Произвольное внимание наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Основным фактором, вызывающим его, является цель деятельности. Сосредоточение внимания на достижение цели представляет собой результат волевого усилия. Именно произвольное внимание является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Благодаря произвольному вниманию люди могут заниматься не только тем, что интересно и захватывает, но и тем, что непосредственной привлекательностью не обладает; заниматься не потому, что «хочется», а потому, что «надо».
Игра № 20 «Пароходы»
Оборудование: две игрушки большой и маленький пароходы, таблички
ГРОМКО и тихо (перед каждым ребенком).
Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно,
громко, тихо.
Ход игры
Педагог разбивает детей на две группы, которые стоят лицом друг к другу.
Перед одной группой детей большая игрушка с надписью «пароход» (или
«лодка»), на некотором
На расстоянии от игрушки расположена табличка ГРОМКО около второй
— маленький пароход с надписью и табличка тихо.
Педагог подходит к первой группе детей, берет в руки большой пароход,
произносит громко У и показывает, как пароход «гудит». Все дети повторяют
вместе с ним громкий звук и поднимают руки вверх. Затем педагог подходит
ко второй группе детей, берет маленький пароход, произносит тихо у и
показывает, как пароход «гудит».
Все дети повторяют вместе с ним тихий звук и опускают руки вниз.
Педагог встает между двумя группами детей и «гудит» то громко, то тихо,
соответственно поднимая руки высоко вверх или опуская вниз. Дети
подражают ему, а затем показывают соответствующую игрушку. Когда они
начинают уверенно справляться с заданием, педагог после «изображения»
звука движениями и голосом спрашивает: «Как звучало?» и помогает с
помощью табличек ответить: тихо или громко, т.е. взять в руки и показать
соответствующую табличку.
Затем педагог начинает воспроизводить звукоподражание то громко, то
тихо без движений, дети повторяют звук той же силы, сопровождая его
движениями и показом соответствующей игрушки. Они также с помощью
табличек отвечают на вопрос «Как звучало?» Педагогу не следует утрироватьартикуляцию при произнесении громкого звука. В этом случае, несмотря на
то, что он не пользуется экраном, дети различают звучания на слух.
В конце занятия первая группа детей громко произносит У и убирает большой
пароход, затем вторая группа, тихо «гудя» у, убирает маленький пароход.