игра волшебные слова

  • doc
  • 29.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала literaturnaya_igra_volshebnik_slova.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Литературная  игра по произведениям

Бориса Шергина «Волшебник слова»

 

 

 

 

 

 

Выполнено Павиной А.В.,

учителем начальных классов

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016

Пояснительная записка

В настоящее время наша страна переживает системный кризис читательской культуры. Школа - важнейший институт социализации, поэтому именно учителя могут предложить комплекс мероприятий, связанных с литературной и культурной историей региона. В нашей гимназии помогает решить задачи развития у детей интереса к чтению, к художественной литературе, формирования у детей потребности обращаться к книге в поисках ответов на возникающие вопросы, воспитания  национальной идентичности созданный учителями начальных классов  проект «Талантливый читатель». Ученики моего класса включаются в реализацию данного проекта с первых дней пребывания в школе, активно участвуют во всех общешкольных творческих делах, но помимо этого в классе проходит множество литературных событий.

Предложенная литературная игра «Волшебник слова» посвящена знакомству с творчеством северного писателя Бориса Викторовича Шергина. Игра является одним из основных мероприятий в крупном междисциплинарном коллективном проекте «Северный сказочник Б.В. Шергин». В рамках этого проекта обучающиеся 2 Б класса знакомились с произведениями Б.Шергина, биографией автора, выполняли поделки и иллюстрации к понравившимся сказкам и рассказам писателя, пробовали себя в роли сказочников, сочиняя сказку в стиле Шергина, готовили материалы (кроссворды, ребусы, чайнворды, игры, задания на внимание)  к литературному журналу «Карусель», посвященному творчеству Бориса Викторовича.  В ходе подготовки и проведения игры обучающиеся поучаствовали в народных играх, выступили в роли актеров, художников,  почувствовали красоту своеобразного диалекта Поморья.

Игра проводится в виде соревнования, все обучающиеся распределены  на три команды. Ученикам предлагается  серия вопросов, подобранных с учетом возраста и имеющихся знаний детей, и  заданий поискового, частично –поискового и проблемного характера.   Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. Участники победившей команды награждаются медалью «Знатоки творчества Б.В.Шергина», остальные дети получают сертификат участника игры.

Цель: обобщить знания о жизни и творчестве северного писателя Б.В. Шегрина.

Задачи:

·  познакомить с некоторыми фактами биографии Б.В.Шергина;

·  развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор обучающихся;

·  способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, обогащению словарного

  запаса;

·  воспитывать любовь к родному краю, её природе, людям;

·  развивать творческие способности обучающихся, художественный вкус и внимательное

  отношение к народному и  художественному слову.

Возраст: 8-9 лет.

Ожидаемые результаты: проявление интереса   к творчеству Б. Шергина, желание продолжить знакомство с произведениями Б.Шергина разных жанров и произведениями других северных писателей.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

         Дидактические материалы: портрет Б.В.Шергина, выставка книг Бориса Шергина, выставка детских рисунков и поделок по сказкам Б.В. Шергина, раздаточный материал (карточки с заданиями для команд и капитанов), словарь –справочник  Архангельской области для младших школьников.

Наглядный материал: файл SMART Notebook.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход игры:

(На интерактивной доске портрет Бориса Викторовича Шергина с датами жизни)

Учитель: Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве знаменитого северного писателя Бориса Викторовича Шергина. Борис Викторович Шергин- русский писатель, сказочник, художник. Дома вы читали произведения этого автора, знакомились с его биографией, иллюстрировали понравившиеся произведения. В классе разделились на три команды и готовили интересные и сложные задания своим товарищам и любителям произведений Бориса Викторовича. Мы немало уже знаем  о творчестве этого писателя, поэтому сегодня  сыграем в интересную литературную игру. Название ее зашифровано. (На ИД появляется название) Между слогами слова вставлены лишние буквы. Вы должны убрать лишнее и прочесть название. 

 «Волбвшшеббвшникбвшслобвшва» ( Волшебник слова)

(дети выходят к ИД и убирают «лишние буквы)

Учитель: Какие лишние буквы были добавлены?  Как вы думаете, почему именно эти?

( буквы БВШ – первые буквы фамилии, имени, отчества автора – героя литературной игры)

Прочитайте название игры. Какой вопрос у вас возникает? ( Д: Что значит «Волшебник слова»? Почему Борис Викторович волшебник слова?)

