Игра-викторина «Знаем русский».
Дорогие ребята, сегодня мы с вами проведем увлекательную игру - викторину «Знаем русский». Сегодня вы продемонстрируете нам свою эрудицию, смекалку и, конечно, знания. Игра состоит из семи туров, каждый из которых имеет свое название и оцениваться будет по-разному, от четырех до шести баллов. Участвуют три команды. Это учащиеся девятых классов. Есть и гости. Мы пригласили на игру в качестве болельщиков учащихся и десятых, и одиннадцатых классов.
Оценивать ваши ответы будут __________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
I. Итак, первый тур называется «Поединок капитанов». Каждому из вас, капитаны, будет предложено по четыре вопроса. Сколько верных ответов дадите, столько баллов принесете команде.
Вопросы для капитана команды№1.
1.Подберите к предложенному слову синоним другого грамматического рода.
«удача» (успех)
«фотография» (снимок, кадр)
2.Какой падеж отвечает на вопросы о ком? о чем? (предложный)
3.Подберите фразеологизм-синоним
«кот наплакал» (с гулькин нос).
Вопросы для капитана команды№2.
1.Подберите к предложенному слову синоним другого грамматического рода.
«картина» (рисунок)
«сплетня» (слух)
2.Как называется картина, на которой изображены лес и горы? (пейзаж)
3.Назовите способ образования слова «пригород»?
Вопросы для капитана команды№3.
1.Подберите к предложенному слову синоним другого грамматического рода.
«ткань» (материал)
«успех» (слава)
2.К какой части речи относится слово «пять»? (числительное)
3.Назовите ту часть слова, в котором безударную гласную надо проверять? (корень)
За результатами первого тура обратимся к членам жюри.
II тур. «Блиц - турнир».
Команда быстро и точно должна отвечать на поставленные вопросы в течение одной минуты. Каждый верный ответ - один балл.
1.Что такое лингвистика? (наука о языке)
2. Крошки-птички сели в ряд и словечки говорят (буквы)
3.Как называется самая древняя русская летопись? («Повесть временных лет»)
4. Что неправильно в словосочетании «всемирно известное МГУ»? (известный
университет)
5.Чем ямб отличается от хорея? (ударением)
6. Какое слово пропущено в предложении «Москва – столица нашей Родины»? (есть)
7. Главное назначение языка. (Средство общения, средство выражения мысли.)
8. Знаток многих языков. (Полиглот.)
9. «Толмач» – кого так раньше называли? (Переводчик.)
10. В какую часть слова советует «зрить» русская пословица (корень)
11.Как называют слово, образованное из начальных звуков слов или названий их начальных
букв? (аббревиатура)
12. Под каким названием Михаил Ломоносов объединил части речи: существительное,
прилагательное, числительное? (имя)
13.Какой частью речи великий русский поэт Пушкин предлагал «жечь сердца людей»
(глаголом)
14.Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)
15. Может ли судьба человека зависеть от одной запятой? (Казнить нельзя
помиловать)
16. Как вы понимаете фразу из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»? «В комнате
стоит такое амбре»? (такой запах)
17. Какую фамилию носит судья в комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя? (Ляпкин-Тяпкин)
18.На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
19.На какой вопрос отвечают одушевленные существительные?
20.Какого вида глагол слышать?
21.С какой гласной пишется слово шорох?
22.Назови исключения из правила «Слова с корнем раст-рос»
23.Как изменяются имена существительные?
24.Какого склонения слово «степь».
25.На какие вопросы отвечает определение?
26.Как называются слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению?
27.На какие вопросы отвечает глагол?
28.Что обозначает имя прилагательное?
29.Какого спряжения глагол «стелить»?
30.Какая гласная пишется в слове шепот?
31.Определите вид глагола «смотреть».
32.Какие две формы может иметь прилагательное?
33Как изменяются имена прилагательные?
34.Какого склонения существительное «парк»?
35.На какие вопросы отвечает дополнение?
