Произвольное внимание наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Основным фактором, вызывающим его, является цель деятельности. Сосредоточение внимания на достижение цели представляет собой результат волевого усилия. Именно произвольное внимание является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Благодаря произвольному вниманию люди могут заниматься не только тем, что интересно и захватывает, но и тем, что непосредственной привлекательностью не обладает; заниматься не потому, что «хочется», а потому, что «надо».
Игра № 23 «Как прозвучало»
Оборудование: большой и маленький колокольчики, картинки с
изображением больших и маленьких колокольчиков (или барабанов, или
дудок и т.п.), фланелеграф или наборное полотно, таблички тихо, ГРОМКО,
БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ.
Речевой материал: слушайте, как звучало? Громко, тихо, большой,
маленький, картинки, поставьте картинки, верно, неверно, да, нет.
Ход игры
Дети стоят или сидят полукругом около педагога. Перед ними картинки с
изображением больших и маленьких колокольчиков (или барабанов...). На
фланелеграфе (наборном полотне, доске) наверху в правом углу табличка
ГРОМКО и картинка большого колокольчика, а в левом тихо и маленького
колокольчика. Педагог, громко звенит большим колокольчиком, размахивая
им с большой амплитудой, показывает соответствующую картинку и табличку
и просит детей показать такую же картинку. Также он демонстрирует и
звучание маленького колокольчика, вызывая его звучание небольшими
покачиваниями.
Педагог звенит то маленьким, то большим колокольчиком, спрашивает
детей: «Как звучало?» Они с помощь табличек характеризуют звучание
громко или тихо, и показывают соответствующую картинку, устанавливают ее
на фланелеграф (в наборном полотне...).
Когда дети начнут уверенно выполнять данное задание, видя, как педагог
извлекает звук колокольчиков, следует переходить к различению данных
звуков на слух. Вначале педагог предлагает детям образцы громкого и тихого
звучания колокольчиков. С этой целью он показывает детям маленький
колокольчик, прячется за большим экраном или ширмой, звенит в него,
появляется вновь перед детьми, продолжая звонить. Педагог спрашивает
детей: «Как звучало?», дошкольники в ответ говорят: « Тихо» и показывают
соответствующую картинку. То же самое проделывается и с большимколокольчиком. После этого педагог предлагает детям различать звучания на
слух: он в разной последовательности звенит то большим, то маленьким
колокольчиком. В ответ дети характеризуют звучание и устанавливают
соответствующую картинку на фланелеграфе (наборном полотне...). Педагог
оценивает Действия детей: «Верно (или неверно). Да (нет)».
Вариант игры
Игра организуется аналогично той, которая описана выше. Но педагог
извлекает громкие и тихие звучания только из большого колокольчика
(барабана), производя движения большой и малой амплитуды. В ответ дети
демонстрируют круги (квадраты, звездочки...) соответственно большого и
маленького размера.