- Итак, на эти вопросы постараемся ответить в ходе нашей игры. ( Зафиксировать эти вопросы на доске)

Учитель: Игра –соревнование, поэтому мы с вами распределились на три команды. Победит та команда, которая верно выполнит все сложные задания и ответит на все вопросы. Сейчас вы должны подобрать название своей команде. Название должно быть связано с нашим северным краем и произведениями  Б.В.Шергина. (Дети выбрали названия «Сиверко», «Сказочники», «Северята», названия фиксируются на доске)

Учитель: Смешные сказки Бориса Викторовича с удовольствием читают люди разного возраста. И кажется, что написать их мог только такой же озорной и ловкий человек, как и его герои. А между тем, сколь мало знаем мы, северяне, этого писателя, слово которого «строит душу»! Давайте немного познакомимся с биографией писателя. Нашим капитанам было дано домашнее задание, подготовить рассказ о жизни Бориса Викторовича. Даем слово им.

Капитаны рассказывают:

1 капитан: Родился Борис Викторович Шергин 28 июля 1893 года в г.Архангельске в поморской семье. Дом Шергиных стоял близко от реки, подле Немецкой слободы. “Комнатки в доме были маленькие, низкие, будто каютки; окошечки коротенькие, полы жёлтенькие, столы, двери расписаны травами... С потолков птички растопоршились деревянные – отцово же мастерство”. Отец был замечательным рассказчиком. “Виденное и читанное отец умел пересказать так, что оно навсегда оставалась в памяти”, - вспоминал Шергин в рассказе «Детство в Архангельске».  Всю жизнь отец, Виктор Васильевич всю свою жизнь отдал служению морю. С 15 лет ходил на судах. Своим умом дошел до звания "корабельного мастера".

2 капитан: Мать Анна Ивановна была коренной поморкой, родом была из семьи потомственных кораблестроителей. Она знала и любила народные сказки и песни. “ Маменька мастерица была сказывать, как жемчуг, слово у неё катилось из уст”, - вспоминал Шергин. Дом Шергиных притягивал к себе талантливых людей. Сказки, былины, старинные песни и предания постоянно можно было слышать в нем. Все это с интересом слушал и будущий писатель, любил пересказывать своим сверстникам. Так что с детства Борис Викторович впитал “складное, красовитое” слово отцов и дедов, знал поморские песни и предания, былины и сказки, игры.

3 капитан: Сыграем в народную игру «Рыбаки и рыбки», в которую часто играли дети на берегу Северной Двины. Правила: на полу лежит веревка в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков, остальные игроки — рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Учитель: Вообще воспоминания о доме, о детстве в Архангельске останутся самыми радостными и светлыми для Шергина.

         Итак, первый конкурс «Знатоки биографии». Следует ответить на вопросы, среди которых будут и те, что не раскрывались в  рассказе капитанов. Каждой команде по 3 вопроса по очереди отвечаем.

1. Где родился Б. В. Шергин?

·  Архангельск

·  Новодвинск

·  Северодвинск

2. Семья писателя жила подле

· Солдатской слободы в Кузнечихе

· Немецкой слободы в городе

· Адмиралтейской слободы в Соломбале

3. Отец Б.Шегрина был

· Знаменитым капитаном

· Кораблестроителем

· Мурманским штурманом

4. Матушку писателя в юности звали

· Аннушка

· Анюта

· Анна Ивановна  

5. Где учился Борис Викторович Шергин

· Архангельском мореходном училище

· Строгановском  художественно-промышленном училище

· Московском университете

6. Увлечения Б. Шергина

·  Музицирование

·  Плотницкое дело

·  Рисование

7.  Кто вдохновил Б.В.  на писательское творчество?

  • Марья Дмитриевна Кривополенова
  • Степан Григорьевич Писахов
  • Пафнутий Осипович Анкудинов

8. Где жил писатель в зрелые годы?

·  Москва

·  Онега

·  Оренбург

9. Главная тема творчества писателя?

·  Из жизни животных

·  Любовь к родному Северу

·  Наука и техника

Начисляются баллы, фиксируются на доске.

Учитель: Дом Шергиных притягивал к себе талантливых людей. В детстве Борис любил

слушать  увлекательные сказки, былины, старинные песни и предания, которые рассказывали друзья отца — именитые корабельные плотники, капитаны, лоцманы и зверобои. Ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни.     Все это с интересом слушал и будущий писатель, любил пересказывать своим сверстникам.

