Игра – викторина
«Донской край – мой край».
Цель: 1.Способствовать воспитанию чувства любви к родной земле, своему народу.
2.Познакомить учащихся с казачьими пословицами и загадками; учить понимать их скрытый смысл.
3.Развитие у детей любознательности и интереса к познанию Донского края.
Участники игры входят в зал, занимают места рядом со столами, звучит фонограмма казачий фольклор.
Вед.(на фоне музыки) «…Родимый край…как ласка матери, как нежный зов её над колыбелью, теплом и радостью трепещут в сердце нашем волшебный звук знакомых слов…».
Каждый человек живущий на нашей планете испытывает чувство гордости за свою Родину, за свой народ и страну, свою землю и историю.
- Сегодня мы собрались снами на игру- викторину по краеведению «Донской край- мой край». Здесь вы покажете свои знания, смекалку, эрудицию, как вы знаете свой край., свою малую родину.В игре участвует 6-ть команд по 5-ть человек в команде.
Игра» Донской край- мой край» состоит из 3-х туров.
1 тур. Сказки Тихого Дона.
2 тур. «В гостях у деда Щукаря»
3 тур «Донской край- мой край»
Как оценивается игра: 1- зачитывается вопрос «определяются баллы»
2- 30-ть секунд для обсуждения»выбор правельного ответа»
3- ответ дается ипользуя шары «красный, желтый зеленый,»
ВЕД.
-Разрешите представить членов жюри:
ВЕД.
- Слово для приветствия предоставляется председателю жюри:
- А сейчас я с большим удовольствием хочу представить команды участников.
ВЕД.
Прошу команды занять свои места за столиками.
I тур «Сказки Тихого Дона»
Ведет игру в первом туре казачка. Под музыку выходит казачка с детьми хороводом «Осень наступила».
КАЗАЧКА: Здравствуйте гости дорогие, желанные, долгожданные. Мы начинаем нашу игру. Я загадываю вам загадку и даю три варианта ответа, вы командой советуетесь 30 сек. и поднимаете шар, соответствующий правильному ответу.
ЗаданиеI. «Загадки донских казаков»
1. Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается?
- лапти
- подкова
- валенки
2. Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов.
- кузнецы
- муравьи
- строители
3. Лохматый казак, посередке кушак, по двору бродит – порядок наводит.
- веник
- петух
- казак
4. Двенадцать коней в поводу, на одной уздечке веду
- хвост
- метла
- год
5. Что за ворона такая: шесть яиц серых снесла, а одно красное
- наседка
- неделя
- пасха
КАЗАЧКА: Молодцы, начали не плохо, переходим ко второму заданию первого тура.
ЗаданиеII. «Словарик донских говоров»
1. Гутарить:
- варить
- говорить
- творить
2. Играть:
- петь
- бежать
- прыгать
3. Байда:
- изба
- тарелка
- рыбачья лодка
4. Цибарка:
- ведро
- подсвечник
- сигарета
5. Баз:
- таз
- базар
- сарай
КАЗАЧКА: А как прекрасны сказки Тихого Дона. В казачьих сказках слились воедино поэзия народа и его мудрость. Сказка ведет к добру. «Так быть добру на Дону сверху донизу, и снизу доверху»
Задание III. «Узнай героя по описанию»
1. Жил мальчик со своей матерью в ветхом курене. Ласковый был, добрый и любили его за это все люди, как сына родного. Хоть сам маловат, годков 10 только, а в обиду никого не даст.
- Петрусь из сказки «Петрусь мальчик русский»
- Буратино из сказки «Золотой ключик»
- Иван Царевич из сказки «Иван Царевич и серый волк»
2. Был среди казаков храбрый воин по имени Степан, и была у него красавица дочка … Мать у нее умерла и поехала она со своим отцом – стариком на войну
- Свет ланка из сказки «О Чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице»
- Алиса из сказки «Алиса в стране чудес»
- Мальвина из сказки «Золотой ключик»
3. Жил на Дону казак, была у него жена – жадная и завистливая щеголиха. И просила она мужа достать ей ожерелье, такое же как у соседки. Как звали казака?
- Лесник из сказки «Золушка»
- Старик из сказки Сказка о золотой рыбке»
- Рыжий из сказки «Поречни и жемчуг»
4. Ни молодой, ни старый, черную бороду носил, да чуб кучерявый. С детства остался без отца и матери, гнула его нужда в три погибели, а никто у него слезу ни разу не видел.
