Методическая разработка
«Литературная игра по произведениям
Бориса Шергина «Волшебник слова»
Выполнено Павиной А.В.,
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
2016
Пояснительная записка
В настоящее время наша страна переживает системный кризис читательской культуры. Школа - важнейший институт социализации, поэтому именно учителя могут предложить комплекс мероприятий, связанных с литературной и культурной историей региона. В нашей гимназии помогает решить задачи развития у детей интереса к чтению, к художественной литературе, формирования у детей потребности обращаться к книге в поисках ответов на возникающие вопросы, воспитания национальной идентичности созданный учителями начальных классов проект «Талантливый читатель». Ученики моего класса включаются в реализацию данного проекта с первых дней пребывания в школе, активно участвуют во всех общешкольных творческих делах, но помимо этого в классе проходит множество литературных событий.
Предложенная литературная игра «Волшебник слова» посвящена знакомству с творчеством северного писателя Бориса Викторовича Шергина. Игра является одним из основных мероприятий в крупном междисциплинарном коллективном проекте «Северный сказочник Б.В. Шергин». В рамках этого проекта обучающиеся 2 Б класса знакомились с произведениями Б.Шергина, биографией автора, выполняли поделки и иллюстрации к понравившимся сказкам и рассказам писателя, пробовали себя в роли сказочников, сочиняя сказку в стиле Шергина, готовили материалы (кроссворды, ребусы, чайнворды, игры, задания на внимание) к литературному журналу «Карусель», посвященному творчеству Бориса Викторовича. В ходе подготовки и проведения игры обучающиеся поучаствовали в народных играх, выступили в роли актеров, художников, почувствовали красоту своеобразного диалекта Поморья.
Игра проводится в виде соревнования, все обучающиеся распределены на три команды. Ученикам предлагается серия вопросов, подобранных с учетом возраста и имеющихся знаний детей, и заданий поискового, частично –поискового и проблемного характера. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. Участники победившей команды награждаются медалью «Знатоки творчества Б.В.Шергина», остальные дети получают сертификат участника игры.
Цель: обобщить знания о жизни и творчестве северного писателя Б.В. Шегрина.
Задачи:
· познакомить с некоторыми фактами биографии Б.В.Шергина;
· развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор обучающихся;
· способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, обогащению словарного
запаса;
· воспитывать любовь к родному краю, её природе, людям;
· развивать творческие способности обучающихся, художественный вкус и внимательное
отношение к народному и художественному слову.
Возраст: 8-9 лет.
Ожидаемые результаты: проявление интереса к творчеству Б. Шергина, желание продолжить знакомство с произведениями Б.Шергина разных жанров и произведениями других северных писателей.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Дидактические материалы: портрет Б.В.Шергина, выставка книг Бориса Шергина, выставка детских рисунков и поделок по сказкам Б.В. Шергина, раздаточный материал (карточки с заданиями для команд и капитанов), словарь –справочник Архангельской области для младших школьников.
Наглядный материал: файл SMART Notebook.
Ход игры:
(На интерактивной доске портрет Бориса Викторовича Шергина с датами жизни)
Учитель: Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве знаменитого северного писателя Бориса Викторовича Шергина. Борис Викторович Шергин- русский писатель, сказочник, художник. Дома вы читали произведения этого автора, знакомились с его биографией, иллюстрировали понравившиеся произведения. В классе разделились на три команды и готовили интересные и сложные задания своим товарищам и любителям произведений Бориса Викторовича. Мы немало уже знаем о творчестве этого писателя, поэтому сегодня сыграем в интересную литературную игру. Название ее зашифровано. (На ИД появляется название) Между слогами слова вставлены лишние буквы. Вы должны убрать лишнее и прочесть название.
«Волбвшшеббвшникбвшслобвшва» ( Волшебник слова)
(дети выходят к ИД и убирают «лишние буквы)
Учитель: Какие лишние буквы были добавлены? Как вы думаете, почему именно эти?
( буквы БВШ – первые буквы фамилии, имени, отчества автора – героя литературной игры)
Прочитайте название игры. Какой вопрос у вас возникает? ( Д: Что значит «Волшебник слова»? Почему Борис Викторович волшебник слова?)
