Декада «Самопознание: педагогика Любви и Творчества»
Игра - тренинг «Твори добро - помогай каждому»
(старшие группы)
Подготовила и провела педагог-психолог Лой В.Ю.
Цели игры - тренинга:
Ø развивать умение осваивать способы эффективного общения, расширение знаний дошкольников о доброте, её значении в жизни человека;
Ø воспитывать отзывчивость, доброжелательность, сострадание к окружающим.
Ø развивать связную речь, умение выражать свои мысли;
Ø активизировать их личную деятельность и развить способность помогать и сочувствовать людям;
Ø формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни;
Упражнение «Подари улыбку другу, создай настроение».
-Ребята, давайте, все возьмемся за руки и образуем круг. Теперь поприветствуем, друг друга в нашем кругу, пошлём, друг другу добрые мысли и добрые чувства, улыбнитесь друг другу.
Упражнение «Волшебное озеро».
-Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Как вы думаете, что это?
-Ответы детей.
-Правильно ребята, это шкатулка, но шкатулка не простая, а волшебная.
- Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получит шкатулку, должен будет открыть ее и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого доброго, дружелюбного человека на свете. Улыбнитесь ему.
- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
-Ответы детей.
-Вот поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других людей такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с добротой и пониманием.
- Ребята, давайте немного разомнемся. Разминка «Дружно маме помогаем».
Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились
(Подражательные движения по тексту.)
- Ребята, посмотрите, пока мы с вами делали разминку, к нам пришел гость. Вы его узнали, кто это?
-Ответы детей.
-Правильно ребята, это маленький бобер. Сейчас я расскажу вам сказку «Смелый Бобердулик».
Сказка «Смелый Бобердулик».
В один прекрасный день в лесу появилось странное существо. Маленькое, с очень необычным хвостом и огромными зубами. Как оно попало в этот лес, никто не знал, и было ему очень одиноко, потому что он никого не знал и, судя по всему, просто заблудился.
Существо шло по дорожке и вдруг услышало с ветки: «Хи-хи, посмотрите, какой странный, какой-то урод!». Оно подняло голову и стало присматриваться. Это были белки, они прыгали с ветки на ветку и громко смеялись:
-Эй! Тебя как зовут?
- Бобердулик, — ответило существо.
- Как-как?
-Бо-бер-дулик.
-И имя у него какое-то дурацкое, — сказали белки, — А ты кто?
- Не знаю, — ответило существо. — А можно мне с вами поиграть?
-Нет, — ответили белки и убежали.
Бобердулику стало грустно, и он пошел дальше. Вдруг зашевелились кусты, и из кустов вышел зайчонок. Увидев Бобердулика, он закричал:
- Мама, мама, тут кто-то очень страшный!
-Я не страшный, — сказал Бобердулик. — Я никого не обижаю и не делаю ничего плохого. Почему надо мной смеются или меня боятся?
- А ты посмотри на себя, — сказал зайчонок. И ускакал прочь.
Грустно стало Бобердулику, и он заплакал. Он шел и плакал и не заметил, как вышел к реке, возле которой росло высокое дерево. Сел Бобердулик под дерево и так просидел до темноты, а потом заснул. Проснулся он от шума и странного запаха, которого раньше никогда не знал. Оказалось, что в лесу случился пожар, и звери выбежали к реке, но пламя подбиралось очень быстро, и единственным спасением было быстро перебраться через реку. Но все маленькие зверюшки не умели плавать. А наш Бобердулик был очень добрым. И поэтому ему захотелось помочь зверюшкам, хотя он тоже испугался огня и хотел убежать. Он стал грызть дерево, под которым спал ночью, и так быстро и ловко это у него получилось, что через несколько минут дерево упало и все звери перебежали на безопасный берег. Когда все успокоились, белки и зайчонок извинились перед Бобердуликом:
-Извини, мы не знали, что ты такой смелый.
И тут все вдруг услышали:
-Кар-кар!
Бобердулик поднял голову и увидел ворону.
-Что тут сидишь? — спросила ворона. - Твои родители ищут тебя.
И тут же из леса вышла семья бобров. И сразу все поняли, что странный и непонятный зверь оказался обыкновенным бобром, только маленьким. Родителям Бобердулика рассказали, что случилось с их сыном, и как он всех спас. Они очень порадовались за малыша, поблагодарили ворону и пошли домой. Уходя, Бобердулик сказал зверюшкам, что будет обязательно приходить в гости. - Мы будем тебя ждать! - ответили ему белочки и зайчонок.
-Ребята, как вы думаете, наш маленький бобер совершил хороший поступок, доброе дело сделал? Ответы детей.
-Предлагаю детям поиграть в игру «Доброе слово».
После сказки дети встают в круг. Один ребенок садится в центр, и изображает грустного Бобердулика, а остальные гладят его, говорят добрые слова, и Бобердулик «вырастает» добрым, радостным и счастливым. Игра повторяется несколько раз. Пока все дети не примут участие.
-Ребята, как много вы сказали друг другу добрых слов. Молодцы.
-Ребята, как вы думаете, где живет добро? Ответы детей.
-Давайте, мы с вами представим, что можем построить «Дом добра». Посмотрите, на столе лежит ватман. Давайте мы с вами представим, как будет выглядеть наш «Дом добра» и нарисуем его. Каждый по очереди будет подходить к столу, и рисовать одну деталь дома на ватмане. Цвета выбирайте сами, какие вам больше всего нравятся. А теперь нарисуем автопортрет и обязательно отразим в нем свое настроение.
На готовых шаблонах «мордашках» дети рисуют глаза, нос, улыбку.
- А сейчас, пришло время заселиться в наш «Дом добра». Дети по очереди наклеивают мордашки на «Дом добра».
- Посмотрите ребята, какой замечательный у нас получился «Дом добра».
Рефлексия. Упражнение «Сплети паутинку».
- А сейчас вспомните, кто из вас какое добро сделал. Встаньте в круг. Вы будете передавать клубок с нитками, называя выполненный добрый поступок, держа нитку в руках, тем самым плести паутину доброты. Дети по очереди говорят, какие добрые дела они делали, наматывают нитку на палец, а клубок ниток передают другому ребенку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.