Игра-драматизация, как средство формирования нравственных ценностей старших дошкольников
Оценка 4.9

Игра-драматизация, как средство формирования нравственных ценностей старших дошкольников

Оценка 4.9
doc
31.03.2021
Игра-драматизация, как средство формирования нравственных ценностей старших дошкольников
ДОКЛАД- актуальность проблемы.doc

 

 

 «Формирование нравственных ценностей – это процесс воспитания нравственного поведения и нравственных привычек»   Л. Волобуева.

В современном обществе наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно - нравственными. Преобладает эгоцентричное поведение. Все это обусловило необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях.

Я считаю, что дошкольное детство – это самый важный период усвоения норм морали  и социальных способов поведения. В противном случае не исключается ущербность развития, последствия которой устранить чрезвычайно трудно. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду приобретает особую актуальность и значимость.

 В основу моей педагогической работы  была положена идея В.А. Сухомлинского о том, что детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества, навыки общения – нравственные ценности.

 Нравственные ценности - это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

В начале 2019-2020 учебного года у детей старшего возраста, мной проводились беседы по сказке «Заюшкина избушка», в процессе которых изучалось представление детей о нравственных ценностях с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали (А.Д. Кошелева).

 В ходе исследования пришла к выводу – что у более чем 35 % детей  представление детей о нравственных ценностях не достаточно развито, что  приводит к эмоциональному неблагополучию в группе.

 

    Результаты исследования представлены в диаграмме.

 

 

 

 

 

 


 Для решения этой проблемы, я разработала и реализовываю проект «Дарите людям добро» по формированию нравственных ценностей через игру-драматизацию.  

Так как игра в дошкольном возрасте - это ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, является методом воспитания и обучения ребят, поэтому важно подбирать и продумывать такое содержание, реализация которого формирует представление о нравственных ценностях, предлагает возможность нравственного выбора.

 Обозначила цель проекта: эффективное использование игр-драматизаций в  воспитании нравственных ценностей у  дошкольников.

        Для осуществления цели  определила следующие задачи:

ü способствовать усвоению детьми нравственных ценностей;

ü развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения;

ü изучить возможности игр - драматизации в формировании нравственных ценностей;

ü включать игры-драматизации в целостный педагогический процесс.

 Данный проект содержит четыре этапа.

 I. Блок «Уголок сказки»

Цель первого блока: формирование  у детей таких нравственных ценностей  как доброта, справедливость, терпение, оказание помощи друг другу, трудолюбие через создание условий для организации игр-драматизаций.

 Реализация блока по созданию развивающей среды

Работа по формированию нравственных ценностей с детьми проводилась в соответствии с разработанным мной проектом.

В зоне театральной деятельности были размещены разные виды кукольного театра:

·        ширма для показа кукольного театра;

·        театр верхних кукол;

·        театр марионеток;

·        настольный театр;

·        театр масок и д.р.

·        уголок для ряженья.

 В результате осуществления проведенных мероприятий у детей:

·   сформировался интерес к труду, воспиталось терпение, стремление беречь результаты чужого труда;

·   развилось умение в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы в мягкой форме и прислушиваться к другим детям, оказывать помощь друг другу, справедливо распределять роли.

 

    II. Блок «Семья и нравственность»

Цель второго блока: дать представление о влиянии игры - драматизации на формирование нравственных ценностей, приобщение родителей к совместной деятельности с детьми.

         Формирование  нравственных ценностей у воспитанников предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей, выработку согласованных воспитательных задач и методов педагогического воздействия.

Начиная работу по этой теме, столкнулась с тем, что родители очень часто, ссылаясь на занятость, не занимаются с детьми.

 Проанализировав сложившееся положение  в данной ситуации и для успешного ее решения поставила, для себя следующие задачи:

1. Содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного психологического семейного климата:

v составление  плана работы с родителями по формированию  нравственности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность;

v подбор соответствующей литературы, в целях обогащения родителей знаниями детской психологии и педагогики, педагогической этике; о вопросах нравственного воспитания.

2. Раскрыть особенности формирования нравственных ценностей, с тем чтобы действовать совместно и согласованно в таких формах, как:

v консультации для родителей на тему «Игра - драматизация дома», «Домашний театр», «Давайте поиграем»;

v реализацию семейного проекта по изготовлению книги «Сказка на новый лад» в целях формирования произвольного поведения, стимулировать желания следовать законам добра;

v проведение родительского собрания на тему «Нравственное воспитание в семье».  