- Итак, на эти вопросы постараемся ответить в ходе нашей игры. ( Зафиксировать эти вопросы на доске)
Учитель: Игра –соревнование, поэтому мы с вами распределились на три команды. Победит та команда, которая верно выполнит все сложные задания и ответит на все вопросы. Сейчас вы должны подобрать название своей команде. Название должно быть связано с нашим северным краем и произведениями Б.В.Шергина. (Дети выбрали названия «Сиверко», «Сказочники», «Северята», названия фиксируются на доске)
Учитель: Смешные сказки Бориса Викторовича с удовольствием читают люди разного возраста. И кажется, что написать их мог только такой же озорной и ловкий человек, как и его герои. А между тем, сколь мало знаем мы, северяне, этого писателя, слово которого «строит душу»! Давайте немного познакомимся с биографией писателя. Нашим капитанам было дано домашнее задание, подготовить рассказ о жизни Бориса Викторовича. Даем слово им.
Капитаны рассказывают:
1 капитан: Родился Борис Викторович Шергин 28 июля 1893 года в г.Архангельске в поморской семье. Дом Шергиных стоял близко от реки, подле Немецкой слободы. “Комнатки в доме были маленькие, низкие, будто каютки; окошечки коротенькие, полы жёлтенькие, столы, двери расписаны травами... С потолков птички растопоршились деревянные – отцово же мастерство”. Отец был замечательным рассказчиком. “Виденное и читанное отец умел пересказать так, что оно навсегда оставалась в памяти”, - вспоминал Шергин в рассказе «Детство в Архангельске». Всю жизнь отец, Виктор Васильевич всю свою жизнь отдал служению морю. С 15 лет ходил на судах. Своим умом дошел до звания "корабельного мастера".
2 капитан: Мать Анна Ивановна была коренной поморкой, родом была из семьи потомственных кораблестроителей. Она знала и любила народные сказки и песни. “ Маменька мастерица была сказывать, как жемчуг, слово у неё катилось из уст”, - вспоминал Шергин. Дом Шергиных притягивал к себе талантливых людей. Сказки, былины, старинные песни и предания постоянно можно было слышать в нем. Все это с интересом слушал и будущий писатель, любил пересказывать своим сверстникам. Так что с детства Борис Викторович впитал “складное, красовитое” слово отцов и дедов, знал поморские песни и предания, былины и сказки, игры.
3 капитан: Сыграем в народную игру «Рыбаки и рыбки», в которую часто играли дети на берегу Северной Двины. Правила: на полу лежит веревка в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков, остальные игроки — рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
Учитель: Вообще воспоминания о доме, о детстве в Архангельске останутся самыми радостными и светлыми для Шергина.
Итак, первый конкурс «Знатоки биографии». Следует ответить на вопросы, среди которых будут и те, что не раскрывались в рассказе капитанов. Каждой команде по 3 вопроса по очереди отвечаем.
1. Где родился Б. В. Шергин?
· Архангельск
· Новодвинск
· Северодвинск
2. Семья писателя жила подле
· Солдатской слободы в Кузнечихе
· Немецкой слободы в городе
· Адмиралтейской слободы в Соломбале
3. Отец Б.Шегрина был
· Знаменитым капитаном
· Кораблестроителем
· Мурманским штурманом
4. Матушку писателя в юности звали
· Аннушка
· Анюта
· Анна Ивановна
5. Где учился Борис Викторович Шергин
· Архангельском мореходном училище
· Строгановском художественно-промышленном училище
· Московском университете
6. Увлечения Б. Шергина
· Музицирование
· Плотницкое дело
· Рисование
7. Кто вдохновил Б.В. на писательское творчество?
8. Где жил писатель в зрелые годы?
· Москва
· Онега
· Оренбург
9. Главная тема творчества писателя?
· Из жизни животных
· Любовь к родному Северу
· Наука и техника
Начисляются баллы, фиксируются на доске.
Учитель: Дом Шергиных притягивал к себе талантливых людей. В детстве Борис любил
слушать увлекательные сказки, былины, старинные песни и предания, которые рассказывали друзья отца — именитые корабельные плотники, капитаны, лоцманы и зверобои. Ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни. Все это с интересом слушал и будущий писатель, любил пересказывать своим сверстникам.
Конкурс 2 «Мозаика жанров»
Каждая группа получает список произведений, вам следует определить жанр каждого из них.
