МОУ СШ г.Сенгилея
План – конспект урока-игры в 8 классе по теме:
«Генетическая связь между классами неорганических веществ».
Цель урока:
усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде;
обобщение и систематизация знаний об основных классах неорганических веществ и генетической связи между ними; совершенствование умения составлять уравнения химических реакций.
Задачи урока:
образовательные:
формирование у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между основными классами неорганических веществ; усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде; обобщение знания об основных классах неорганических веществ и генетической связи между ними.
развивающие:
развивать смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и
высказывать свои мысли, применять свои знания на практике;
практические умения учащихся; познавательный интерес,
познавательную активность.
воспитательные:
воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать
в коллективе, дисциплинированность, чёткость, организованность в работе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: магнитная доска, карточки с формулами веществ разных классов, карточки кислот и солей у учащихся, карточки с заданиями, ключи, подсказки, мультимедийная установка, слайды, лабораторное оборудование.
Ход урока:
Организационный этап – 2 минуты.
Цель этапа: создание психологической атмосферы урока; подготовка необходимого оборудования; включение учащихся в деловой ритм урока; формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.
Этап подготовки учащихся, сообщение темы урока – 3 минуты.
Цель этапа: значение материала изучаемой темы, сообщение цели задач урока.
Класс представляет собой команду, которой за один урок необходимо расшифровать название форта. Для того чтобы это сделать учащимся необходимо пройти комнаты с заданиями, получить 6 ключей. Собрав все ключи вместе и, используя подсказки, можно получить название форта.
Ключ сделан из картона, с одной стороны магнит, с другой стороны слово. Не все слова приведены в натуральном виде, многие из них необходимо расшифровать с помощью подсказок. Урок-игра – это подведение итогов путешествия в мир неорганических соединений. Они живут в удивительном форте, название которого предстоит узнать.
Этап повторения и обобщения понятий, усвоение соответствующей им системы знаний – 23 минуты.
Цель этапа: выполнение учащимися индивидуально, группами или всем классом разных устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщённые умения и формирующие знания на основе фактов, явлений, понятий.
Сначала нужно распределить «визитные» карточки жителей первой комнаты по семействам.
Какие классы неорганических веществ вам известны?
Задание.
Распределите вещества – карточки по классам.
CO2 ; H2O; H3PO4 ; CaCl2; Zn(OH)2; N2O5; CuCl2;
H2S; HCl; K2O; Ba(OH)2; CaSO4.
Когда ученики справятся с первым заданием, они получают первый ключ, на котором написано слово РЕНЕТ.
Игра «Найди родственников».
Все вещества, живущие в этом форте, связаны между собой по происхождению. К доске приглашаются три ученика.
Необходимо распределить вещества по классам, дать им названия.
CaSO4; H2SO4; MgO; CaO; Ca(OH)2; SO2; MgSO3; H2SO3; CaCO3; H2O; H3PO4; CaCl2; Zn(OH)2; Ba(OH)2.
После того, как учащиеся выполнят задание на доске и в тетрадях, на экране появляется слайд с правильным ответом.
Когда ученики у доски правильно выполнят задание, они получают второй ключ, на котором написано МИФИЧЕСКАЯ.
Конкурс «Придумай».
Пока ученики работают у доски, класс выполняет задание: составить схему генетического ряда в общем виде. Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях, первый, правильно выполнивший задание, записывает схему на доске и тоже получает третий ключ: КНЯЗЬ.
Пока ученики получали первые ключи, пришла телеграмма:
«Пропало вещество, вместо него появилось неизвестное. Определите пропавшее вещество» (3 ученика выполняют задание у доски, остальные – в тетрадях).
P –> P2O5 –> A
Ca –> CaO –> B
A + B –> C
После того, как учащиеся выполнят задание на доске и в тетрадях, на экране появляется слайд с правильным ответом. Слайд № 7.
Ученики получают ещё один ключ, на котором написано ПОСЕРЕДИНЕ.
Конкурс «Кто быстрее угадает».
Класс работает по группам (задание на экране).
1группа.
В результате, какого взаимодействия получается сульфат железа (II). Запишите все возможные реакции.
CuSO4 + NaOH –>
2 HCl + CaO –>
FeO + H2SO4 –>
HCl + KOH –>
2 группа.
В результате, какого взаимодействия получается вода. Запишите все возможные реакции.
Ca + HJ –>
NaOH + HBr –>
CaO + H2O –>
SO3 + H2O –>
Ученики получают ключ: КЛАСС.
Конкурс «Химический хоккей».
Работа по карточкам (кислоты, соли). Учитель – нападающий, ученики – защитники (бросок – вопрос, отражение атаки – ответ).
Ученики получают последний ключ, на котором написано слово – ВЕЩЕСТВО.
Ученики, у которых в руках ключи, выходят по порядку к магнитной доске и прикрепляют поочерёдно свой ключ лицом вверх, затем садятся на свои места. На доске получилось:
РЕНЕТ МИФИЧЕСКАЯ КНЯЗЬ ПОСЕРЕДИНЕ КЛАСС ВЕЩЕСТВО
Этап приведения единичных знаний в систему – 10 минут.
Цель этапа: формирование выводов по изученному материалу.
Чтобы расшифровать название форта, нужно ответить на вопросы учителя. Каждый правильный – одна подсказка. Работает весь класс. Кто знает ответ, поднимает руку, отвечает с места. Если ответ правильный, учащийся получает подсказку в виде свёрнутого в трубочку листа бумаги. Если подсказка помогла – учащийся записывает полученное слово на доске цветным маркером.
ВОПРОСЫ:
- как определить степень окисления кислотного остатка в кислоте?
- как классифицируются кислоты?
- что такое индикаторы?
- что нужно сделать, что известковая вода помутнела?
- какие правила по технике безопасности нужно соблюдать при работе с кислотами?
ПОДСКАЗКИ:
1. Замените первую букву слова «ренет» четвёртой буквой алфавита.
2. Уберите синоним слова «легенда» (во втором слове)
3. Замените первые две буквы слова «князь» на 18-ю и 3-ю буквы алфавита.
4. Подберите синоним слова «посередине».
5. Поставьте слово в творительный падеж множественного числа.
6. Убрать окончание слово «вещество».
Получили название форта: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ КЛАССАМИ ВЕЩЕСТВ.
Подведение итогов урока. Рефлексия. – 5 минут.
Цель этапа: установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами, внесение корректив; анализ учебной деятельности.
Наградой за это будут хорошие и отличные оценки за работу. Подводятся итоги урока, оценивается работа каждого ученика. Чтобы сэкономить время урока, за правильные ответы даю жетоны, изготовленные из цветного картона (красный – отлично, жёлтый – хорошо, зелёный – удовлетворительно). В конце урока каждый ученик показывает свои жетоны и получает соответствующую оценку.
Этап постановки домашнего задания – 2 минуты.
Цель этапа: сообщение, объём и содержание домашнего задания, инструктаж по его выполнению.
§ 42, упр. 1-4, практические работы № 8-9, с. 241.
Учитель химии: Зинина Е.Ю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.