- Макар Бесслезный из сказки «О песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном»
- Черномор из сказки «Руслан и Людмила».
- Кара бас Баробас из сказки «Золотой ключик»
5. Выручил я из беды котика, собаку и змею. Вот они. Мать глянула и заголосила: «Правду люди говорят, что трошки не в своем уме»
- Жихорка из сказки «Жихорка»-
- Ваня из сказки «Бисеринки»
- Дядя Фёдор из сказки «Простоквашино»
ВЕД.: А сейчас вашему вниманию предлагается «пляшем Ваня»
ВЕД.: А у нас на Дону полководцы криницы
И кружат над ними орлы степные
Гутарь не гутарь но в каждой станице
Живет свой обычай, живет свой Щукарь.
II тур «В гостях у Деда Щукаря»
Появляется Дед Щукарь с казачками, поют частушки,
ЩУКАРЬ: Здорово дневали.
ВЕД,: Слава Богу.
Д.Щ.: Рад я видеть на игре ребят – казачат. Слышал я как вы загадки отгадываете, сказки донские знаете. А справитесь ли вы с пословицами? Я зачитываю начало пословицы, и даю три варианта концовки пословицы. Вы подумайте и дайте правильный ответ.
1. Каков казак:
- таков и курень
- таков рысак
- такова и жена
2. Казак пешком:
- что охотник без ружья
- в одиночку не сдвинет и кочку
- что нищий с мешком
3. Где Дон льется
- туда и конь рвется
- туда и рыбаки идут
- там и рожь колосится
4. Что ни казак
- то с Вологды
- то с Дону
- то беден
5. Терпи казак
- мед ложкой кушай
- а с соседями дружбу веди
- атаманом будешь
ЩУКАРЬ: Ой, молодцы! Я в свое время неплохим рыболовом был. Поймал я раз вот такую рыбу (показывает). Любую птицу по голосу узнавал, да и зверя по следу находил.
Задание II. «Животный мир»
1. По какому обитателю можно определить чистоту речной воды?
- ерш
- рак
- сом
2. Какую живность поставляют с реки Маныч во Францию?
- лещ
- пиявки
- лягушки
3. Самое крупное животное Дона?
- лось
- олень
- зубр
4. Какой зверь строит себе хатки в реке из камыша?
- крыса
- ондатра
- землеройка
5. Какую донскую птицу подавали к царскому столу?
- петух
- фазан
- утка
Задание III “Аптечка Деда Щукаря”
1. Лекарственное растение. Листья этого растения обладают противовоспалительным, дезинфицирующим действием, при ангинах, воспалениях десен:
- крапива
- шалфей
- чабрец
2. Это растение известно с древности. Его использовали в пищу, добывали из него лекарства, краски, цветы и плоды сушили, служили украшением. Использовали для профилактики инфекционных заболеваний.
- шиповник
- черемуха
- вишня
3. Это лекарственное растение считали жизненным эликсиром. Внутрь его принимали для улучшения аппетита, а также, как успокоительное, снотворное средство. Листья этого растения применяются для салатов.
- щавель
- колокольчик
- одуванчик
4. Это лекарственное растение обитает возле дорог. В народе его называли попутчик. Его принимают при длительно заживающих ранах, при укусах пчел, ос, а также при заболеваниях дыхательных путей.
- мята
- репей
- подорожник
5. А это лек. растение применяют при воспалении легких, желудочных расстройствах, при нарывах, кровотечениях. Из этого растения готовят супы, салаты. Этому растению посвящена одна из лучших сказок Андерсена «Дикие лебеди»
- Крапива
- Лопух
- Полынь
ЩУКАРЬ: Спасибо вам ребята – казачата, успокоили вы, порадовали старика своими знаниями, да смекалкой. А теперь мне в путь пора, до свиданья детвора.
ВЕД.: Жюри подводит итоги для, участников исполняется номер худ. самодеятельности ансамбля «Забавушки».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III тур «Донской край, мой край»
Ведет казак. Выходит с казачатами с песней «Как за Доном за рекой».
Задание 1. «Знаешь ли ты?»
1. В каком году было начато строительство Волго – Донского канала?
- 1913
- 2000
- 1950
2. Какой объект в Волгодонске относится к стройкам союзного значения?
- Радиозавод
- Атоммаш
- Хлебозавод.
3. Первый дом, построенный в новом городе?