1 команда |
2 команда |
3 команда |
|||
Соедини название произведения и жанр, в котором оно написано. |
|||||
Миша Ласкин |
сказка |
Глупые люди |
рассказ |
Матвеева радость |
сказка |
Пойга и лиса |
былина |
Об Авдотье Рязаночке |
былина |
О Сухмане Непровиче |
рассказ |
Братанина |
рассказ |
Ваня Датский |
сказка |
Золоченые лбы |
былина |
Проверка с помошью ИД. Слайд с сундучками, на которых написано: сказка, былина, рассказ. Внизу расположены карточки с названиями произведений, если помещаешь карточку названием не в тот сундучок, то она оттуда выскакивает.
Учитель: «Отец рисовать был мастер и написал мне азбуку, целую книжку. В азбуке опять корабли, и пароходы, и рыбы, и птицы- все разрисовано красками и золотом», -вспоминал Борис Викторович. С детства интересовала его культура Поморья. Он срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь. В 1913 году Шергин поступил в Строгановское художественное училище, которое окончил в 1917 году. Выполненные им рисунки на северные темы получили высокую оценку педагогов. И первые иллюстрации для своих сказок делал он сам. На ИД его работы.
Конкурс 3 «Художественный»
Каждая команда получает
пазл. Надо собрать иллюстрацию и определить название произведения. Рисунки
подготовили сами дети для команды соперников.
![]() |
«Волшебное кольцо» «Рифмы» «Умная Дуня»
Учитель: Сначала Шергин сказки свои не записывал, а рассказывал. Шергин был настоящим сказителем. Он ценил устное слово. Он мог не только рассказывать, но и петь свои произведения. “И только каждое словечко на место становилось, переносил он сказку на бумагу. Помнил он свои истории от первой буквы до последней. Бывало сидит Борис Викторович у печки, сказку сказывает, а на коленях у него кот калачиком свернулся. Вполглаза смотрит, вполуха слушает... А чудеса-то, чудеса в сказках шергинских, как чёрный жемчуг, пригоршнями рассыпаны”. Так Шергин создаёт оригинальный сказочный цикл.
Угадайте, о каком герое идет речь ( один подготовленный ученик в роли Шиша)
Цынцы-брынцы,
Балалайка,
Балалайка, заиграй-ка!
Тень, тень – потетень,
Ветер стонет целый день.
Туна-на, туна-на,
Ходит по морю волна.
Здравствуйте, гости дорогие!
Я острослов и озорник,
Я весельчак и выдумщик,
Плут я и бродяга.
Наказан мною и не раз
Жадина да скряга.
Прозывают меня Шиш,
Хохол у меня рыж,
Как у кошки, глаза горят,
Лукаво до зорко на мир глядят.
Один голубой, другой, как смородина.
Ой!
Нос кверху! Вот я парень какой!
А уж врать, ребята, горазд,
Ох, и поговорю сегодня всласть!
Небылицу расскажу,
Вас потешу, рассмешу.
Учитель: Кто же это? Каким он предстаёт перед читателем?
(Д: Это весёлый Шиш. Он озорной, непослушный, неуправляемый, хитрый проказник.)
Конкурс 4 «Расскажи сказку»
Каждая команда показывает отрывок из сказки, другие команды озвучивают ее название.
( Отрывки из «Сказок о Шише»: «Шиш и трактирщица», «Шиш – сказочник», «Рифмы»)
Этот конкурс идет чередованием с другими. Сначала отрывок показывает первая команда, затем следующий конкурс и затем свой отрывок показывает другая команда и т.д.
Учитель: Сказочная «эпопея» о Шише начала складываться еще в годы Ивана Грозного, когда шишами называли беглых холопов. Некогда распространенный повсюду сказочный эпос о Шише в наиболее цельном виде сохранился лишь на Севере. Шергин собрал по берегам Белого моря более ста сказок о Шише. В его обработках Шиш изображен веселым и жизнерадостным, а царь, баре и чиновники - глупыми и злыми. Шиш в образе скомороха вышучивал богатых и сильных мира.
Конкурс 5 «Узнай героя сказки».
Каждая команда получает описание героя.
