Игра сменяется игрою
Оценка 4.6

Игра сменяется игрою

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
3 кл—9 кл
20.05.2024
Игра сменяется игрою
Русские народные игры… Кто их придумал? Как они возникли? На этот вопрос есть только один ответ: они созданы народом, так же, как русские народные сказки, танцы, песни. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней, из глубокой старины. В эти игры играли наши бабушки и дедушки, и их бабушки и дедушки, то есть, игры передавались из поколения в поколение.
Игра сменяется игрою.docx

Муниципальное учреждение культуры « Дом культуры ЗИО»

Городской округ Подольск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЦЕНАРИЙ

 фольклорного  праздника  « Игра  сменяется  игрою»

( МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ДЛЯ  ДЕТЕЙ  СРЕДНЕГО  ВОЗРАСТА)

 

        Составитель : Тамара Васильевна  Бычкова - Художественный руководитель Народного коллектива фольклорного ансамбля «Ленок», Заслуженный работник культуры РФ .

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 г.

 

      

 

(Настоящая методическая разработка подготовлена в рамках проекта «Родники России», в целях ознакомления   школьников с традиционной народной культурой России)

 

    Русские  народные  игры…  Кто  их  придумал?  Как  они  возникли?

На  этот  вопрос  есть  только  один  ответ:  они  созданы  народом,  так  же,  как  русские  народные  сказки,  танцы,  песни.

       Русские  народные  игры  имеют  многовековую  историю,  они  сохранились  и  дошли  до  наших  дней,  из  глубокой  старины.  В  эти  игры  играли  наши  бабушки  и  дедушки,  и  их  бабушки  и  дедушки,  то  есть,  игры  передавались  из  поколения  в  поколение. 

        Игра – это  развлечение,  потеха,  забава.  На  народных  праздниках  игры  неизменно  привлекали  массу  зрителей,  которые  подбадривали  играющих,  придавая  тем  самым  в  игре  больше  азарта и  драматизма,  развивая  дух  соперничества  в  состязаниях.

         В игре  развивались  ловкость,  смелость,  смекалка,  воображение.

Да  и  в конечном  итоге,  игра -  это  выход  эмоций,  своего  рода  освобождение  от  накопившейся  отрицательной  энергии.

Игры  проводились,   на  открытом  воздухе,  и  в  помещении,   делились  на  зимние  и  летние,  игры  для  детей  и  молодёжи.

         В  свою  очередь  игры  подразделялись  на  мужские  и  женские,  а  также  смешанные.

         На  народных  гуляниях,  а  такие  гуляния  устраивались  на  большие  праздники,    разделение  проходило  следующим  образом :  ( прочитать  фрагмент  из  книги  А.В.Терещенко,  ст.374)

 ВЕДУЩАЯ: И  так  мужские  игры-  на  силу  и  ловкость,  на  сноровку,  начинаем, мальчики  с  вас:

« ВЗВЕШИВАНИЕ  СОЛИ» - Парни  становятся  спиной  друг  к  другу  переплетаясь  руками.  Один  нагибается  головой  вниз, в  это  время  другой поднимается  навзничь  вверх;  потом  оба  выпрямляются.  Затем  то  же  движение  повторяется в другую  сторону. Так  изображая  весы,  на  которых  взвешивается  соль, пока  не  устанут.

«ТЯНИ- ТОЛКАЙ» : Два  человека  держат  между  ног  палки,  по

команде – «Раз, два, три  тяни!»  пытаются  каждый  перетянуть  палку  на  свою  сторону  и  сбить  стоящие  на  расстоянии  предметы.

 

ЖЕНСКИЕ  ИГРЫ -  «  БЕЗ  СОЛИ,  СОЛЬ»

Две  девушки садятся  друг  против  друга,  вытянув  ноги  с  завязанными  глазами,  остальные  приговаривая « без  соли  соль»  перепрыгивают  через  ноги,  те  должны  поймать. Пойманная  садится  на  место  поймавшей  с  завязанными  глазами.

«КОЛЕЧКО» - Водящая  берёт  длинный    шнур по  нему  пропускают  колечко  завязывает  концы и пускает  колечко  по  кругу,  играющие  незаметно  для  водящего  передвигают  кольцо по кругу,  водящая  должна  угадать у  кого  кольцо. Если  угадала, садится  на  место  играющего,  а  тот  дает  фант  и  становится  водящим.  Когда  наберется  достаточное  количество  фантов,  придумывают  им  задания.

