Произвольное внимание наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Основным фактором, вызывающим его, является цель деятельности. Сосредоточение внимания на достижение цели представляет собой результат волевого усилия. Именно произвольное внимание является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Благодаря произвольному вниманию люди могут заниматься не только тем, что интересно и захватывает, но и тем, что непосредственной привлекательностью не обладает; заниматься не потому, что «хочется», а потому, что «надо».
Игра № 38 «Волшебный кубик»
Оборудование: кубик пластмассовый или из бумаги, на гранях которого
написаны цифры от 1 до 6; табличкизадания, на обороте которых написаны
цифры от 1 до 6; картинки и предметы, соответствующие речевому
материалу, который будет предъявляться на слух, маленький экран.
Речевой материал: будем играть, слушайте, кубик, брось кубик, Сколько?
Покажи табличку, дай табличку, верно, неверно, да, нет, молодец, речевой
материал, который будет предъявляться на слух.
Ход игры.
Педагог показывает детям кубик и предлагает одному из них бросить его.
Затем дети называют цифру, написанную на верхней грани, находят
соответствующую табличку и отдают ее педагогу. Он произносит слово,
словосочетание, фразу, написанную на данной табличке, которую дети
воспринимают слухозрительно. Дети повторяют услышанное, или отвечают
на вопрос, или выполняют поручение. Аналогично предъявляется следующее
задание. В дальнейшем задания предъявляются на слух за маленьким
экраном, в случае затруднения речевой материал предъявляется на слухо
зрительной основе и прочитывается, а затем вновь предлагается для
восприятия на слух.