальная. Работая в группах-командах, учащиеся должны не только назвать правильный ответ задачи, но и обосновать его, что способствует развитию логического мышления учащихся и их речи.
Задачи подобраны таким образом, чтобы прослеживалась связь между их содержанием и выбранной формой игры.
«Ключи от форта Баярд» Данную методическую разработку математической игры-путешествия «Ключи от форта Баярд» можно использовать как внеклассное мероприятие по математике для 7-9 классов на предметной неделе в процессе осуществления образовательной деятельности.
Цель этой разработки – оживить математику введением в нее интересных задач, занимательных упражнений, любопытных практических сведений и тем самым содействовать развитию мыслительных способностей ученика.
Цели игры:
Повысить интерес к изучению математики;
продолжить развивать логического мышления, внимания, сообразительности, памяти;
воспитать чувство ответственности в принятии решения; умение работать в коллективе.
Оборудование:
§ отпечатанные условия задач: судоку, танграмм, «Модель башни Эйфеля»
§ таблица для станции «Обменная»
§ таблички со словами для составления телеграммы
§ политическая карта Европы на формате А3 (по количеству команд)
§ отдельно вырезанные карты стран: Англия, Франция,
Германия, Болгария, Финляндия, Нидерланды, Швеция
(по количеству команд)
§ маршрутные листы
§ карточки со сказочными героями: Карлсон, Бременские музыканты, Кломпены (Башмаки), Шерлок Холмс, Астерикс и Обеликс
§ таблички с буквами www. ; ma ;th ;can. ;ru.
1. Организационный момент.
2. Ход игры: 1) станция «Картографическая»;
2) станция «Обменная»;
3) станция «Логическая»; 4) станция «Литературная»;
5) станция «Исследовательская».
После прохождения станций команда получает ключ.
3. Подведение итогов.
В игре принимают участие две команды (можно больше) по 7 человек.
Ход игры
Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой, а также кто любит путешествовать. Сегодня мы проведем математическую игрупутешествие «Ключи от форта Баярд». Вы любите путешествовать? Мы думаем – да. И предлагаем вам совершить путешествие по …Сейчас вы сами все поймете. Итак, в нашем путешествии-испытании будут участвовать две команды по 7 человек в каждой. Теперь можно начинать игру, а девиз нашей игры будет следующий:
“ Кто ничего не замечает, Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает Тот вечно хнычет и скучает” Р.Сеф.
1) Станция «Картографическая».
Каждой команде выдается политическая карта Европы (приложение 1)и конверт с вырезанными странами (приложение 2).
Задание: найти на политической карте Европы предлагаемые страны и узнать их название.
Каждая команда получает маршрутный лист (приложение 3)
2)Станция «Обменная».
Задание: обменять 100 тыс. рублей на предлагаемую валюту всех видов по указанному курсу (приложение 4), так чтобы осталась минимальная сумма в рублях, после сделки. Если команда выполнила задание, то она получает ключ
Задание: Для получения конверта с тайной вы должны решить «Судоку» (приложение 5).
Судоку (Sudoku) - это головоломка с числами. В переводе с японского "су" означает "цифра", а "доку" - "стоящая отдельно". Она и проста, и изобретательна. Требует умения мыслить логически и одновременно учит этому. Ее поклонниками становятся все, кому нравится тренировать свой мозг и наращивать интеллект.
У головоломки судоку всего одно правило игры. Необходимо заполнить свободные клетки так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3 x 3 каждая цифра от 1 до 9 встречалась бы только один раз. После выполненного задания каждая команда получает конверт с изображениями известных достопримечательностей каждой из указанных стран (приложение 6). Нужно сопоставить достопримечательности разных стран.
Если команда выполнила задание, то она получает ключ
Задание: игра-танграмм (приложение 7). Собрать квадрат белой стороной. С обратной стороны – сказочные герои разных стран. Указать из какой страны этот герой и составить телеграмму (приложение 8) из одного из слов, в которой первое слово начинается с первой буквы исходного слова, второе слово – со второй буквы и т. д.
o Текст телеграммы разрешается дополнять союзами и предлогами
o Побеждает команда самой смешной или самой оригинальной телеграммы
Если команда выполнила задание, то она получает ключ
5) Станция исследовательская
Башня Эйфеля в Париже, 300 м высоты, сделана целиком из железа, которого пошло на нее около 8000000 кг. Я желаю заказать точную железную модель знаменитой башни, весящую всего только 1 кг. Какой она будет высоты? Выше стакана или ниже?