36.Как называются слова одной и той же части речи противоположные по лексическому значению?
37.Определите спряжение глагола «брить».
38.Назовите исключения из правила «Правописание ы - и после ц.
39.На какой вопрос отвечают глаголы несовершенного вида?
40.Пишется ли ь в слове горяч?
41.Какие окончания имеют существительные третьего склонения в Р, Д, П падежах?
42.Определите склонение существительного «калач».
43. На какие вопросы отвечает обстоятельство?
44.Какая гласная пишется в слове росток?
45.Какая гласная пишется в слове цыган?
46.Что такое лексика?
47.Сколько с пишется в слове рассыпаться?
48.Какое окончание имеет слово «воздух»?
49.Какие существительные относятся к 1 склонению?
50.Подлежащее и сказуемое – это…
51.Какой звук обозначает буква с в слове сжечь?
Слово предоставляется жюри.
III тур. “История русского языка».
Здесь вопросы делятся на легкие, средние, сложные. И баллы будут присуждаться соответственно - 4, 5, 6. Вопросы будете выбирать сами, поэтому сразу определитесь, на какой вопрос по сложности хотите отвечать: легкий – красная кнопочка, средний – синяя, сложный – зеленая. Отвечая на эти вопросы, включите свое логическое мышление, смекалку, сообразительность.
Легкие вопросы.
1.Как вы думаете, почему медведя назвали именно так и как это слово образовано? (мед, еда – медоед; мед едящий)
2.Как образовано и что значит слово «защита»? (за щитом)
3.Почему один из дней недели называется «вторник»?
Средние вопросы.
4.Что значит «безобразие»? Попробуйте объяснить этимологию этого слова.
5.Как образовано слово «баскетбол»? Из какого языка оно пришло в русский?
6.Как образовано слово «башлык»? Из какого языка заимствовано оно? (из тюркского от «баш» - «голова», т.е. головной убор)
Трудные вопросы.
7.Как связаны между собой по смыслу слова «мерзкий» и «мерзнуть»? («мерзкий» - отвратительный, холодный - мороз от мьрзый, того же корня, что и мороз)
8.Что общего у слов «забор» и «забрало»? (Ст. слав. Забрало – забор -, др. рус. «забороло» - крепостное укрепление в виде стены, т.е. то, что защищает)
9.Что означает слово «балбес»? Как образовано? (тюрк.) от «билбес», то есть, «он не знает», от «бил» - «знать». «Билбес» изменилось в «балбес» под влиянием слова «балда»).
Уважаемое жюри, Ваши комментарии к конкурсу.
IV. «Загадки русской словесности».
В этом туре вопросы из фразеологии (По моим подсказкам вы должны угадать фразеологизм. Чем меньше подсказок, тем больше баллов), из грамматики (голубая кнопочка), из литературы (сиреневая кнопочка). Право выбора за вами. Максимально вы можете заработать 4 балла.
Фразеология.
1. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело, ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников.
2.Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими.
3.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Грамматика.
/. Угодить, победить, ходить, водить.
Какой из этих глаголов не имеет формы первого лица единственного числа?
Ответ: победить.
2. Бежать, ругать, пугать, ломать.
Какой из этих глаголов спрягается не так, как остальные?
Ответ: бежать — разноспрягаемый глагол.
3. Мертвец, покойник, кукла, дерево.
Какие из этих существительных являются неодушевленными?
Ответ: дерево (винительный падеж множественного числа у одушевленных существительных совпадает с родительным падежом: вижу покойников, мертвецов, кукол, но деревья).
Литература.
1. Какое языковое явление используется в отрывках?
И ненавидим мы, и любим мы случайно.
Жизнь человеческая подразделяется на будни, которых в ней много, и праздники, которых в ней мало.
Дома новы, да предрассудки стары. (антонимы)
2. Какое языковое явление используется в отрывках?
Странные вещи в природе
бывают.
Ножки у стула, но стул не шагает.
Часто часы бьют, но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
Ключ – тот, что жажду в
лесу утоляет.