 

 Проведя  анкетирование родителей на тему: «Дети и театр» получила положительный результат:       

Родители не только стихийно приобщают детей к нравственным ценностям (честность, справедливость, воспитанность, вежливость, желание делиться с другими), но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, посещения театра, просмотра мультфильмов  с обсуждением  нравственных или безнравственных качеств героев, бесед на нравственные темы. Устанавливают причинно-следственные связи между поступком ребенка и результатом.

 III. Блок «Ребенок и книга»

Я считаю, что сказки, являются особой формой действительности - это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях. Содержание игры - драматизации обуславливается сюжетом литературных произведений, отбор которых осуществляется мной с учетом их нравственных ценностей.

Цель третьего блока:  помочь дошкольникам понять и прочувствовать образы героев, их поведение,  способствовать развитию таких нравственных ценностей как любовь к людям, доброжелательность, совестливость, честность, правдивость.

 Для осуществления поставленной цели мной  был сделан отбор художественных произведений, являющихся содержанием  игры - драматизации, на основе следующих критериев:

ü соответствие литературного материала поставленной цели - по формированию нравственных ценностей;

ü доступность содержания детям, его соответствие личному опыту дошкольника;

ü способность иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях.

Опираясь на выделенные критерии,  выделила следующий ряд произведений. К ним относятся следующие сказки:

·       «Два жадных медвежонка»;

·       «Зимовье зверей»;

·       «Сказка о рыбаке и рыбке»;

·       «Морозко»;

·       «Цветик-семицветик»;

·       и многие другие.

Мной был разработан цикл занятий «Сказка ложь, да в ней намек». Разрабатывая занятия,  ставила перед собой следующие задачи: развивать эмпатию, отзывчивость, терпимость, взаимопомощь; учить регулировать свое поведение нравственной нормой; формировать понимание добра и зла.

 Разработала алгоритм ознакомления дошкольников с художественным произведением:

1) чтение;

2) повторное чтение;

3) беседа по прочитанному произведению;

4) пересказ, рассказывание по ролям, заучивание наизусть;

5) рассматривание книг, иллюстраций, видеофильмов, мультфильмов;

6) игровые этюды;

7) игры - драматизации.

  Провела работу по созданию развивающее пространства, которое включает в себя: 

·     библиотеку группы;

·     книжный уголок в группе;

·     книжная выставка.

Беседую по содержанию сказок, я смогла  расширять словарь детей устаревшими словами; активизировать в речи использование эпитетов: находчивая, справедливая, чуткая, добрая, отзывчивая; способствовать воспитанию в детях сочувствия, сострадания, чувство товарищества.

Проводимые беседы, были направлены на выявление идейного содержания произведений, воспитание нравственных чувств и качеств личности.

       Результативность этого блока: сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах научились эмоционально-чувственно осознавать нравственные нормы и ценности такие  как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.  

       IV. Блок  «Давайте жить дружно! » - игры – драматизации

Цель четвертого блока: учить  самостоятельно, выбирать действия для эмоциональной выразительности нравственных ценностей. Закрепление представлений детей о том, что нужно помогать своим близким, воспитывать отзывчивость, сострадание, сопереживание. Вызывать желание радовать своим трудом других.

            Четвертый блок реализовался через серию игр-драматизаций   с целью  формирования  у дошкольников нравственных ценностей в процессе передачи характера, эмоционального состояния сказочных героев.

 

Сказка «Два жадных медвежонка»

Цель 

Содержание

Способствовать воспитанию у детей бережливости, уступчивости, доброты, щедрости.

Распределение ролей

Установление декораций

Разыгрывание сюжета произведения

 

Сказка «Цветик - семицветик»

Цель 

Содержание

Способствовать развитию социальной адаптации дошкольников через формирование представлений о причинно-следственных связях нравственного и равнодушного поведения.

 

Содержание

Распределение ролей

Установление декораций

Разыгрывание сюжета сказки

 

         

 Тематика и содержание  игр-драматизаций имеют нравственную направленность, которая заключена в сказке. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Герои становятся образцами для подражания. Перевоплощаясь в образ, ребенок принимает и присваивает свойственные ему нравственные качества, что позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

        

 Реализация четвертого блока позволила достичь у дошкольников:

 

1. Сопоставляя действия персонажей и их поступки, дети на примерах научились эмоционально-чувствительно осознавать нравственные нормы и ценности.