Если команда выполнила задание, то она получает ключ
Итак, наша игра-путешествие подошла к концу. Команды собрали все возможные ключи от форта Баярд. И это дает вам возможность открыть пять
(или меньше) табличек с буквами (приложение 10)
Это сайт «Математические каникулы» – где вы узнаете, как интересно и с пользой для себя можно провести свои каникулы. "Математические каникулы" - это отдых детей и учителей из Санкт-Петербурга, Москвы и других городов за рубежом в дни школьных каникул. Дети (классы с 1 по 11) отдыхают, ездят на экскурсии и развивают интеллектуальные способности, занимаясь математикой в игровой форме.
На наших каникулах дети находятся под контролем школьных учителей. Учителя организуют математические игры, конкурсы. На зимних и летних каникулах дети в доступной форме знакомятся с разделами математики, не входящими в школьную программу. Это бывает настолько интересно, что после каникул многие гуманитарии "заболевают" математикой.
На "Математических каникулах" с 2002 года более 2000 детей посетили 18 стран. В проекте приняли участие более 80 учителей.
Математика – серьезная наука, и порой на каникулах хочется от неѐ отдохнуть, да в принципе и от других наук тоже. Но путешествуя по странам Европы ребята узнают много познавательного об истории, научных открытиях. Хорошая атмосфера, добрые, готовые всегда помочь учителя, развивающие игры, новые знакомства – всѐ это оставляет неизгладимые впечатления о каждом путешествии.
Всем спасибо! До встречи на математических каникулах.
Список рекомендуемой литературы
1. Е.В.Смыкалова. Математические каникулы. Увлекательные математические игры и головоломки. Санкт-Петербург, издательство «СМИО Пресс», 2009 г.
2. Я.И.Перельман. Живая математика. Москва, издательство «Пилигрим»,1999г.
3. И.Ф. Шарыгин. Наглядная геометрия. Москва, издательство «МИРОС», 1995г.
Политическая карта Европы (Лучше распечатать еѐ в формате А3)
е 3
Станция |
Ключ |
Картографическая |
|
Обменная |
|
Логическая |
|
Литературная |
|
Исследовательская |
|
е 4
Валюта |
Курс (в рублях) |
Евро |
42 |
Фунт стерлингов |
50 |
Шведская крона |
45 |
Доллар |
29 |
Лев |
20 |
Судоку Судоку (Sudoku) - это головоломка с числами. В переводе с японского "су" означает "цифра", а "доку" - "стоящая отдельно". Она и проста, и изобретательна. Требует умения мыслить логически и одновременно учит этому. Ее поклонниками становятся все, кому нравится тренировать свой мозг и наращивать интеллект.
У головоломки судоку всего одно правило игры. Необходимо заполнить свободные клетки так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3 x 3 каждая цифра от 1 до 9 встречалась бы только один раз.
--- Верное решение
Достопримечательности разных стран.
Танграмм
Приложение 8
Сказочные герои.
o Швеция – Карлсон o Германия – Бременские музыканты o Нидерланды –Кломпены (Башмаки) o Англия – Шерлок Хомс o Франция – Астерикс и Обеликс.
Задача «Модель башни Эйфеля» Башня Эйфеля в Париже, 300 м высоты, сделана целиком из железа, которого пошло на нее около 8000000 кг. Я желаю заказать точную железную модель знаменитой башни, весящую всего только 1 кг. Какой она будет высоты? Выше стакана или ниже?
Ответ. Объемы подобных тел, относятся, как кубы их высот. Следовательно, модель должна быть ниже натуры в 200 раз, потому что 200*200*200=8000000.
Высота подлинной башни 300 м. Отсюда высота модели должна быть
300:200=1,5 м.
Модель будет почти в рост человека.
www. |
ma |
th |
сan. |
ru |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.