Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря–это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря и грамматически правильно речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения.
Игры с бусами
Для этих игр потребуются бусы разной расцветки, желательно длинные.
Вариант 1. «Бусы и шкатулочка»
Педагог: Жилибыли бусы в шкатулочке…(ладошки обеих рук
складываются, а между ними помещаются бусы). Шкатулочка была крепко
закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят…(потрясти
сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать, как звучат бусы).
Педагог: Шкатулочка открывается, бусы появляются…(одна ладошка
убирается, как будто открывается крышка от шкатулки)
Бусы, бусы, покажитесь,
Красотою похвалитесь! – двумя пальцами поднять бусы вверх
А теперь опять сложитесь
И тихонько спать ложитесь.
Бусы медленно и аккуратно складываются (двумя пальцами руки) обратно
в ладонь, а другой ладонью прикрываются сверху.
Вариант 2. «Вертушка»
Бусы лежат на ладони. Одной рукой (пальцами) медленно поднять бусы и
вращать кистью руки, ускоряя, а затем замедляя вращение бус до полной
остановки. Кладем бусы обратно в ладошку. Затем также берем и вращаем
другой рукой.
Вариант 3. «Узоры»
Педагог: Жилибыли бусы. Однажды они лежали на полке. Лежали и
скучали…(бусы лежат на ладони). Но вот ктото нечаянно их уронил (бусы
бросить на пол). Бусы упали на пол и совсем загрустили… Вдруг они
услышали, что ктото идет. Испугались бусы, что их сейчас раздавят. Нет,
ктото остановился и сказал ласковым голосом, глядя на бусы сверху: «Ах,
какой прекрасный узор получился!». В это время подошёл ктото ещё иговорит: «А помоему, узор похож на цветок или на морское животное!»
Бусы обрадовались, они стали такими необычными.
Давайте и мы с вами посмотрим, в какие узоры можно превратить наши
бусы. Каждый может, как волшебник, сотворить чудо: из обычных бус
создать свой узор. А самое главное – не забудьте дать название своему узору.
Дети бросают свои бусы на пол и рассматривают, что у них получилось, а
затем говорят, на что или на кого похожи их необычные узоры. Важно, чтобы
каждый ребёнок произнёс вслух название своего узора.
Вариант 4. «Рисуем бусами»
Дети раскладывают бусы на полу, под спокойную музыку выкладывают из
них свой узор. Это могут быть цветок, грибок, кошка, машина, бабочка,
птичка. Для начала педагог показывает несколько моделей по мере
сложности, дети учатся выкладывать сначала их.
Вариант 5. «Рисуем бусами все вместе»
Каждый ребенок выбирает себе бусы (разноцветные). Под музыку дети
создают бусами один общий групповой рисунок.