Произвольное внимание наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Основным фактором, вызывающим его, является цель деятельности. Сосредоточение внимания на достижение цели представляет собой результат волевого усилия. Именно произвольное внимание является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Благодаря произвольному вниманию люди могут заниматься не только тем, что интересно и захватывает, но и тем, что непосредственной привлекательностью не обладает; заниматься не потому, что «хочется», а потому, что «надо».
Игра № 18 «Мы рисуем дождь»
Оборудование: бубен, мольберт, картинки с изображением сильного дождя
и небольшого дождика, большой зонт, листы бумаги, фломастеры, таблички
БЫСТРО, М_Е_Д_Л_Е_Н_Н_О_.
Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно,
бубен,
дождь,
зонт,
карандаш,
бумага,
рисуйте,
БЫСТРО,
М_Е_Д_Л_Е_Н_Н_0_.
Ход игры
Дети стоят полукругом. Педагог показывает картинку, на которой
изображен сильный дождь, рассматривает ее с детьми. Затем часто ударяет по
бубну, говоря капкапкап, дождь, открывает зонт и собирает детей под него.
Они все вместе подходят к мольберту (доске), на котором два чистых листа
бумаги: в верхнем углу одного туча, из которой идет дождь, второго
солнце, закрытое небольшой тучкой. Педагог вновь часто ударяет по бубну, а
воспитатель в это время черточками на первом листе, на котором изображена
туча, рисует сильный дождь, произнося в быстром темпепапапа или капкап
кап.
Педагог показывает картинку, изображающую небольшой дождь,
рассматривает ее с детьми. Затем он вновь начинает стучать по бубну, но уже
в медленном темпе. Воспитатель на другом листе бумаги, на котором
изображено солнце, закрытое облаком, рисует черточками небольшой дождик,
произнося в медленном темпе па па па или ка п ка п ка п.Педагог
говорит: «Всё. Дождя нет», и закрывает зонт.
Дети садятся за столы. Педагог дает каждому по два листочка бумаги с
описанными выше символами. Педагог в быстром темпе ударяет по бубну и
одновременно рисует сильный, частый дождь на листе бумаги с тучей. Он
повторяет удары и побуждает детей выбрать нужный лист бумаги и рисоватьвместе с ним черточки в быстром темпе. Аналогично организуется работа при
ударах по бубну в медленном темпе.
Педагог в разной последовательности стучит по бубну то в быстром, то в
медленном темпе. Дети выбирают нужный лист бумаги и рисуют частые или
редкие черточки. Можно предложить им сопровождать рисование
произнесением слогосочетаний папапа или капкапкап соответственно в
быстром или медленном темпе. Когда дети начинают справляться с данным
заданием, педагог после завершения рисования спрашивает их: «Как
звучало?» и помогает им с помощью табличек охарактеризовать звучание
БЫСТРО или М_Е_Д_Л_Е_Н_Н_0_.
Когда дети овладевают умением различать темп звучания бубна на слухо
зрительной основе, педагог переходит к работе на слух. Для этого он ставит
большой экран или ширму, за которым стучит в бубен. В случае если ктото из
детей ошибается, он появляется над экраном, продолжая стучать в бубен в
том же темпе.
Полезно в этой игре учить детей ударять по бубну в быстром и медленном
темпе. С этой целью каждый ребенок по очереди может быть «маленьким
учителем». Педагог показывает ему табличку, например, БЫСТРО, ребенок
ударяет по бубну в быстром темпе и следит, чтобы дети нарисовали сильный
дождь.