2. Положительных взаимоотношений со сверстниками: отзывчивости, доброжелательности, взаимопомощи, терпимости.

 

 В ходе реализации данного проекта была проведена диагностика по изучению представлений о нравственных ценностях у детей старшего возраста (автор Кошелева А.Д.) с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали.

 

Результаты проведенного исследования

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Реализация данного проекта позволила мне, не перегружая детей образовательной деятельностью сделать нравственное воспитание естественным процессом. Я сделала вывод, что игры - драматизации являются кратчайшим путем донесения до сознания ребенка нравственной сути тех или иных ценностей. В них дети упражняются в проявлении таких качеств как: сочувствие, забота, доброта, трудолюбие, совестливость, честность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость через обыгрывание образов героев сказок.

                                         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников : кн. для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова.- М.: Просвещение, 1991. - 127 с.

2. Волобуева Л., Авилова, Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева [Текст]: Л. Волобуева, Е. Авилова // Дошкольное воспитание.- 2007.-№3.- с. 88-91.

3. Воспитание детей в игре [Текст] / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 1993.

4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет, сада./ Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова [и др.]; под ред. А.М. Виноградовой - 2-е изд., исп. и доп.- М.: Просвещение, 1989. - 191 с.

5. Губанова Н. Педагогические возможности игры - драматизации [Текст] // Детский сад от А до Я. 2008. №4. С. 28-35.

 6. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре [Текст]/ Сост. Р.И. Жуковская. - М.: АПН РСФСР, 1983.

 7. Истоки. Базис развития ребенка дошкольника [Текс] / под. ред. Н.А. Парамоновой, Г.А. Алиевой, Т.В. Антоновой // М.- 2003. 335 с.

 8. Карпинская Н.С. Игра - драматизация детей дошкольного возраста [Текст] // Дошкольное воспитание. 1999. №12. С. 17-22.

9. Колесникова З. Игрушечный театр [Текст]: 3. Колесникова // Игра и дети.-2007.-№6.-с.13 -15.

10. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека [Текст]: В. Минаева, Л.П. Стрелкова // Дошкольное воспитание.-2003.-№2.-с. 13-20.

11. Нравственное воспитание в детском саду [Текст]/ Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. - М., Просвещение, 1975. - 256 с.

12. Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам [Текст]: Е. Смирнова // Дошкольное воспитание.- 2003.-№8. с. 73 -76.

 13. Усова А.П. Роль игр в воспитании детей [Текст] / Сост. А.П. Усова. - М., Просвещение, 1996.

14.. Эйсмонт-Швыдкая Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников [Текст]/ Сост. Г.Н. Эйсмонт-Швыдкая. М., Просвещение, 1969. - 167 с.

 

 

 

 

 

 

 


Формирование нравственных ценностей – это процесс воспитания нравственного поведения и нравственных привычек»

Формирование нравственных ценностей – это процесс воспитания нравственного поведения и нравственных привычек»

Для решения этой проблемы, я разработала и реализовываю проект «Дарите людям добро» по формированию нравственных ценностей через игру-драматизацию

Для решения этой проблемы, я разработала и реализовываю проект «Дарите людям добро» по формированию нравственных ценностей через игру-драматизацию

II . Блок «Семья и нравственность»

II . Блок «Семья и нравственность»

III . Блок «Ребенок и книга»

III . Блок «Ребенок и книга»

Беседую по содержанию сказок, я смогла расширять словарь детей устаревшими словами; активизировать в речи использование эпитетов: находчивая, справедливая, чуткая, добрая, отзывчивая; способствовать воспитанию в детях…

Беседую по содержанию сказок, я смогла расширять словарь детей устаревшими словами; активизировать в речи использование эпитетов: находчивая, справедливая, чуткая, добрая, отзывчивая; способствовать воспитанию в детях…

Тематика и содержание игр-драматизаций имеют нравственную направленность, которая заключена в сказке

Тематика и содержание игр-драматизаций имеют нравственную направленность, которая заключена в сказке

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Артемова

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Артемова

Игра-драматизация, как средство формирования нравственных ценностей старших дошкольников

Игра-драматизация, как средство формирования нравственных ценностей старших дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2021