- по ул. Строителей (около стеллы «Ключ»)
- возле залива
- площадь Курчатова
4. Самый крупный город области?
- Волгодонск
- Ростов
- Таганрог
5. Сколько лет Волгодонску?
- 35
- 55
- 60
Задание II «Символика»
1. Выбери флаг Ростовской области
2. Выбери герб нашей области
3. Назови фамилию губернатора Ростовской области
- Хижняков Вячеслав Григорьевич
- Чуб Владимир Федорович
- Фирсов Виктор Александрович
4. Как называется общее собрание казаков, где решались общие вопросы?
- конференция
- казачий круг
- парламент
5. Столица Ростовской области
- Новочеркасск
- Ростов-на-Дону
- Волгодонск
Задание III. Блиц – турнир (Кто быстрей ответит)
1. Что в переводе означает слово «казак»? (вольный)
2. Самая крупная река в Ростовской области? (Дон)
3. Назови первую столицу казаков (Черкасск. Старочеркасск, Новочеркасск)
4. Порт пяти морей. Молодой город своим происхождением обязан речному пути. (Волгодонск)
5. Что такое курень? (Дом казачий)
6. Название искусственного водохранилища (Цимлянское водохранилище)
7. Назовите писателя, автора «Тихий Дон» (Шолохов)
8. Откуда эти строчки: «Всколыхнулся, взволновался
Православный Тихий Дон.
И послушно отозвался
На призыв свободы он …» (гимн Ростовской области)
9. Какие цвета присутствуют на флаге Ростовской области? (Желтый, красный, синий)
10. Что означают цвета нашего флага? (ж. – степь, с. – реки, воды, к. - свободу)
11. Каких вы знаете героев – казаков? (Ермак, Пугачев, Разин и др.)
12. Как называли выборного предводителя, вожака у казаков? (Атаман)
13. Закончи казачью заповедь: «Люби Дон, ибо он колыбель …» (твоей свободы)
НОМЕР
ВЕД.: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Надеемся, что вам было интересно в гостях у нас и вы узнали много нового и полезного для себя. А сейчас мы попросим жюри подвести итоги нашей игры!
- Слово предоставляется председателю жюри.
ВЕД.: Школы, внимание! Дорогие ребята, вот и закончилась наша игра – викторина «Донской край – мой край». Сейчас я хотела бы представить гостей нашей игры
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЕД.: Родимый край … Как ласка матери, как нежный зов ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов. Чем же дорога земля Донская, привольная от края и до края?
1РЕБ.: Как у нас на Дону зорьки ясные,
Как у нас на Дону ветры – ястребы,
Над веселой волной ходит месяц молодой,
Да подмигивает, да подпрыгивает.
2 РЕБ.: Как у нас на Дону дали синие,
А казачки у нас все красивые!
Чем же дорога земля Донская,
Привольная от края и до края?
3 РЕБ.: В родной степи шумят поля и реки,
Цветут сады, колышется трава,
Очаровала ты меня навеки,
ВМЕСТЕ Моя Донщина – Родина моя!
ВЕД.: Ростовская область – древняя казачья земля, называемая по традиции Тихим доном, огромный степной край на Юге России. Тысячи квадратных километров от Воронежских степей до Кубани и Ставрополья. Земля неограниченных возможностей и богатейших традиций, трудолюбивых людей, представляющих более 100 национальностей и живущих в мудром согласии из века в век. Все они сохраняют свою национальную самобытность, но в их обычаях и нравах, в их пристрастиях и увлечениях много схожего, потому что у них один отец – Дон – Батюшка. Любовь к родине, сильная привязанность к своим традициям, гостеприимство, хлебосольство, жизнерадность – все это присуще людям, живущим на Донской земле.
ПЕСНЯ «Казачата»
Слово для приветствия предоставляется:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слово для приветствия (казаки)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЕД.: Дорогие ребята – участники игры – викторины «Донской край – мой край», мы горячо благодарим вас за участие, за ваши знания, умения, которые вы показали. Позади волнения, тревоги, переживания и сейчас мы узнаем наших победителей.
Слово для награждения победителей предоставляется
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЕД.: А сейчас для всех вас музыкальный подарок_________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЕД.: Дорогие наши казачата, земляки – волгодонцы. Уважаемые гости и участники нашего праздника. Мы горячо благодарим Вас за участие с игре – викторине «Донской край – мой край».
Доброго вам здоровья. Успехов, всяческого благополучия, мира и счастья! Спасибо за участие! До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.