Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.
Игра № 8 «БАРАБАН ИЛИ ГАРМОШКА?»
ЦЕЛЬ: учить детей различать звучащие игрушки при постепенно
увеличивающемся выборе: из двухчетырех.
Оборудование: барабан, гармошка, большие зайка и кукла, маленькие зайки
и куклы по количеству детей в группе или соответствующие картинки с
подписями БАРАБАН, ГАРМОШКА.
Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет,
БАРАБАН, ГАРМОШКА.
Ход игры
Дети сидят перед педагогом за столами. На столе у педагога сидят большой
зайка и большая кукла. Около зайки барабан, около куклы гармошка. На
столах у детей или маленькие зайка и кукла, или соответствующие картинки.
Педагог ударяет в барабан и показывает, как зайка начинает прыгать, и
побуждает детей повторить эти движения под звучание барабана. То же самое
он проделывает и с гармошкой, под звук которой пляшет кукла.
Педагог на глазах детей играет в разной последовательности то на
барабане, то на гармошке, не показывая при этом игрушку, соответствующую
предъявляемому звучанию. Дети самостоятельно выбирают нужную игрушку
(картинку), т.е. барабан зайка, который прыгает; гармошка кукла, которая
танцует. В подтверждение правильности выбора педагог также выполняет
действия либо с куклой, либо с зайкой, продолжая стучать в барабан или
играть на гармошке.
Когда дети начнут уверенно справляться с данным заданием, звучания
начинают предъявляться им уже не слухозрительной, а на слуховой основе. С
этой целью педагог стучит в барабан или играет на гармошке за большим
экраном или ширмой и побуждает детей выбрать нужную игрушку. Затем он,
продолжая воспроизводить звучание, появляется изза экрана (ширмы),
оценивает правильность выбранной игрушки: показывает, как пляшет кукла,
если звучит гармошка, или прыгает зайка, если звучит барабан.Аналогично проводятся игрыупражнения и с другими парами звучащих
игрушек, например: барабан (прыгает зайка) и дудка (едет машина);
металлофон (летает бабочка, маленькая птичка) и бубен (прыгает лягушка). В
дальнейшем ребенку предлагают выбирать не из двух, а из трех звучаний:
барабан дудка металлофон, гармошка бубен дудка.