Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.
Игра № 7 «РАЗБУДИМ КУКЛУ»
Цель: развивать внимание детей к звукам окружающего мира.
Оборудование: кукла, часы будильник, пылесос, телефон, картинки с
подписями ЧАСЫ, ПЫЛЕСОС, ТЕЛЕФОН.
Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно,
Кукла (...) спит, Кукла (...) не спит, ЧАСЫ, ПЫЛЕСОС, ТЕЛЕФОН.
При проведении этой игры, как и других, в помощь следует привлекать
воспитателя группы.
Ход игры
Дети полукругом сидят перед педагогом. Перед ними в кровати спит
большая кукла. У педагога будильник. Он говорит: «Кукла спит». Затем он
включает будильник, от звука кукла «просыпается». Он повторяет это
несколько раз. В то время как еще продолжает звучать будильник, педагог
спрашивает детей: «Что звучит?» и показывает картинку с подписью ЧАСЫ,
которая прочитывается.
Затем детям раздаются маленькие куколки в кроватках. Педагог на глазах
детей вновь заводит будильник и учит детей в момент его звучания
показывать, что кукла проснулась и отвечать на вопрос «Что звучало? «
показом картинки с подписью и ее прочтением. Когда дети начнут
справляться с заданием: «будить» куклу по звонку будильника в условиях,
когда они видят, как педагог его заводит, звучание начинает предъявляться
только на слух. В этом случае будильник заводится за экраном, ширмой.
В ходе последующих игр детей учат аналогично воспринимать звучания
пылесоса, телефона или любых других бытовых шумов. В ответ дети
показывают, как проснулась кукла (мишка, зайка...), а в ответ на вопрос «Что
звучало?» демонстрируют соответствующую картинку с подписью и
прочитывают ее. Вместо игрушки можно «будить» и одного и; детей: он сидит
или лежит перед детьми, изображая сон, пробуждается по звуковому сигналу.Когда дошкольники начинают уверенно «будить» игрушку при восприятии
того или иного бытового звучания, можно усложнить игру: предложить детям
различать, какой звук разбудил игрушку.
Педагог демонстрирует, как большая кукла просыпается от звонка
будильника, затем ее вновь укладывают спать и будят, например, шумом
пылесоса. Педагог каждый раз спрашивает детей: «Что звучало?» В ответ они
показывают соответствующую картинку с подписью и прочитывают ее.
После того, как данное упражнение становится им понятным, педагог за
большим экраном то заводит будильник, то включает пылесос. Кукла
просыпается, и дети показывают картинку того предмета, который разбудил
куклу. Вначале им предлагается выбор из двух картинок, например:
будильник и пылесос, пылесос и телефон, телефон и будильник. В
дальнейшем, если это доступно детям группы, можно предлагать выбирать и
из трех картинок.