Конкурс 2 «Мозаика жанров»

Каждая группа получает список произведений, вам следует определить жанр каждого из них.

1 команда

2 команда

3 команда

Соедини название произведения и жанр, в котором оно написано.

Миша Ласкин

сказка

Глупые люди

рассказ

Матвеева радость

сказка

Пойга и лиса

былина

Об Авдотье Рязаночке

былина

О Сухмане Непровиче

рассказ

Братанина

рассказ

Ваня Датский

сказка

Золоченые лбы

былина

 

Проверка с помошью ИД. Слайд с сундучками, на которых написано: сказка, былина, рассказ. Внизу расположены карточки с названиями произведений, если помещаешь карточку названием не в тот сундучок, то она оттуда выскакивает.

Учитель: «Отец рисовать был мастер и написал мне азбуку, целую книжку. В азбуке опять корабли, и пароходы, и рыбы, и птицы- все разрисовано красками и золотом», -вспоминал Борис Викторович. С детства интересовала его культура Поморья. Он срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь. В 1913 году Шергин поступил в Строгановское художественное училище, которое окончил в 1917 году. Выполненные им рисунки на северные темы получили высокую оценку педагогов. И первые иллюстрации для своих сказок делал он сам. На ИД его работы.

Конкурс 3 «Художественный»

Каждая команда получает пазл. Надо собрать иллюстрацию и определить название произведения.  Рисунки подготовили сами дети для команды соперников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


«Волшебное кольцо»                «Рифмы»                                      «Умная Дуня»             

 

Учитель: Сначала Шергин сказки свои не записывал, а рассказывал. Шергин был настоящим сказителем. Он ценил устное слово. Он мог не только рассказывать, но и петь свои произведения. “И только каждое словечко на место становилось, переносил он сказку на бумагу. Помнил он свои истории от первой буквы до последней. Бывало сидит Борис Викторович у печки, сказку сказывает, а на коленях у него кот калачиком свернулся. Вполглаза смотрит, вполуха слушает... А чудеса-то, чудеса в сказках шергинских, как чёрный жемчуг, пригоршнями рассыпаны”. Так Шергин создаёт оригинальный сказочный цикл.

Угадайте, о каком герое идет речь ( один подготовленный ученик в роли Шиша)

Цынцы-брынцы,
Балалайка,
Балалайка, заиграй-ка!
Тень, тень – потетень,
Ветер стонет целый день.
Туна-на, туна-на,
Ходит по морю волна.
Здравствуйте, гости дорогие!
Я острослов и озорник,
Я весельчак и выдумщик,
Плут я и бродяга.
Наказан мною и не раз
Жадина да скряга.
Прозывают меня Шиш,
Хохол у меня рыж,
Как у кошки, глаза горят,
Лукаво до зорко на мир глядят.
Один голубой, другой, как смородина.
Ой!
Нос кверху! Вот я парень какой!
А уж врать, ребята, горазд,
Ох, и поговорю сегодня всласть!
Небылицу расскажу,
Вас потешу, рассмешу.

Учитель: Кто же это? Каким он предстаёт перед читателем?

(Д: Это весёлый Шиш. Он озорной, непослушный, неуправляемый, хитрый проказник.)

Конкурс  4 «Расскажи сказку»

Каждая команда показывает отрывок из сказки, другие команды озвучивают ее название.

( Отрывки из «Сказок о Шише»: «Шиш  и трактирщица», «Шиш – сказочник», «Рифмы»)

Этот конкурс идет чередованием  с другими. Сначала отрывок показывает первая команда, затем следующий конкурс и затем свой отрывок показывает другая команда и т.д. 

Учитель: Сказочная «эпопея» о Шише начала складываться еще в годы Ивана Грозного, когда шишами называли беглых холопов. Некогда распространенный повсюду сказочный эпос о Шише в наиболее цельном виде сохранился лишь на Севере. Шергин собрал по берегам Белого моря более ста сказок о Шише. В его обработках Шиш изображен веселым и жизнерадостным, а царь, баре и чиновники - глупыми и злыми. Шиш в образе скомороха вышучивал богатых и сильных мира.

Конкурс 5 «Узнай героя сказки».

Каждая команда получает описание героя.

Команда 1

Команда 2

Команда 3

«На лбу хохол рыжий, глаза, как у кошки. Один глаз голубой, другой , как смородина. Нос кверху.»

Шиш ."Наш пострел везде поспел"

До людей жадные и скупые были, а между собой жили в любви и согласье, всем на удивленье. Оба маленькие, толстые, как пузыри.

