ИГРА «ВСЕ НАОБОРОТ»
Игры подобного типа развивают воображение, активизируют мыслительную деятельность, экспериментирование, способствуют развитию устной речи.
Вариант 1. «Антонимы»
Детям называют любое слово, а они говорят совершенно противоположное (мокрый — сухой, умный — глупый, жадный — щедрый, вязать — распускать, ходить — стоять и т. п.).
Задания и правила игры постепенно усложняются. Детям можно предложить определить не только противоположное заданному свойство, но и назвать предмет, имеющий это свойство. Например: карандаш (оставляет след) — резинка(стирает); ножницы (разъединяют) — клей(соединяет); стена (не пропускает свет) — окно(прозрачное); Гулливер (ходит большими шагами) — Мальчик-с-пальчик(маленькими шажочками); вода (мочит) — ветер (сушит); Буратино (веселый) — Пьеро (грустный), или Мальвина (послушная), или Тортилла (мудрая); Баба-Яга(злая) — Василиса (добрая); белая бумага — черная доска; гладкий лед — каменистая тропа; шумная толпа — тихая музыка; мягкая вата — твердый кирпич и т. д.
Интересным бывает предложить детям не только подобрать антоним, но и аргументировать свой ответ (почему?) к таким словам, как мама, сын, собака, гром, праздник, дождь, ветер, страх, радуга, землетрясение и т. п.
Например, дождь наоборот. Может быть, это струи воды, бьющие снизу, из-под земли? От обычного дождя можно укрыться под зонтиком, плащом. А как укрыться от дождя наоборот? А может быть, это твердый дождь?
Вариант 2. «Антонимы-синонимы»
Отличие от первого варианта состоит в том, что к названному слову одновременно подбирают и антоним, и синоним. Например, исходное слово «беда».
— Радость (это антоним к слову «беда»).
— Горе (одновременно антоним предыдущему и синоним исходному).
— Счастье (антоним для предыдущего и синоним для слова «радость»),
— Печаль (антоним предыдущего, синоним 1-го и 3-го слова).
— Удача (антоним предыдущего и синоним 2-го, 4-го) и т. д. (Не забывайте, что первое слово — «беда».)
Вариант 3. «Небоскреб»
Здесь для анализа используется какой-либо многоэлементный объект — лес, детский сад, семья, магазин и пр., а цепь рассуждений детей развертывается вширь и вглубь, как этажи небоскреба, дополняя друг друга и составляя единое целое — монолит. Вычленение составляющих исходного объекта, освоение и усвоение закономерности связей и зависимостей способствует формированию у детей основ естественнонаучного мышления.
Дети, обозначив как можно больше составляющих исходного объекта, придумывают объект, противоположный ему. Например, в качестве основы рассматривается лес, который состоит из растений, животных, птиц, насекомых, которым, в свою очередь, соответствует определенный образ жизни (способ питания, передвижения и т. п.) и предназначение (роль, функция). Тогда «лес наоборот» может выглядеть следующим образом: деревья могут расти вверх корнями, листвой питаться травоядные волки, на которых охотятся хищные зайцы; или: низкие деревья прячутся в высокой траве, птицы переползают с травинки на травинку и ловят пролетающих мимо гусениц. В последующем дети характеризуют обратные действия различных процессов: снег тает наоборот, ветер дует наоборот, человек растет не вверх, а наоборот (чем хорошо? чем плохо?) и т. п.
Вариант 4. «Задом наперед»
Для игры подбирают несколько пар изображений: гриб маленький — гриб большой; бабушка вяжет носки — носки связаны; девочка спит — девочка играет в куклы и т. п. Игровая задача состоит в придумывании двух рассказов, историй по картинкам, расположенным в прямом и обратном порядке (при этом второй рассказ ребенка должен быть действительно обратным первому, а не его повторением или продолжением). Например, у ребенка две картинки, на одной из которых изображено гнездо с яйцом, на другой — летящая птица. В этой последовательности мини-рассказ будет звучать приблизительно так: «В гнезде лежало яичко. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и стал летать». Если картинки поменять местами, то и рассказ, соответственно, несколько изменится: «Летела птичка, увидела на дереве удобное место для домика. Свила она гнездо, снесла яичко и стала своих деток высиживать».
Вариант 5. «История, рассказанная с окончания»
Это более сложный вариант игры, и, следовательно, первые рассказы будут составлены вами с участием ребенка, с постепенным переходом к самостоятельному повествованию. Для того чтобы рассказывание истории в обратной последовательности не вызвало у ребенка слишком больших затруднений, можно использовать вопросы-опору, отражающие повествование прямого рассказа, по которым рассказывание новой истории осуществляется, начиная с последнего. Например:
1 (4). Что подарили Варе?
2 (3). Каким был подарок?
3 (2). Что с ним сделала Варя, как играла?
4 (1). Что сказала мама?
Рассказ будет звучать примерно так:
«Убирай свои карандаши, — сказала мама, — пора спать». Варя раскрасила траву, дерево и крышу дома. Стала Варя рисовать новыми карандашами. Карандаши были яркими и красивыми. Варе подарили коробку цветных карандашей.
