«Игра-путешествие в страну Математику»
Возрастная группа: подготовительная.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность – игра-путешествие.
Форма организации: подгрупповая.
Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.
Задачи:
1. Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления.
2. Повторить количественный и порядковый счет, цифры 0-9, сложение чисел в пределах 10.
3. Развивать логическое мышление; творческие способности, воображение.
4. Воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели.
Методы: словесные, наглядные, игровые.
Приемы: наблюдение, вопросы, рассматривание, рассуждение, показ, беседа, разъяснение, пояснение.
Оборудование: изображение Феи, картинки-отгадки к загадкам о видах транспорта, лист с нарисованной по точкам ракетой, картинки животных со спрятанными цифрами, таблицы для закрепления знания состава чисел в пределах 10, числовой отрезок, линейки, карандаши, музыкальная колонка.
Интегрируемые области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Ход:
1. Игра «Выбираем транспорт».
- Сегодня нам доставили телеграмму: Фея из волшебной страны Математики приглашает нас в гости. Давайте выберем такой вид транспорта, который позволит нам быстро добраться Феи и вовремя вернутся домой. Отгадайте загадки:
Сядь верхом и мчись на нем!
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
Кто на бегу,
Пары клубя,
Пуская дым трубой,
Несет вперед
И сам себя,
Да и меня с тобой. (Поезд)
Дом на улице идет.
На работу всех везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках (Автобус)
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит (Самолет)
- А вот эта загадка не простая, а зашифрованная. Соедините на своих листках точки по порядку – и получится картинка.
Дети соединяют точки и получают картинки ракеты.
Чудо птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд. (Ракета)
Полет на ракете, музыкальное сопровождение.
Гимнастика для глаз:
- Найдите глазами, в нашей группе изображение Феи.
2. Игра «Волшебная лужайка».
- Ну вот мы и прилетели в страну Математику. На лужайке перед сказочным замком Феи и трава, и птицы, и звери – все необыкновенное, сказочное, математическое. Рассмотрите картинку. Какие цифры «спрятались» в рисунках.
3. Игра «Салки-догонялки».
- У Феи живут в мире и в согласии самые разные животные. Вот это утята и мышата собрались на полянке поиграть в салки-догонялки. Посчитайте сколько мышат и сколько утят? (3 и 7)
- Составьте 4 равенства и назовите в них части и целое.
Дети выполняют задание:
- Здесь 3 утенка и 7 мышат. 3+7=10. Части 3 и 7, целое 10.
- Переставим части, целое не изменяется: 7+3=10.
- Если цыплята убегают, останутся мышата: 10-3=7. Целое 10, части 3,7.
- Если мышата убегают, останутся цыплята: 10-7=3. Целое 10, части 7,3
Мызыкальная физминутка.
4. Игра «Художники».
- Фея очень любит рисовать. Она просит вас дописать подходящие числа в пустые клетки и сделать рисунок из геометрических фигур.
Дети рисуют геометрические фигуры так, чтобы их можно было разбить на группы из 3 и 2 фигур по какому-либо признаку (Цвету, форме, размеру).
Пальчиковая гимнастика:
Будем пальчики считать
1, 2, 3, 4, 5,
6, 7, 8, 9, 10!
Каждый пальчик бодр и весел!
5. Игра «Числоград».
- В волшебной стране Феи математики столица – город чисел Числоград. Дома в этом городе необычные: каждом этаже живут соседи числа, которые в сумме дают число – номер дома. Заселите домики числами.
Домики распределяются между детьми. Каждый ребенок заполняет дом. Для выполнения задания дети могут пользоваться опорными таблицами.
Остальные домики заполняются при проверке задания. Проверка – фронтальная с комментированием, например:
- В домике числа 7 на одном этаже живут числа 1 и6, 2 и 5, 3 и 4, 4 и 3, 5 и 2, 6 и 1.
6. Игра «Железная дорога».
- В Числограде необычные дороги – числовые отрезки. Чтобы путешествовать по этому городу, надо знать правила дорожного движения. Что происходит с числом при движении вправо, влево?
- При движении вправо сила увеличиваются, при движении влево – уменьшаются.
- Найдите ошибки и исправьте их. Обоснуйте свой ответ.
- 6>9 неверно. Число 6 находится на числовом отрезке левее числа 9. Значит 6<9.
- Молодцы! Исправили все поломки. Можно возвращаться домой!
Полет на ракете, музыкальное сопровождение.
- Мы сегодня побывали в гостях у Феи в волшебной стране, где все связано с математикой. Какие задания были для вас легкими, а какие – трудными? Что интересного, вам запомнилось?
- Дома раскрасьте геометрические фигуры, из которых составлены портреты жителей волшебной страны Математики. Про одного из них есть забавное стихотворение. Кто это?
Прыгало, прыгало
Пугало, пугало
На одной ножке
В лес по дорожке.
Не доскакало
Ворон увидало.
Испугалось, растерялось
Да так стоять и осталось.
Литература:
1. Венгер Л.А., Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, М.: Просвещение, 2010. – 165 с.
2. Ерофеева Т.И., Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов, – М.: Просвещение, 2006. – 215 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.