Барин с барыней "Наш пострел везде поспел"

От жадности трясутся. Коров колют и шкуры с них дерут. Запрягли пару коней да в город с кожами.

Братья "Доход не живет без хлопот"

 

«Полезли по снегу. К горке подойдут, другую завидят, эту осмотрят, вдали четвертая мерещится»

Барин с барыней "Шиш показывает барину нужду"

Такая вредная была- видит, человек бедно одет и дала Шишу один хлеб и воду

Трактирщица . "Шиш и трактирщица"

«Этот человек был любитель драться, терпеть не мог без драки».

Хозяин богатого дома «И поят, и кормят, и спину порют»

(Дети зачитывают описание и свой ответ, им начисляются баллы)

   Учитель: Большой знаток северно-русского фольклора, собиратель старинных преданий и былин, Борис Викторович с детства чутко вслушивался в напевы давних времён, сохранял бесценное наследство коренных поморов, исследовал местные говоры, диалекты. В своих произведениях он активно использовал  устаревшие слова.

И мы, Поморы, должны хорошо знать родной Север, сохранять его самобытность. Предлагаю капитанам выбрать по одному помощнику и с помощью словаря - справочника  растолковать слова, которые часто можно встретить в произведениях Бориса Шергина.

Конкурс 5  «Капитанов»  ( Капитан с помощником находят в словаре толкование слов, под диктовку помощника капитаны выписывают значения)

Паужна-

Гледень –

Лодья-

Зуёк-

Ошкуй-

Голомя -

Шелоник-

Затор-

Матица-

Пока капитаны работают остальные участники выполняют задание следующего конкурса.

 

Для всех остальных игроков  предлагаю конкурс 6 «Пословица не зря молвится».

Шергин был хорошо известен как любитель "живой старины". Часто в названиях  и текстах его сказок, былин и рассказов используются пословицы – перлы народные. Ребятам необходимо собрать пословицу из двух частей и объяснить, как они толкуют ее смыл.

Задание для всех команд одинаковое

Людей бы на ум,

сам попал

Ходил Шиш, сапоги топтал,

хозяина слушай

Не черт тебя пихал,

а Шишова впереди бежит

В чужом доме

летит- его не остановишь

Время ведь как птица:

а Шиша на дело

Чья слава лежит

вёрсты мерял

Проверяем с помощью ИД. Соединяем таблички с половинками пословиц. В ходе проверки каждой команде выделяется по 2 пословицы, выступают дети по очереди, при необходимости исправляют и дополняют ответ товарищей.

Учитель: «Любовь к родной старине, к быту, к стилю, к древнему искусству и древней культуре Руси и родного края – вот что меня захватывало всего и всецело увлекало», – так объяснял Шергин свой жизненный выбор. Для слушателей и читателей Борис Викторович открыл удивительный по красоте мир напевной разговорной речи русского Севера. Его герои говорят на непривычном современному уху особом языке - северном диалекте. Что такое диалект? Как вы думаете?  ( Д:Это разновидность речи.  Люди когда живут  на какой- либо территории, например на севере, говорят по-другому, чем те кто живёт на юге)

 Да, дети, язык его произведений можно считать поистине кладезем северного фольклора.

Конкурс «Переводим на литературный язык»

Вам предлагается перевести фразы с северного диалекта на литературный язык. Каждая команда получает карточки. В них надо найти диалектные слова и выражения и заменить современными словами.

 Тексты:

1 команде:

Жили Ванька двоима с матерью.  Житьишко было само последно. Ни послать, ни  окутацца и  в рот положить  нечего. Однако  Ванька  кажной месяц ходил в город за  пенсией. Всего получал одну копейку. Идет оногды с этими деньгами, видит - мужик собаку давит:

     - Мужичок, вы пошто шшенка мучите?

     - А твое како дело? Убью вот, телячьих котлетов наделаю.

     - Продай мне собачку.

     За копейку сторговались. Привел домой:

     - Мама, я шшеночка купил.

     - Што ты, дураково поле?! Сами до короба дожили, а он собаку покупат!

     Через месяц Ванька  пенсии  две копейки получил.  Идет  домой,  а мужик кошку давит.

     - Мужичок, вы пошто опять животину тираните?

     - А тебе-то како дело? Убью вот, в ресторант унесу.

     - Продай мне.

     Сторговались за две копейки. Домой явился:

     - Мама, я котейка купил.

