Игра "Путешествие по городам России"

  • docx
  • 30.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала игра Путешествие по городам России.docx

Сценарий развлечения «Путешествие по городам России».

 

Цель: Углубить и закрепить знания детей о народных промыслах.

Задачи:

1.     Расширить знания детей в области народного, музыкального творчества;

2.     Обогащать словарный запас детей, память, внимание через творческую деятельность;

3.     Воспитывать у детей гордость за мастерство нашего народа.

Ход развлечения:

Организационный момент.

Вводная беседа.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городам России. И вспомним, с какими народными промыслами мы познакомились в течение года. На чем можно отправиться в путешествие?

Ответы детей: На самолете, поезде, автобусе, машине, корабле.

Педагог: Правильно, но мы с вами отправимся в путешествие на ковре самолете. Давайте закроем глаза и представим себе волшебный ковер, как мы на нем летим по всей России.

 

Педагог:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить,

Мастеров из славной «Дымки»

Никогда нам не забыть.

В Твери делают игрушки,

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

Любовались гости чудом,

Громко восхищались –

Хохломскою красотой

Сражены остались.

Наша русская игрушка

Не стареет сотни лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

 

Педагог: Вот и первая остановка.

 

Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Как они называются? Называют ее «Дымкой» - по имени Дымковской слободы города Кирова, где она родилась.

Еле спят у большака

В инее седом

Спит деревня, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Люди придумали лепить эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был Бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка.

Еще одной важной покровительницей всех русичей была Богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины.

Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих Богов: домашний скот, младенцев и т.д.

Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры.

И в наше время в самом центре Вятки находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки.

Показ слайдов «Мастерская дымковского мастера».

Педагог: Если зайти туда, то сразу можно увидеть груды глины, мешки с мелом, ящики с краской, коробки с яйцом. Как вы думаете, для чего все это? Правильно, все это нужно для создания чуда! Сказочные индюки, похожие на Жар-птицу, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, другая с козлятами, все это – настоящее чудо!

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани,

Медведь с гармошкой,

Солдат с усами.

Козел – золотые рожки

Да куколка в сережках.

Пестрые, яркие, славные подарки!

Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята. Это игрушки керамические, они сделаны из красной глины. В окрестностях села Дымково было много красной глины. Я сегодня принесла кусок такой глины. Вы с ней прекрасно знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.

Привезли мы глину с дальнего бугра.

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем!

Весь рассказ педагога сопровождается показом слайдов.

Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски. А какими узорами их расписывают, просто залюбуешься.

Педагог: Назовите элементы росписи, которые вам знакомы.

Ответы детей.

Педагог: Правильно, кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горит ярко-ярко.

Что обозначает каждый элемент дымковской росписи?

Ответы детей: круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Педагог: Краски используют разного цвета. Какие?

Ответы детей: зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие.

Девочки поют частушки о дымковских игрушках.

Инди-инди, индюшок,

Ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

***

В летний день, погожий день

Балалаечка трень-брень.

«Ты играй, мой Ванечка», -

Просит друга Танечка.

***

Барашек – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

***

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Педагог: Следующая остановка – город Жостов.

Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек: превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы красоты невиданной.

Ребенок рассказывает сказку-легенду «Цветок-огонь и Цветок-снежинка».

«Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, а другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные.

Под музыку педагог показывает два цвета: красный и голубой.

Педагог: Как вы думаете, какая музыка какому цветку соответствует?

Да, ребята, вот это цветок – огонь, а другой – снежинка. Посадил их мастер у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.

Как взмахнул цветок – огонь своей шапочкой – разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной. Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты.

Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.

Оглядитесь вокруг: в нашем зале тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах.

Показ слайдов «В мастерской жостовского мастера», где показаны все этапы изготовления подносов.

«Был обычный железный лист, гладок он и серебрист. Но в руках у мастера стал таким красивым: фигурным, с высоким бортиком, прямо всем на диво».

Проводится словесная игра «Пословицы и поговорки о труде».

Педагог начинает пословицы и поговорки, дети заканчивают.

- 7 раз отмерь …

- Дело мастера …

- Без труда …

- Лень портит, а …

- Готовь сани …

- Кто не работает …

Дополнительные вопросы к детям:

- Из какого материала делают подносы?

- Какие цвета и оттенки используют художники?

- Какими элементами красят изделия?

- О чем напоминает вам роспись?

- Какое настроение создают у вас эти подносы?

Педагог: Пора отправляться в дорогу. Следующая остановка – город Семенов.

Чем прославился город Семенов?

Ответы детей: Семеновская матрешка.

Есть еще для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка –

Красавица девица,

У нее сестрицы.

Каждая сестрица –

Для маленькой темница.

Педагог: Самыми любимыми игрушками в народе у детей были матрешки. Вот еще какая загадка есть про матрешек, послушайте:

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

А знаете ли вы, сколько лет матрешке? Кажется, она пришла к на из мира легенд и сказок, из седой древности? На самом деле ей всего немногим больше 100 лет.

Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Она полюбилась и взрослым, и детям.

Весь рассказ сопровождается показом слайдов изготовления, росписи деревянных кукол.

Педагог: Есть много версий, как и когда она родилась. Первая матрешка была сделана в местечке Абрамцева и звали ее Матрена. Она была изготовлена мастером по дереву Василием Звездочкиным, а расписал ее художник Сергей Малютин. В нее входило 7 фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матрена с петухом в руках так понравилась всем, что игрушку назвали Матрешкой. Уже более 100 лет матрешке, а она и не думает стареть.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки!

