Произвольное внимание наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Основным фактором, вызывающим его, является цель деятельности. Сосредоточение внимания на достижение цели представляет собой результат волевого усилия. Именно произвольное внимание является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Благодаря произвольному вниманию люди могут заниматься не только тем, что интересно и захватывает, но и тем, что непосредственной привлекательностью не обладает; заниматься не потому, что «хочется», а потому, что «надо».
Игра № 21 «Мы слушаем музыку»
Оборудование: пианино, платочки (ленточки ...) для каждого ребенка,
таблички ГРОМКО, тихо.
Речевой материал: слушайте, громко, тихо, верно, неверно, да, нет.
Ход игры
Педагог сидит за пианино, рядом полукругом стоят дети, в руках у них
платочки. Педагог одной рукой играет тихо, практически не отрывая пальцев
от клавиш, а второй рукой размахивает платочком внизу, произнося
тихо ляляля или о. Он побуждает к этому же детей и показывает табличку
тихо. Затем он играет громко, высоко поднимая пальцы от клавиш, и
размахивает платочком над головой. Он побуждает к этому же детей и
показывает табличку ГРОМКО.
Педагог играет на пианино то подчеркнуто тихо, то громко,
напеваяляляля или а с той же интенсивностью. Дети видят его игру и
соответственно размахивают платочком или внизу,
напевая
тихо ляляляили а, или вверху, напевая громко ляляля или а. Если ктото из
детей ошибается, педагог, продолжая играть, показывает соответствующее
движение. Когда дети начнут справляться с данным заданием при
утрированно громкой и тихой игре на пианино, следует постепенно уменьшать
зрительную разницы при воспроизведении громкой и тихой музыки.
В дальнейшем дети поворачиваются спиной к пианино и выполняют
соответствующие движения, воспринимая звучание музыки только на слух.
Детям, которые при этом испытывают значительные трудности можно
предложить одной рукой ощущать вибрацию пианино.
В последствии это упражнение может быть усложнено:
∙ детям предлагается при громких звуках громко хлопать (или топать
одной ногой), произнося громко татата (хлопхлопхлоп, топтоптоп), а
при тихих тихо, произнося тихо татата (хлопхлопхлоп, топтоптоп);∙ детям предлагается различать не только громкие и тихие звуки, но и
звуки средней интенсивности; при этом дети могут размахивать платочком
внизу, на уровне груди и над головой; хлопать (топать) с соответствующей
интенсивностью.