КУХНЯ:  Несколько  играющих  выбирают  себе  имя  из  кухонных  вещей: тарелка,  нож,  вилка,  сковородка.  половник, кочерга.  ухват,  кастрюля.  Один  начинает  спрашивать « Как  тебя  зовут?» Тот  на  все  вопросы  говорит: «Тарелка» « Ты  что  сегодня  ел?»- « Тарелка»  -«А что  у  тебя   на  носу» - «Тарелка»  при  этом  отвечающий  не  должен  засмеяться  и  наче  он  выбывает  из  игры. 

ВЕДУЩАЯ;  Мы,  познакомились  с  играми  в которые  играли  мужчины  и  женщины.  Переходим  к  играм  смешанным…... В  такие  игры  играла  молодёжь  как  на  больших  праздниках,  так  и  во  время  посиделок. Мы  с  вами  уже  знаем,  что  на  посиделках  прежде  всего  нужно  было  работать. Слово  посиделки  по  смыслу  означает  « посидеть  за  работой.» А  в  большие  престольные  праздники, когда  работать  не  полагалось,  народ  веселился вволю.

 (других  праздников  в  те  времена  русские  люди  не  знали,  так  как  жили  и  работали  по  православному  календарю)

     Ребята!  Самое  главное,  что  вы  должны  помнить,  всё  то,  что  вам  приходится сейчас делать,  всего  лишь  игра.  И  это  сиеминутная  ситуация,  в  ней  и  шутка  и  розыгрыш  и  даже  обидное  слово,  всё  не  всерьёз.

  Чтобы  играть  в  следующую  игру я  проведу  такой  розыгрыш:  5  мальчиков  и  5 девочек  подходят  ко  мне    выбрать  конец  ленты,  затем  то  же  самое  сделают  девочки, у  кого  концы  составят  одну  ленту,  те  образуют  пару  для  последующей  игры». 

«  В  СОСЕДА» -  Все  садятся  парами  в  круг.  Один  без  пары  водящий.( В  руке  ремень) Ходит  по  кругу  и  спрашивает  « Люб  ли  сосед? Если  люб,  то  следует  ответ: « Повидайся  с  ним»,  после  чего  пары  целуются.  Если получает ответ  не  люб,  спрашивает:  « Кого  тебе  нужно?  Тот  должен  назвать  имя  и  быстро  перебежать к  названному  им.  Водящий  должен  успеть  осалить  ремнём,  в  момент  перебежки,  если не  осалил  перебегающий  становится  водящим.

 

« РУЧЕЁК»  - все  встают  парами  в  ручеёк, запевают  хоровод  « Ой,  да,  вы  лузьях.»    один  водящий проходит  по  коридорчику,    выбирает себе пару,  и  образуя  новую  пару  ведёт  её  в  конец  колоны,  тот  кто остался  без  пары  становится  водящим  идёт  в  начало  колоны  и  выбирает  себе

пару.

«ГОРЮ, ГОРЮ, ПЕНЬ»  -  Все  стоят  как  на  ручеёк,  один  водящий  впереди  кричит:  «Горю, горю пень!»  Его  спрашивают:  «Чего  горишь?» Он отвечает: « Девку  хочу?»  -  « Какую?» - «Тебя  молодую!»  ему  кричат: «Лови!»  Последняя  пара  бежит  в  разные  стороны,  ведущий  должен  поймать  себе пару  противоположного  пола  и  встать  в  начале  хоровода .

ВЕДУЩАЯ:  « Ну,  а  теперь  я  раздаю  коротенькие  бумажечки  и  ручки,  задание  слушайте:

«ФАНТИКИ-  ЗАПИСОЧКИ» - На  бумажках  все должны  написать,  кто  кому  хочет,  записки:  кто  кому  нравиться,  объяснение  в  любви,  пожелания,  шуточные  обзывания, приветствия. Записочки  собирает  почтальон, складывает  их  в  шапку,  доставая  по  одной  и  зачитывая. Остальные  играющие  должны  угадать  имя  автора  и  его  адресата».

« ХОДИ  В  ПЕТЛЮ,  ХОДИ  В  РАЙ»-  вариант  игры  « Золотые  ворота»

Ходи  в  петлю, ходи  в  рай,

                                          Ходи  в  дедушкин  сарай,

                                          Там  и  пиво,  там  и  мёд,

                                          Там  и  дедушка  живёт.

