«Игра- драматизация как средство развития связной речи детей 3-4 лет».
Оценка 4.6

«Игра- драматизация как средство развития связной речи детей 3-4 лет».

Оценка 4.6
docx
30.06.2024
«Игра- драматизация как средство развития связной речи детей 3-4 лет».
план по самообразованию.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План по самообразованию

Тема: «Игра- драматизация как средство развития связной речи детей 3-4 лет».

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Соколова С.Д.

 

 

 

 

 

 

2024-2025г.

План самообразования воспитателя С.Д. Соколовой.

Игра - драматизация как средство развития связной речи детей 3-4 лет.

Актуальность

Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе и театрализованные игры-драматизации.

Обоснование выбора темы: Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать во 2 младшей группе. Я заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе застенчивость.

Задачи самообразования:

1. Развивать память, внимание.

2. Развивать умение слушать речь взрослого, понимая ее содержание, действовать в соответствии с нею.

3. Воспитывать выдержку.

4. Развивать интонационную выразительность речи (эмоциональность).

5. Развивать умственную и речевую активность.

6. Развивать связную речь.

7. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.

Содержание работы.

Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

Ступени работы следующие:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").

• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").

• Игра-драматизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").

• Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").

• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").

• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа "Знакомство", "Оказание помощи", "Разговор животного со своим детенышем" и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы ("Солнышко и дождик", "В лесу", "Веселые обезьянки", "Котята играют" и т.п.).

Перспективный план

Содержание работы

Срок выполнения

 

Методическая работа:

 

1.

Изучение методической литературы по теме

Сентябрь-май

2

Подобрать методическую литературу по теме самообразования

Сентябрь-декабрь

3.

Изготовление атрибутов для театрализованных игр-пополнить театральный уголок группы

Октябрь-май

4.

Создать картотеку театрализованных игр

Сентябрь-май

5.

Картотека потешек, песенок, хороводных игр

Сентябрь-май

6.

Консультация для педагогов на тему: «Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников»

Май

 

Практический этап:

 

1.

Составить картотеку театрализованных игр

Октябрь-ноябрь

 

Провести беседу с детьми о театре

Октябрь

 

Познакомить с миром театральных профессий

Декабрь

 

Знакомство с различными видами театров

Октябрь-май

 

Использование театрализованных игр в НОД, ОД в режимных моментах

Сентябрь-май

 

Работа с родителями:

 

1.

Информационные бюллетени: «Роль театрализованных игр в развитии речи младшего дошкольного возраста»; «Театральные игры – путь к детскому творчеству»; «Как проводить с ребёнком досуг»; «Развитие речи ребёнка 3 года жизни».

Сентябрь-май

2.

Родительское собрание «Воспитание культурно-гигиенических навыков посредством использования игровых приёмов и художественного слова».

Октябрь

3.

Родительское собрание «Книжки для малышей»

Анкета «Сказка в жизни вашего ребёнка»

декабрь

4.

Консультации «Просто ли играть?», «Потешки для детей»,

«Театрализованные игры – играйте вместе с детьми»

Январь-март

5.

Проведение тематического родительского собрания «Путешествие в театр», «Как научить ребёнка играть в куклы?»

Февраль-март

6.

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных игр

Апрель

7.

Анкетирование «Развитие речи у детей средствами театральной деятельности»

Апрель

8.

Совместные мероприятия с детьми

Сентябрь-май

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16

План самообразования воспитателя

План самообразования воспитателя

Развивать умение слушать речь взрослого, понимая ее содержание, действовать в соответствии с нею

Развивать умение слушать речь взрослого, понимая ее содержание, действовать в соответствии с нею

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в…

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в…

Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам")

Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам")

Использование театрализованных игр в

Использование театрализованных игр в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2024