Произвольное внимание наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Основным фактором, вызывающим его, является цель деятельности. Сосредоточение внимания на достижение цели представляет собой результат волевого усилия. Именно произвольное внимание является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Благодаря произвольному вниманию люди могут заниматься не только тем, что интересно и захватывает, но и тем, что непосредственной привлекательностью не обладает; заниматься не потому, что «хочется», а потому, что «надо».
Игра № 27 «Один и много»
Цель: учить отличать на слух однократные и многократные звучания.
Оборудование: барабан, счетный материал, таблички.
Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно,
покажи(те), ОДИН, МНОГО.
Ход игры
Дети сидят за столами, перед каждым на определенном Расстоянии два
подноса с одним предметом (или шарик, Или матрешка, или елочка и т.п.) и
с большим их количеством.
Педагог на глазах детей ударяет один раз по барабану, Показывает поднос с
одним предметом (например, шариком) и побуждает детей сделать то же.
Затем все вместе хлопают в ладоши, произнося «па!». После этого он ударяет
несколько раз по барабану (интервалы между ударами должны быть
достаточно четкими), показывает поднос с большим количеством предметов
(например, семьвосемь шариков) и побуждает к этому дошкольников. Затем
все вместе многократно хлопают в ладоши, произносяпапапапапа.
Затем педагог предлагает детям различать один удар и большое их
количество при слухозрительном восприятии (т.е. они видят, как педагог
ударяет по барабану и слушают звук). Производя один удар или большое их
количество, он спрашивает дошкольников: «Сколько?» (используются
естественный жест и табличка). Дети показывают соответственно на поднос с
одним или большим количеством предметов и хлопают один или много раз,
произнося соответственно па или папапапапа.
Педагог предлагает детям послушать, как звучит один и много ударов; для
этого показывая на поднос с одним предметом, он за большим
экраномударяет по барабану один раз, а затем указывает на поднос с большим
количеством предметов и ударяет по барабану несколько раз подряд.Дошкольники различают на слух один удар и несколько ударов. Каждый
раз педагог в случае ошибки предлагает воспринять количество ударов слухо
зрительно (т.е. видя и слушая), а затем на слух.