Команда 1 |
Команда 2 |
Команда 3 |
«На лбу хохол рыжий, глаза, как у кошки. Один глаз голубой, другой , как смородина. Нос кверху.» Шиш ."Наш пострел везде поспел" |
До людей жадные и скупые были, а между собой жили в любви и согласье, всем на удивленье. Оба маленькие, толстые, как пузыри. Барин с барыней "Наш пострел везде поспел" |
От жадности трясутся. Коров колют и шкуры с них дерут. Запрягли пару коней да в город с кожами. Братья "Доход не живет без хлопот"
|
«Полезли по снегу. К горке подойдут, другую завидят, эту осмотрят, вдали четвертая мерещится» Барин с барыней "Шиш показывает барину нужду" |
Такая вредная была- видит, человек бедно одет и дала Шишу один хлеб и воду Трактирщица . "Шиш и трактирщица" |
«Этот человек был любитель драться, терпеть не мог без драки». Хозяин богатого дома «И поят, и кормят, и спину порют» |
(Дети зачитывают описание и свой ответ, им начисляются баллы)
Учитель: Большой знаток северно-русского фольклора, собиратель старинных преданий и былин, Борис Викторович с детства чутко вслушивался в напевы давних времён, сохранял бесценное наследство коренных поморов, исследовал местные говоры, диалекты. В своих произведениях он активно использовал устаревшие слова.
И мы, Поморы, должны хорошо знать родной Север, сохранять его самобытность. Предлагаю капитанам выбрать по одному помощнику и с помощью словаря - справочника растолковать слова, которые часто можно встретить в произведениях Бориса Шергина.
Конкурс 5 «Капитанов» ( Капитан с помощником находят в словаре толкование слов, под диктовку помощника капитаны выписывают значения)
Паужна- |
Гледень – |
Лодья- |
Зуёк- |
Ошкуй- |
Голомя - |
Шелоник- |
Затор- |
Матица- |
Пока капитаны работают остальные участники выполняют задание следующего конкурса.
Для всех остальных игроков предлагаю конкурс 6 «Пословица не зря молвится».
Шергин был хорошо известен как любитель "живой старины". Часто в названиях и текстах его сказок, былин и рассказов используются пословицы – перлы народные. Ребятам необходимо собрать пословицу из двух частей и объяснить, как они толкуют ее смыл.
Задание для всех команд одинаковое
Людей бы на ум, |
сам попал |
Ходил Шиш, сапоги топтал, |
хозяина слушай |
Не черт тебя пихал, |
а Шишова впереди бежит |
В чужом доме |
летит- его не остановишь |
Время ведь как птица: |
а Шиша на дело |
Чья слава лежит |
вёрсты мерял |
Проверяем с помощью ИД. Соединяем таблички с половинками пословиц. В ходе проверки каждой команде выделяется по 2 пословицы, выступают дети по очереди, при необходимости исправляют и дополняют ответ товарищей.
Учитель: «Любовь к родной старине, к быту, к стилю, к древнему искусству и древней культуре Руси и родного края – вот что меня захватывало всего и всецело увлекало», – так объяснял Шергин свой жизненный выбор. Для слушателей и читателей Борис Викторович открыл удивительный по красоте мир напевной разговорной речи русского Севера. Его герои говорят на непривычном современному уху особом языке - северном диалекте. Что такое диалект? Как вы думаете? ( Д:Это разновидность речи. Люди когда живут на какой- либо территории, например на севере, говорят по-другому, чем те кто живёт на юге)
Да, дети, язык его произведений можно считать поистине кладезем северного фольклора.
Конкурс «Переводим на литературный язык»
Вам предлагается перевести фразы с северного диалекта на литературный язык. Каждая команда получает карточки. В них надо найти диалектные слова и выражения и заменить современными словами.
Тексты:
1 команде:
Жили Ванька двоима с матерью. Житьишко было само последно. Ни послать, ни окутацца и в рот положить нечего. Однако Ванька кажной месяц ходил в город за пенсией. Всего получал одну копейку. Идет оногды с этими деньгами, видит - мужик собаку давит:
- Мужичок, вы пошто шшенка мучите?
- А твое како дело? Убью вот, телячьих котлетов наделаю.
- Продай мне собачку.
За копейку сторговались. Привел домой:
- Мама, я шшеночка купил.
- Што ты, дураково поле?! Сами до короба дожили, а он собаку покупат!
Через месяц Ванька пенсии две копейки получил. Идет домой, а мужик кошку давит.
- Мужичок, вы пошто опять животину тираните?
- А тебе-то како дело? Убью вот, в ресторант унесу.
- Продай мне.
Сторговались за две копейки. Домой явился:
- Мама, я котейка купил.