Ключ от квартиры – обычный, дверной –
Не напоит нас водой ключевой (омонимы)
3. Какое языковое явление используется в отрывке?
Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. Подъехали к колодцу. А колодец завыл, завопил дурным голосом (синонимы)
4. Какое языковое явление используется в отрывках?
Твой конь не боится
опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю. (А.С. Пушкин)
Уста, что никого не
целовали
И никогда ни с кем не говорили. (Н.С. Гумилев) (устаревшие слова)
И снова слово жюри.
V. Язык художественной литературы.
Вопросы в данном туре также делятся на легкий, средний и трудный. Если вы выбираете легкий вопрос, получаете соответственно 4 балла, средний – 5 и трудный – 6. Решать, на какой вопрос отвечать, вам. Прежде чем выбирать вопрос, посовещайтесь. Легкие вопросы – белая кнопочка, средние сиреневая, трудные – зеленая.
Легкие вопросы.
1. Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен.
Но, чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Гоним неясною тоской
По стороне своей родной.
Кто автор этого произведения? Как оно называется? О ком идет речь в отрывке? (М.Ю.Лермонтов, «Мцыри», Мцыри).
2. Раз царевна молодая, Милых братьев поджидая, Пряла, сидя под окном. Вдруг сердито под крыльцом Пес залаял. И девица Видит: нищая черница Ходит по двору…...
Что это за произведение, кто его автор и кто это – черница? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». А.С. Пушкин. Черница - монашка)
3. «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Кто автор произведения? Как оно называется? Кому принадлежат эти слова? (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Отцу Гринева)
Средние вопросы.
1 Остёр, умён, красноречив,
В друзьях особенно счастлив,
Вот об себе задумал он высоко –
Охота странствовать напала на него,
Ах! если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далёко?
О ком идет речь в отрывке? Кто автор этого произведения? Как оно называется? (А. С. Грибоедов, «Горе от ума», Чацкий)
2. Ему принадлежит высказывание: «Уж коли зло пресечь, / Забрать все книги бы да сжечь».
О ком идет речь? Какое это произведение? Кто автор? (А. С. Грибоедов, «Горе от ума», Фамусов)
3. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. (А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Пугачев)
Трудные вопросы.
1. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на … , человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить ...
Кто автор произведения? Как оно называется? О ком идет речь в отрывке? (А.М.Горький, «Старуха Изергиль», Данко)
2. Кто автор и как называется произведение, в котором один из персонажей говорит, что география – наука не дворянская; кто из персонажей произносит эти слова? (Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Госпожа Простакова).
3. Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.
Кто автор произведения? Как оно называется? Кому принадлежат слова? («Капитанская дочка», Петр Гринев)
4. Какое произведение классической русской литературы заканчивается словами «Скучно на этом свете, господа!»?
Кто его автор? В каком городе происходит действие этого произведения? («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Н.В. Гоголь. В Миргороде).
VI. Задания зрителям.
Благодаря нашему "гостеприимному" русскому языку мы, даже того не подозревая, знаем много слов из тех иностранных языков, изучением которых никогда не занимались. Так что без ложной скромности можем смело назвать себя полиглотами. Эта оригинальная викторина - тому доказательство. За правильный ответ вы тоже заработаете балл, который можете передать команде, за которую болеете.
Скажите по-итальянски «учитель», если мы так называем крупных музыкантов, живописцев и выдающихся шахматистов. (Маэстро.)
Скажите по латыни «дважды», если это слово мы часто кричим в театре. (Бис.)
Скажите по-китайски «молодой листок», если мы видим эти листки исключительно в сушёном виде. (Чай.)
VII. Мастерская слова.
Объявляется последний тур конкурса «Знаем русский». Называется он «Мастерская слова». А подготовить его вы должны были дома. Итак, друзья, команды предложат вашему вниманию инсценировку басни И.А.Крылова. Какую? Это зависит от выбора участников.
Наше уважаемое жюри подведет итоги игры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.