Игра по русскому языку на тему:,,Фразеология вокруг нас'
Оценка 4.7

Игра по русскому языку на тему:,,Фразеология вокруг нас'

Оценка 4.7
Занимательные материалы +3
docx
7 кл—8 кл
30.04.2020
Игра по русскому языку на тему:,,Фразеология вокруг нас'
Цель: • пробудить интерес обучающихся к фразеологии; • распознавать фразеологизмы в тексте; • усваивать смысловые значения фразеологизмов; • отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологизмов по сравнению со свободными сочетаниями; • обогатить фразеологический запас обучающихся;
intielliektual-naia-ighra-viktorina-po-russkomu-iazyku-frazieologhizmy-vokrugh-nas.docx

«Звездный час»

 

Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку в  5 класса

Фразеологизмы вокруг нас

Цель:

• пробудить интерес обучающихся к фразеологии;

• распознавать фразеологизмы в тексте;

• усваивать смысловые значения фразеологизмов;

• отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологизмов по сравнению со свободными сочетаниями;

• обогатить фразеологический запас обучающихся;

 

Задачи:

  1. Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее дело.
  2. Учебная - повторение основных понятий, определений.
  3. Развивающая - развитие внимательности, памяти, находчивости.

 

Материалы и оборудование для проведения игры:

1.      Таблички или веера с цифрами от 0 до 7 для игроков.

2.       Презентация - видеотабло.

3.       Бумага и карандаши.

4.      Утешительные призы для выбывших участников.

5.      Супер-приз для победителя.

6.      Компьютер, проектор.

 

 

Правила:

В игре участвуют 6 человек,  все остальные - зрители. Каждый участник должен иметь таблички или веера с цифрами от 0 до 7. Игра начинается с представления участников.

 Игра состоит из 5-ти туров, каждый из которых может содержать от 6 до 9 вопросов. На каждый вопрос отводится определенное количество времени (до 10 сек). В конкурсе выигрывает тот, кто наберет максимальное количество баллов и звездочек. За верный ответ дается один балл. Те задания, которые не были выполнены, разбираются коллективно или с болельщиками.

 

 

Вводное слово учителя:

Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру-викторину "Звездный час".

 Все вопросы, которые будут заданы, так или иначе связаны с фразеологией.

Представляю вам 6 участников -  игроков:_______________________

Поприветствуем их!

Все участники игры перед вами, настало время познакомиться с ее правилами.

 

Правила игры

Вопросы викторины будут  высвечиваться  на видеотабло  в виде небольших картинок.  За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл. А самые умные и смышленые ребята получат  звезды за  самые быстрые, правильные ответы.

Ответы даются  путём поднятия вверх табличек с цифрами - номерами ответов (соответственно, от 1 до 7). Табличка с цифрой «0» означает, что верного ответа среди перечисленных вариантов нет. Правильных ответов в отдельных случаях  может быть несколько, т.е участники могут поднять одновременно несколько табличек с номерами ответов.

Тот участник, который первым правильно отвечает на вопрос,  получает ещё бонусную звезду  (Но только в том случае, если не все участники  ответили одновременно правильно). Звездочки считаются  дополнительными показателями в случаях равенства  баллов у игроков. Тот участник, кто дал наибольшее количество правильных ответов, выходит в следующий  тур. После  каждого тура, а их - четыре, мы будем терять по игроку, набравшего наименьшее количество очков (исключение - первый тур – он разминочный). Пятый тур – финал.

На обдумывание каждого вопроса дается  до 10 сек.

Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться их звезды.

В супер-игре, т.е в финале, сразятся два участника игры, дошедшие до финала.

 

Подсчитывать очки будут 3  члена уважаемого жюри:

Библиотекарь  ________________,

 Ученик _______________,

Учитель  ________________.

 

Итак, начинаем I тур, который состоит из 14  отдельных заданий (2 слайда).

 

1 тур разминочный: После первого тура  никто не отсеивается. Но он имеет значение для следующих туров, т.к. будут учитываться накопленные  и в этом туре звезды за правильные и быстрые ответы.

 

На слайде№3  представлены фразеологизмы

Узнай фразеологизм по лексическому значению:

  1. Всякое слабое, уязвимое место человека (в характере, привычках, склонностях) - 2
  2. То, что порождает конфликт, серьезные противоречия. - 1
  3. Незадачливый, плохой мастер. - 4
  4. Тратить слова, обращаясь к людям, которые не могут вас  понять. - 3
  5. Непрошенная помощь, услуга, которая приносит больше вреда, чем пользы. - 5
  6. Привлечь, использовать что-либо без достаточных оснований, неоправданно. - 7
  7. Откладывать на долгое время. - 6

 

 


 

На следующем слайде №4  представлены весёлые картинки :

 

Узнай фразеологизм в картинке:

1. Крокодиловы слёзы.- 6

2. Съесть пуд соли. – 4

3. Набить шишки. – 7

4. Сесть в калошу. – 5

5. Уносить ноги. – 3

6. Развесить уши. – 1

7. Зарубить на носу. - 2

 

2 тур          «Быстрее лани»

2 тур включает  12 вопросов.

На  слайде №6  вашему вниманию представлены фразеологизмы:

 

Найди синоним фразеологизму:

1. держать камень за пазухой           Иметь зуб- 1

           2.  на всех парах                                   Сломя голову - 3

3. воды не замутит;                            Мухи не обидит - 4

4. от аза до ижицы                              От А до Я – 6

            5. во время оно                                     При Царе Горохе – 5

6. рассыпаться мелким бесом           Лизать пятки – 2

 

На  слайде №7 перед вами известные животные, птицы, насекомые.