     Мать ругалась, до вечера гудела.

2  команде:
Ванька пришел домой. Ночью переменил кольцо с пальца на палец. Выскочило три молодца:

– Што, новой хозеин, нать?

– Анбар муки нать, сахару-да насыпьте, масла-да…

Утром мати корки мочит водой да сосет, а сын говорит:

– Мама, што печка не затоплена? Почему тесто не окатываш? До ночи я буду пирогов-то ждать?

– Пирого-ов? Да у нас год муки не бывало. Очнись!

– Мама, обуй-ко глаза-те да поди в анбар!

Матка в анбар двери размахнула, да так головой в муку и ульнула.

– Ваня, откуда?

Пирогов напекли, наелись, в город муки продали, Ванька купил себе пинжак с корманами, а матери платье модно с шлейфом, шляпу в цветах и в перьях и зонтик.

3 команде:

Ах, они наредны заходили: собачку белу да кошку Машку коклетами кормят.

Опять Ванька и говорит:

– Ты што, мамка, думаш, я дома буду сидеть да углы подпирать?.. Поди, сватай за меня царску дочерь.

– Брось пустеки говорить. Разве отдадут из царского дворца в эдаку избушку?!

– Иди сватай, не толкуй дале.

Ну, Ванькина матерь в модно платье средилась, шляпу широкоперу наложила и побрела за реку, ко дворцу. В палату зашла,  на  шляпы  кажной  цветок трясется.  Царь с  царицей чай  пьют сидят. Тут и  дочь-невеста придано себе трахмалит да гладит. Наша сватья стала середи избы под матицу:
     - Здрасте, ваше велико, господин анператор. У  вас товар,  у нас купец. Не отдаите ли вашу дочерь за нашего сына взамуж?

Проверка: дети зачитывают отрывок из сказки, заменяя диалектные слова литературными.

Учитель: На что вы обратили внимание, дети? Как звучит теперь сказка? Приобрело повествование или потеряло?

 

Подведение итогов.

Подсчет баллов и награждение победителей.

Учитель: Ребята, вернемся к названию игры и  тем вопросам, которые записаны на доске.

Можем ли ответить, что значит «Волшебник слова» и почему именно Борис Викторович заслужил эту метафору?

Итак, сегодня мы с вами еще ближе познакомились с творчеством самобытного архангельского писателя, побывали артистами, языковедами, ведь мы почувствовали красоту северного сказа.

Что нового вы узнали сегодня, что запомнилось, понравилось?

Север –необъятный край и очень богат не только природными кладовыми, но и людьми. Наше знакомство с культурой Поморья только началось, сегодня мы лишь приоткрыли дверь в чудесный самобытный мир.

 

 

 

 

 

Литература

1.        Архангельская область. Словарь-справочник для младших школьников. ГАОУ

«АОИППК РО», Архангельск, 2013.

2.    В гостях у Шиша: [ Инсценировка сказки Б.Шергина].- Архангельск, 1998

3.    «Гандвик — Студеное море»  Северо-Западное книжное издательство,  Архангельск,

1971.

4.     Мосеев И.И. Поморьска говоря. Краткий словарь поморского языка/ «Солти», 2005

5.     Овчинникова Л. Фольклорно – литературные сказки как составная часть

отечественного литературного процесса 20-50-х гг. XXв. (Б.В.Шергин) // Русская словесность. – 2002 - №3 – с.15-20

6.        Сказитель земли Поморской: (литературно – краеведческий вечер) / Сост.

И.В.Погрибная; МУ “Котласская ЦБС”.- Котлас, 2003 – 7с.Шергин Б.В. «Древние памяти. Поморские были и сказания» - Москва: Художественная литература, 1989.

7.        Шергин Б.В. « Поморские были и сказания, Москва, Художественная литература,

1971.

8.        Шергин Б. В. Собрание сочинений. В 4 томах. Том 1. Былины. Песни. Сказки

Издательство: АНО ИЦ  "Москвоведение",  2012.

9.        Шергин Б.В. «У Архангельского города» Северо-Западное книжное издательство,

Архангельск, 1985

10.    Шергинские посиделки “Из Поморья в Лукоморье”: [Сценарий] // “Солнечный

зайчик в душе человека”: (По следам фестиваля “Полярное сияние” 2002 -2004, МУК ЦБС г. Архангельска. – Архангельск, 2004

11.     Использованы материалы сайта: http://educontest.net/component/content/article/31848


Скачано с www.znanio.ru