«Что вы видите вокруг?»
Цель: уточнить представления детей о названии предметов.
—
Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от
другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)
— Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми
бантиками. Как мы их различаем? (По именам.)
— Что означают слова... «мяч», «кукла», «ручка»?
— У меня в руке... ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка.
Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что
значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает
слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? («Ею открывают и закрывают
дверь».)
— Можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушай
стихотворение Ирины Токмаковой «Плим»:
Ложка
— это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово — плим.
Кошка — это кошка. Я повторяю снова —
У кошки семь котят. Плим, плим, плим.
Тряпка — это тряпка. Вот прыгает и скачет —
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим.
Шапка — это шапка. И ничего не значит
Оделся и пошел. Плим, плим, плим.
— Придумай и ты такие слова, которые ничего не значат (трам-татам, тутуру).
Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений
использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.