                                          Первый раз  прощается,

                                          Второй  раз  запрещается,

                                          А  на  третий  навсегда

                                          Закрываем  ворота.

 На  последних  словах  руки  опускаются  и  кто  пойман,  становится  в  хоровод,  образуя  его  с  каждым  разом  всё  больше.

 

« ПО  ГОРОДУ  ЦАРЕВНА»:  По  кругу    идет  хоровод,  внутри  круга  стоит  царевна( царевич)  и  с  п выбирает  пару  противоположного  пола поклоном,  выбранный  должен  делать  то  о  чем  поют  ему  хороводники.

По  городу  царевна,  царевна,  царевна.

                                По  городу  ходила,  ходила,  ходила.

      Златым  кольцом  звенела,  звенела, звенела.

                                Царевича  манила,  манила,  манила.

   Поди  сюда  поближе,  поближе, поближе.

Еще  того  поближе, поближе. поближе.

И  кланяйся  пониже,  пониже. пониже.

                                Ещё  того  пониже,  пониже. пониже.

                                Целуй  его  милее,  милее,  милее.

                                Ещё  того  милее,  милее,  милее!

 

ВЕДУЩАЯ:  Следующая  игра:  Мы  все  остаёмся  в  кругу,  выбираем  девушку-утку,  и  парня – селезня.  Утка  уходит  за  круг,  селезень  в  кругу.  Хоровод   движется  по  кругу  все  поют: 

                                 «СЕЛЕЗЕНЬ  УТКУ  ДОГАЯЛ»

Молодой  утку  догонял.

Поди  утица  домой, поди  серая  домой!

У  тя  семеро  детей,  восьмой  селезень.

А  девятая  сама,  поцелуй  разок  меня.

Селезень  пытается  выскочить  из  круга,  поймать  утку.  Поймал  утку, должен  поцеловать -все  кричат: « Ураза,  ураза,  целоваться  три  раза»

ВЕДУЩАЯ:  Для  знакомства  со  следующей  игрой.  Вы  должны  встать  тройками. Хоровод  движется  по  кругу  поют:  «Ой, да  лятел  голубь»  Свободная  пара  движется  по  кругу,  переходит  к  любой  тройке  и  забирает  полюбившегося  участника,  свободная  двойка    ищет  себе  в  хороводе  участника  образуя  новую  тройку.  

« ШИШКИ,  ЖЕЛУДИ, ОРЕХИ». – Все  встают  тройками по  кругу,  каждая  из  троек  сговаривается  между  собой, кто  будет «шишкой»,  кто  «желудем»,  а  кто  «орехом».  Водящий  встав  в  центре  круга  говорит:

«  Шишки,  желуди, орехи…Шишки!  Все  «шишки»  перебегают  в  соседнюю  тройку,  ведущий  должен  занять  свободное  место,  кто  остался  без  места,  тот  становится  водящим.

И КОЗЁЛ  ДОРОГОЮ,  дорогою,  дорогою,

Нашёл  козу  безрогую,  безрогую  козу.

                 Припев:

Давай  коза  попрыгаем,  попрыгаем,  коза!

И  горюшко  размыкаем,  размыкаем  коза.

 

И  шёл  козёл по  мостику,  по  мостику,  по  мостику,

Нашел  козу  без  хвостика, без  хвостика  козу.

                  Припев:

И  шёл  козёл  канавою,  канавою,  канавою.

Нашёл  козу  корявую,  корявую  козу.

                  Припев:

И  шёл козёл  опушечкой, опушечкой,  опушечкой,

Нашел  козу  дурнушечку,  дурнушечку  козу.


 

Муниципальное учреждение культуры «

Муниципальное учреждение культуры «

Настоящая методическая разработка подготовлена в рамках проекта «Родники

Настоящая методическая разработка подготовлена в рамках проекта «Родники

Тарелка» -«А что у тебя на носу» - «Тарелка» при этом отвечающий не должен засмеяться и наче он выбывает из игры

Тарелка» -«А что у тебя на носу» - «Тарелка» при этом отвечающий не должен засмеяться и наче он выбывает из игры

А на третий навсегда

А на третий навсегда

Припев: И шёл козёл канавою, канавою, канавою

Припев: И шёл козёл канавою, канавою, канавою
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2024