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные!

Посмотрите, сколько матрешек к нам в гости пришло.

Выходят девочки-матрешки.

Много кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у вас живут.

Нас матрешками зовут.

Девочки-матрешки проводят физминутку «Мы – веселые матрешки».

Показ слайдов «Выставка матрешек».

Педагог: Эти гостьи из города Семенова. В правой руке держит она большой букет цветов, в котормо собраны разные цветы. Какие? Правильно. Это розаны, колокольчики, рябинки, травки, васильки. Семеновские матрешки лицом взрослее. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий. В этой матрешке спрятолось много сестричек.

Ребенок читает стихотворение:

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка

Улыбается, смеется.

Хоть и аль ее ломать

Буду дальше разбирать.

Ростом разные подружки,

А похожи друг на дружку!

Обобщение.

Дополнительные вопросы к детям:

- Из какого города у нас в гостях матрешки?

- Чем они похожи? Чем отличаются?

- Какие костюмы носили матрешки?

- Какие матрешки в России самые известные?

- Назовите элементы украшения у каждой матрешки?

- Какое настроение у вас возникает при взгляде на матрешку? Чем она вам нравится?

- Как изготавливают матрешку?

Как можно назвать матрешек?

Педагог: Отправляемся в дорогу, следующая станция «Хохлома».

Рассказывает ребенок:

«Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.

Вскоре слава о мастере разнеслась по всей Земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, ни где не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной – она была из солнечных лучей».

Показ слайдов.

Вот Ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная головка.

Плывет по лесу Хохлома,

Расписанная очень ловко.

 

Нашли ложки хохломские –

Самый лучший сувенир.

С позолотой – не простые

Прогремели на весь мир.

 

Педагог: Сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома».

Педагог передает по залу хохломскую чашу, дети придумывают слова и передают ее друг другу («яркая», «красочная», «жаркая», «солнечная», «сочная», «как золото блестит», «как жар-птица горит»).

Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.

В конце нашей беседы хочется прочитать вам еще одно стихотворение. Послушайте:

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!

Проводится подвижная игра «Хохлома».

Обобщение.

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

- Откуда пришло название «хохломская роспись»?

- Из какого материала делали посуду в Хохломе?

- Какие цвета и оттенки используют художники?

- Какими элементами расписано то или иное изделие?

- О чем вам напоминает роспись?

- Если бы вы были мастерами, какое изделие изготовили бы и как его расписали?

- Какое настроение создают у тебя эти изделия?

- Неправда ли, что еда в такой посуде покажется особенно вкусной?

Педагог: Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вам в еще один старинный город на реке – Городец.

Послушайте сказку-легенду.

Драматизация сказки.

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Поступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватит. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.

Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за помощью. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…»

А дальше сказку придумаем вместе.

Дети придумывают сказку, «ребенок-мастер» изображает, что говорят дети.

Педагог: Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.

Давайте теперь рассмотрим изделия и найдем на них элементы узора.

Показ слайдов «В городецкой мастерской».

Педагог: Вот это элемент, где много цветов рядом называется «гирляндой». Рисовать художник начинает с «подмалевка». В центре – самый крупный и красивый цветок – «розан» или «купавка», по бокам – цветы-розетки и ягодки с бутонами в окружении пышной зелени. Листочки очень разнообразны по форме и по размеру, но всегда расположены группами. Это могут быть группы из круглых маленьких листочков, продолговатых или развернутых веером с малым крупным листом.

Городецкие цветы

Чудо, как хороши.

Они душу веселят

И на нас с тобой глядят.

Посмотрите, какие цвета красок используют городецкие мастера-художники при росписи. Назовите их.

Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера.

Ребенок читает стихотворение:

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованные,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

Сейчас городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой.

Педагог: В народе говорят: «Кто не работает, тот не ест» или «Как работник ест, так он и работает».

Проводится подвижная игра «Пирог».

Обобщение.

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

- Чем знаменит Городец?

- Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из Городца?

- Что сегодня делают в Городце?

- Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

- Скажите, как называются элементы росписи?

- Вспомните, из какого материала сделаны Городецкие изделия?

- Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на городецкие изделия?

- Как вы думаете, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям городецкого промысла?

Педагог: И остался у нас последний город – Гжель. Отправляемся в путь.

Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель!

Педагог: Это все миф, на самом деле гжельская роспись возникла так.

Показ слайдов.

Именно в Гжели зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.

Узоры на всех изделиях выполнены синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая легенда-сказка.

«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто? Давайте рассмотрим их. Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из небольших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усиками. А на этом молочнике, на чайнике и еще на вазе – гирлянда с крупным цветком, с гжельской розой. Встречаются еще геометрические орнаменты в виде сети.

Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих городах российских. Полюбилась людям такая посуда и стали они ее называть «сине-белое чудо» или «нежно-голубое чудо».

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла!

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. По сей день недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит старинный русский городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки известных мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

На весь мир прославили свой любимый край мастера. Всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Обобщение.

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

- Чем отличаются изделия гжельских мастеров?

- Из какой глины они изготавливаются?

- Почему Гжель называют сине-голубой?

- Какую посуду делали гжельские мастера?

- Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

- Если бы вы были мастерами, какое изделие изготовили бы и как его расписали?

Педагог: Вот и закончилось наше путешествие по городам России. Давайте возвращаться домой, закрываем глаза и полетели.

Подведение итогов.

- В каких городах России мы с вами сегодня побывали?

- Что вам больше всего понравилось?

- В каких городах России вы бы хотели побывать? Почему?