 

Продолжите фразеологизм, содержащий название животного:

  1. Трещит как ………(сорока) 2
  2. Ревёт  ………….(белугой) 5
  3. Талия как у ………(осы) 1
  4. Угрюмый как ………(бирюк) 4
  5. Бородка как у  ………(козла) 6
  6. Повторять как ………..(попугай) 3

 

.

3 тур:         «Баш на баш»

На  слайде №9  вашему вниманию предлагается  задание.

Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами.

  1. Одноклассник без всякого основания перестал со мной разговаривать (ни с того ни с сего).- 1
  2. Мой друг вёл себя так, будто ничего не случилось  (как ни в чём ни бывало).- 3
  3. Надо, несмотря ни на что, непременно выполнить это задание (во что бы то ни стало).5
  4. Много прошло времени с той поры (много воды утекло). - 7
  5. Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних (с глазу на глаз) - 4
  6. Задание написано совершенно четко, определенно  (чёрным по белому).- 2
  7. В разговоре он находчив, знает, как ответить (за словом в карман не лезет).- 6

 

 

 

На  слайде №10 перед вами фразеологизмы в картинках.

Задание: подберите к данным фразеологизмам антонимы.

 

 

  1. Кот наплакал (хоть пруд пруди) 6
  2. Выйти из себя (взять себя в руки) 2
  3. Работать засучив рукава (бить баклуши) 3
  4. Семи пядей во лбу (без царя в голове) 4
  5. В рот воды набрал (чесать языком) 5
  6. Два сапога пара (белая ворона) 1

 

Последний 4 тур          « Язык без костей»

Существуют обороты, принятые во многих языках и полностью сохраняющие смысл: ахиллесова пята; волк в овечьей шкуре.

Есть так называемые аналоги - выражения, близкие по смыслу, но различающиеся образами. Подберите к данным иностранным устойчивым выражениям русские аналоги. (слайд№ 12)

 

 1.Везти сов в Афины (греч.) - ехать в Тулу со своим самоваром – 7

2.Рыба еще в воде, а он сковороду на огонь ставит (армянск.) - делить шкуру неубитого медведя

3. Дождь льет кошками и собаками (англ.) - дождь льет как из ведра -4

4. Одним камнем дважды ударить - Одним выстрелом двух зайцев убить -5

5. Жить как петух на откорме -  Как у Христа за пазухой - 3

6. Король не кузен  - Гусь свинье не товарищ - 2

7. Принять пузыри за фонари -  Не все то золото, что блестит - 1

 

 

На следующем слайде № 13   вам предлагаются иллюстрации к басням Крылова:

ИЗ КАКИХ БАСЕН СЛЕДУЮЩИЕ СТРОЧКИ?

1. Избави Бог и нас от этаких судей! («Осел и Соловей») – 4

2   Чем кумушек считать, трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (“Зеркало и Обезьяна”) – 5

3.Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак».) – 1

4. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. («Щука и Кот».) - 3

5.А Васька слушает, да ест. («Кот и Повар».) - 2

 

Финал     «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»

В финале 2 игрока   соревнуются  друг против друга. Все участники, не прошедшие в финал, получают утешительные призы.

Предлагается объяснить значение фразеологизма (слайд № 15)

                                                     дым коромыслом

     В старой Руси избы часто топили "по-черному": дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым "столбом" - будет ясно, "волоком" –

к туману, дождю, "коромыслом" – к ветру, непогоде, а то и буре.

 

                                                    «Гонка за лидером» (слайд № 16)

            Закончите и объясните фразеологизм.

      Без … в душу лезть -

      Без памяти …- 

      Готов провалиться сквозь … —

      Как … лист дрожать - 

      Как мышь на крупу …-

 

Начинает игру, участник, имеющий наименьшее количество баллов,  звезда может засчитываться за полный правильный ответ.

Жюри подводит итоги.

Звездный час.  У победителя наступает звездный час. Он произносит речь. Ему вручается главный приз. В его честь звучит приветственная музыка или демонстрируется салют, записанный на видео.

                             AWARD           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Литература

1. Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. А.И. Молоткова, 6-е изд.—М.: Рус. яз., 2000.—543 с.

2.  Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения.—4-е изд., доп.—М.: Худ. лит., 1988.—528 с.

3.  Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.2.—М.: Просвещение, 1967.—288 с.

4.  Гаврин С.Г. Изучение фразеологии русского языка в школе.—М.: Учпедгиз, 1963.—152 с.

5.  Григорян Л.Т. Язык мой—друг мой.—М.: Просвещение, 1988.—207 с.

6. Я познаю мир. Русский язык. Детская энциклопедия, М.,1999.

 

 

                                                                                                                                   Приложение


Звездный час»

Звездный час»

Правила: В игре участвуют 6 человек, все остальные - зрители

Правила: В игре участвуют 6 человек, все остальные - зрители

Привлечь, использовать что-либо без достаточных оснований, неоправданно

Привлечь, использовать что-либо без достаточных оснований, неоправданно

На слайде №10 перед вами фразеологизмы в картинках

На слайде №10 перед вами фразеологизмы в картинках

В старой Руси избы часто топили "по-черному": дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через специальное окошко или дверь

В старой Руси избы часто топили "по-черному": дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через специальное окошко или дверь

Литература 1. Фразеологический словарь русского языка/

Литература 1. Фразеологический словарь русского языка/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020