Мать ругалась, до вечера гудела.
2
команде:
Ванька
пришел домой. Ночью переменил кольцо с пальца на палец. Выскочило три молодца:
– Што, новой хозеин, нать?
– Анбар муки нать, сахару-да насыпьте, масла-да…
Утром мати корки мочит водой да сосет, а сын говорит:
– Мама, што печка не затоплена? Почему тесто не окатываш? До ночи я буду пирогов-то ждать?
– Пирого-ов? Да у нас год муки не бывало. Очнись!
– Мама, обуй-ко глаза-те да поди в анбар!
Матка в анбар двери размахнула, да так головой в муку и ульнула.
– Ваня, откуда?
Пирогов напекли, наелись, в город муки продали, Ванька купил себе пинжак с корманами, а матери платье модно с шлейфом, шляпу в цветах и в перьях и зонтик.
3 команде:
Ах, они наредны заходили: собачку белу да кошку Машку коклетами кормят.
Опять Ванька и говорит:
– Ты што, мамка, думаш, я дома буду сидеть да углы подпирать?.. Поди, сватай за меня царску дочерь.
– Брось пустеки говорить. Разве отдадут из царского дворца в эдаку избушку?!
– Иди сватай, не толкуй дале.
Ну, Ванькина матерь в модно платье средилась, шляпу широкоперу наложила и побрела за реку, ко дворцу. В палату зашла, на шляпы кажной цветок трясется. Царь с царицей чай пьют сидят. Тут и дочь-невеста придано себе трахмалит да гладит. Наша сватья стала середи избы под матицу:
- Здрасте, ваше велико, господин анператор. У вас товар, у нас купец. Не отдаите ли вашу дочерь за нашего сына взамуж?
Проверка: дети зачитывают отрывок из сказки, заменяя диалектные слова литературными.
Учитель: На что вы обратили внимание, дети? Как звучит теперь сказка? Приобрело повествование или потеряло?
Подведение итогов.
Подсчет баллов и награждение победителей.
Учитель: Ребята, вернемся к названию игры и тем вопросам, которые записаны на доске.
Можем ли ответить, что значит «Волшебник слова» и почему именно Борис Викторович заслужил эту метафору?
Итак, сегодня мы с вами еще ближе познакомились с творчеством самобытного архангельского писателя, побывали артистами, языковедами, ведь мы почувствовали красоту северного сказа.
Что нового вы узнали сегодня, что запомнилось, понравилось?
Север –необъятный край и очень богат не только природными кладовыми, но и людьми. Наше знакомство с культурой Поморья только началось, сегодня мы лишь приоткрыли дверь в чудесный самобытный мир.
Литература
1. Архангельская область. Словарь-справочник для младших школьников. ГАОУ
«АОИППК РО», Архангельск, 2013.
2. В гостях у Шиша: [ Инсценировка сказки Б.Шергина].- Архангельск, 1998
3. «Гандвик — Студеное море» Северо-Западное книжное издательство, Архангельск,
1971.
4. Мосеев И.И. Поморьска говоря. Краткий словарь поморского языка/ «Солти», 2005
5. Овчинникова Л. Фольклорно – литературные сказки как составная часть
отечественного литературного процесса 20-50-х гг. XXв. (Б.В.Шергин) // Русская словесность. – 2002 - №3 – с.15-20
6. Сказитель земли Поморской: (литературно – краеведческий вечер) / Сост.
И.В.Погрибная; МУ “Котласская ЦБС”.- Котлас, 2003 – 7с.Шергин Б.В. «Древние памяти. Поморские были и сказания» - Москва: Художественная литература, 1989.
7. Шергин Б.В. « Поморские были и сказания, Москва, Художественная литература,
1971.
8. Шергин Б. В. Собрание сочинений. В 4 томах. Том 1. Былины. Песни. Сказки
Издательство: АНО ИЦ "Москвоведение", 2012.
9. Шергин Б.В. «У Архангельского города» Северо-Западное книжное издательство,
Архангельск, 1985
10. Шергинские посиделки “Из Поморья в Лукоморье”: [Сценарий] // “Солнечный
зайчик в душе человека”: (По следам фестиваля “Полярное сияние” 2002 -2004, МУК ЦБС г. Архангельска. – Архангельск, 2004
11. Использованы материалы сайта: http://educontest.net/component/content/article/31848
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.