Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16
План по самообразованию
Тема: «Игра- драматизация как средство развития связной речи детей 3-4 лет».
Воспитатель: Соколова С.Д.
2024-2025г.
План самообразования воспитателя С.Д. Соколовой.
Игра - драматизация как средство развития связной речи детей 3-4 лет.
Актуальность
Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе и театрализованные игры-драматизации.
Обоснование выбора темы: Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать во 2 младшей группе. Я заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе застенчивость.
Задачи самообразования:
1. Развивать память, внимание.
2. Развивать умение слушать речь взрослого, понимая ее содержание, действовать в соответствии с нею.
3. Воспитывать выдержку.
4. Развивать интонационную выразительность речи (эмоциональность).
5. Развивать умственную и речевую активность.
6. Развивать связную речь.
7. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.
Содержание работы.
Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.
Ступени работы следующие:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").
• Игра-драматизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
• Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.
Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа "Знакомство", "Оказание помощи", "Разговор животного со своим детенышем" и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы ("Солнышко и дождик", "В лесу", "Веселые обезьянки", "Котята играют" и т.п.).
Перспективный план
№ |
Содержание работы |
Срок выполнения |
|
Методическая работа: |
|
1. |
Изучение методической литературы по теме |
Сентябрь-май |
2 |
Подобрать методическую литературу по теме самообразования |
Сентябрь-декабрь |
3. |
Изготовление атрибутов для театрализованных игр-пополнить театральный уголок группы |
Октябрь-май |
4. |
Создать картотеку театрализованных игр |
Сентябрь-май |
5. |
Картотека потешек, песенок, хороводных игр |
Сентябрь-май |
6. |
Консультация для педагогов на тему: «Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников» |
Май |
|
Практический этап: |
|
1. |
Составить картотеку театрализованных игр |
Октябрь-ноябрь |
|
Провести беседу с детьми о театре |
Октябрь |
|
Познакомить с миром театральных профессий |
Декабрь |
|
Знакомство с различными видами театров |
Октябрь-май |
|
Использование театрализованных игр в НОД, ОД в режимных моментах |
Сентябрь-май |
|
Работа с родителями: |
|
1. |
Информационные бюллетени: «Роль театрализованных игр в развитии речи младшего дошкольного возраста»; «Театральные игры – путь к детскому творчеству»; «Как проводить с ребёнком досуг»; «Развитие речи ребёнка 3 года жизни». |
Сентябрь-май |
2. |
Родительское собрание «Воспитание культурно-гигиенических навыков посредством использования игровых приёмов и художественного слова». |
Октябрь |
3. |
Родительское собрание «Книжки для малышей» Анкета «Сказка в жизни вашего ребёнка» |
декабрь |
4. |
Консультации «Просто ли играть?», «Потешки для детей», «Театрализованные игры – играйте вместе с детьми» |
Январь-март |
5. |
Проведение тематического родительского собрания «Путешествие в театр», «Как научить ребёнка играть в куклы?» |
Февраль-март |
6. |
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных игр |
Апрель |
7. |
Анкетирование «Развитие речи у детей средствами театральной деятельности» |
Апрель |
8. |
Совместные мероприятия с детьми |
Сентябрь-май |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.