Произвольное внимание наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Основным фактором, вызывающим его, является цель деятельности. Сосредоточение внимания на достижение цели представляет собой результат волевого усилия. Именно произвольное внимание является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Благодаря произвольному вниманию люди могут заниматься не только тем, что интересно и захватывает, но и тем, что непосредственной привлекательностью не обладает; заниматься не потому, что «хочется», а потому, что «надо».
Игра № 36 «Что нарисовал художник (дети)?»
Оборудование: картинки, соответствующие речевому Материалу, который
будет предъявляться на слух, соответствующие таблички, фланелеграф,
маленький экран.
Речевой материал: будем играть, слушайте, картинки, возьми картинку,
повесь картинку, верно, неверно, да, нет, молодец, речевой материал,
который будет предъявляться на слух.
Ход игры
Педагог показывает картинку, на которой художник рисует и предлагает
детям, угадать, что он нарисовал (или, показав до занятия, как старшие ребята
рисуют, узнать, что они изобразили). Он размещает на доске фланелеграф или
ставит наборное полотно, показывает, что у него есть картинки, и предлагает
угадать, какие это картинки.
Педагог за экраном называет картинку, например, «у мальчика мяч» и
предлагает детям повторить, что они услышали. Тот из детей, кто первым
точно повторит данную фразу, получает картинку и размещает ее на
фланелеграфе или наборном полотне. Если фраза точно не воспринята,
педагог предъявляет ее для восприятия на слухозрительной основе (дети
повторяют ее, при необходимости прочитывают по табличке), а затем на слух,
показывает картинку и с сожалением убирает. После предъявления других
слов, словосочетаний или фраз он вновь называет эту картинку.