Вариант 6. «Отрицание»
Эта игра стимулирует речевую свободу ребенка, учит его исследовать возможности слов, овладевать ими, осваивать и применять неизвестные ранее склонения, смыслы и оттенки слов. Если к слову добавить частицу "нет" или приставку "анти", то предмет обыденный, не заслуживающий особого внимания, вдруг превращается в фантастический. Например, нож — ненож, антинож. Если рассмотреть основную функцию ножа — резать, разделять, то ненож или антинож — это нечто такое, что соединяет, то есть выполняет обратную функцию. Как пользоваться таким ножом? Где и как его можно применить?
С помощью отрицательных частиц можно придумать целую страну наоборот, где все будет жить и действовать совершенно иначе.
Вариант 7. «Объединение»
Ребенку предлагают называть не только противоположные свойства, но и придумывать такие предметы, объекты или явления, которые бы одновременно совмещали в себе выявленные свойства. Для начала объединяют как минимум два прямо противоположные качества, а затем их исходное количество постепенно увеличивается. Например, что может быть одновременно: холодным и горячим (ребенок, солнце, термос, печь, холодильник, чашка с чаем); черным и белым (тельняшка, телевизор, зебра); быстрым и медленным; хрупким и прочным; большим и маленьким; узким и широким; богатым и бедным; острым и тупым; высоким и низким; выше стола, но ниже шкафа; горячее батареи, но холоднее солнца; шире лопаты, но уже стола и т. д. Пары противоположных свойств (большой — маленький, быстрый — медленный, громкий — тихий, сильный — слабый, добрый — злой) ребенок может использовать и применительно к себе. Таким образом происходит воображаемая реализация собственных желаний, которые ребенок не всегда имеет возможность осуществить в действительности. Предложите ребенку выбрать из названных или придумать свою пару противоположных качеств и составить предложение, рассказ, мотивируя свой выбор характером выполняемых при этом действий, поступков. Например, ребенок объясняет: «Я хочу быть большим, чтобы уметь делать все, что делают взрослые, и хочу быть маленьким, чтобы играть с моими друзьями» и т. п.
Вариант 8. «Хорошо — плохо»
Дети выявляют положительные и отрицательные свойства, функции какого-либо предмета, явления, ситуации, поступка и пр. Например, карандаш, что в нем нравится и что нет (что хотели бы оставить в нем без изменения и что изменить)?
Нравится: длинный, можно пользоваться, как линейкой, указкой; деревянный — легкий, легко точится; красный — можно рисовать салют, цветы, помидор; острый — можно тонкие линии рисовать, точки.
Не нравится: деревянный — легко ломается, теряется, чтобы его изготовить надо много деревьев срубить; длинный — не помещается в пенал, мешает в кармане; острый - можно уколоться, пораниться или нечаянно сделать дырку на бумаге; красный — рисует только одним цветом, нельзя нарисовать небо, траву.
После того как дети научатся без затруднений выявлять противоречивые свойства, функции предмета, можно предложить им разрешить выявленное противоречие: карандаш должен быть острым, когда рисует, и не должен быть острым, когда рисование закончено. Как быть? Что можно придумать?
Вариант 9. «Маятник»
В этом варианте игры для каждого выявленного свойства предмета, явления называется противоположное. Например:
— Сегодня идет дождь, это хорошо, почему?
— Деревья поливает, можно по лужам босиком бегать.
— Деревья поливаются — это плохо, почему?
— Они могут погибнуть, когда много воды.
— Деревья погибнут - это хорошо, почему?
— Из бревен можно будет дом построить.
— Строить дом — это плохо, почему?
— Там может Баба-Яга поселиться. И т. д.
Вариант 10.«Чересчур»
Этот вариант игры знакомит детей с диалектическим законом перехода количества в качество. Например:
— Если съесть одну конфету — вкусно, приятно. А если много?
— Испортятся зубы, их надо будет лечить. Может живот заболеть.
— Одна таблетка (в соответствии с рецептом врача) — хорошо, помогает снять боль. А когда сразу много таблеток съешь?
— Можно стать еще больней, даже отравиться и умереть.
— Один лист бумаги легко рвется. А когда много -- целая пачка?
— Ее трудно порвать или совсем невозможно.
Анализировать можно и так: например, сугробы в зимнем лесу.
— Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему?
— Весной снег растает, будет много воды, деревья смогут впитывать влагу и быстро расти.
— А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу?
— Он весной может захлебнуться от воды, ведь ее будет очень много. Снег будет медленно таять, и деревья могут погибнуть.
— Это страшно для настоящего леса, а если лес необычный — фантастический?
— Тогда он превратится в подводный.
— А если снега мало?
— Лесу будет холодно, деревья могут замерзнуть и погибнуть. Весной будет мало воды, будет засуха.
— А если лес — одно дерево?
— Хорошо, когда из одного дерева целый лес вырастает. У него сильные, мощные корни — им надо много веток-стволов прокормить. Вот они и растут — силы набираются. Это могут быть и разные деревья на одном могучем стволе — получается целый цветущий дерево-сад.
— А что плохого в таком лесу? и т.д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.