Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации правового воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
БЮДЖЕТ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
(игра)
Всему свой устав и законный уклад.
Блажен, кто блюдет их, цветет его взгляд.
С невеждой, ведущим себя неумело,
Не знающим правил, – не сделаешь дело.
Древнетюркский поэт
Юсуф Баласагунский
Ц е л е в а я у с т а н о в к а :
1.
Социальнопедагогический аспект:
социальная адаптация
старшеклассников. Выпускник должен обладать достаточными правовыми
знаниями и компетенциями, чтобы адекватно существовать в правовом поле:
знать границы своих прав и своей ответственности, которые уже определены
извне и требуют их соблюдения, самоопределение выпускников в рамках этих
границ.
2. Психологопедагогический аспект:
решение задач развития
свободоспособности выпускника, его творческой способности в преодолении
границ возрастного кризиса, скептического отношения к миру взрослых.
3. Образовательный эффект:
появление условий, при которых
интенсифицируются процессы, связанные с самоопределением старшеклассников
в индивидуальносоциальных ценностях.
С самого начала игры старшеклассники самостоятельно проектируют
семейные отношения. Здесь актуализируется поиск собственных желаний и
средств, соответствующих им, так как в игре предложенная проблема обращена
к каждому конкретно и ко всем сразу.
Ошибки и победы, достигнутые каждым участником в игровом
взаимодействии, группой («семьей»), сумевшей по собственному почину
сохраниться или разрушиться, является мощным условием для самопознания,
самоанализа и обогащения социальных установок. Педагогическое управление
является косвенным, что достигается при хорошей подготовке «экспертов» и
взаимодействии учащихся и курсантов.
Внимание методологов сосредоточено:
на способах самореализации старшеклассников в условиях взаимодействия;
отношениях, возникающих между участниками;
том, как часто и в каких ситуациях используется игроками договор в
качестве способа разрешения спорных вопросов.Обучающиеся должны осознать:
что в человеческой деятельности цели и средства взаимосвязаны;
качество этой взаимосвязи обнаруживает себя в результате;
совместить и согласовать «как», «что» и «зачем» очень трудно, но, для того
чтобы стать человеком, сознательно и ответственно строящим свою жизнь и
отношения с другими людьми, нужно учиться;
каждый человек имеет право на жизнь, но он несет ответственность за то,
чтобы не использовать это право во вред себе и другим;
любой конфликт можно разрешить цивилизованно с помощью договора;
стремление к договору означает сохранение нормальных человеческих
отношений даже в ситуации острого конфликта интересов.
Педагогическое наблюдение позволяет при коллективном анализе итогов
игры создать условия для рефлексии и осознания проблем, возникших в процессе
игры. Старшекласснику приходится благодаря имитационным возможностям
игры пройти через рассогласование мотивов и целей, целей и средств, целей и
результатов, средств и результатов и т. д.
Работа обучающихся в малых группах основана на реализации интерактивного
обучения, так как осуществляется совместный процесс познания, где знания
добываются в совместной деятельности через диалог, полилог игроков между
собой и игротехниками, «экспертами». ОДИ «Бюджет молодой семьи» – это
многомерное явление, решающее одновременно три задачи:
учебнопознавательную (предельноконкретную);
коммуникационноразвивающую (связанную с общим эмоционально
интеллектуальным фоном процесса познания);
социальноориентационную (результаты которой резонируют уже за
пределами учебного времени и пространства).
В процессе игры создаются такие ситуации, когда диалог (общение внутри
группы) переходит в полилог (общение между группами), что усиливает
образовательный эффект. Методологи лишь управляют развитием ситуации, при
необходимости восстанавливая способы, стимулирующие рефлексию и
поддерживающие игровые интриги.
Х о д и г р ы
I. Подготовительный этап:
подготовка «экспертовпсихологов» и «экспертовэкономистов»;
подготовка материалов к игре: анкетыопросника, игровых карточек,
карточек для «экспертов»; составление условных обозначений, образцов заполнения карточек
«экспертами»;
подготовка коллективного анализа;
распределение игроков по ролям (формирование «семей»).
II. Игровой этап:
ведущий знакомит игроков с условиями игры;
знакомство игроков с брачным контрактом;
«семьи» заполняют анкетуопросник для выполнения «месячного бюджета»;
«семьи» получают карточки с заданиями (каждая карточка – 1 месяц
совместной жизни);
«эксперты» вникают в суть решений заданий, «подогревают» конфликты,
заполняют собственные карточки, используя условные обозначения;
семьи «проживают» 1 год (или полгода) совместной жизни.
III. Коллективный анализ:
позиция «экспертов» создает основу возникновения дискуссии;
дискуссия.
IV. Образовательный эффект последствия:
подготовка «экспертовпсихологов» и «экспертовэкономистов»;
Структура работы
Подготовка к ОДИ методологов (разработчиков)
Подготовка «экспертов» (игротехников)
Подготовка материалов к игре (игротехники, методологи)
Разработка плана работы в группах
Работа в группах
Коллективный анализ
Минимальное количество участников, необходимое для игры, – 8 человек
(это состав минигруппы), максимальное – 12 человек (если включаются
«бабушки» и «дедушки» с обеих сторон супругов). Игра может проводиться в
одной минигруппе, а может быть расширена для одновременного участия
нескольких минигрупп, но не более 5.Н а б о р и г р о в ы х р о л е й в составе минигруппы:
«муж»;
«жена»;
«родители жены»;
«родители мужа»;
«экспертэкономист»;
«экспертпсихолог»
П р а в и л а ролевого взаимодействия:
1. «Экспертэкономист» – организует игру.
2. «Экспертпсихолог» – отслеживает микроклимат в процессе игры.
3. Члены «семьи» – выполняют задания и отвечают на вопросы «экспертов»,
выполняют требования «экспертов».
В е д у щ и й . Для того чтобы знать, каким будет бюджет семьи, эксперт
экономист проводит анкетирование. Уважаемые экспертыэкономисты, раздайте,
пожалуйста, анкетыопросники для семьи (см. Приложение 1).
Каждая семья получила анкету. Ваша задача – обсудить вопросы на
«семейном совете» и определить бюджет совместной жизни. Бюджет может
корректироваться с участием экспертаэкономиста.
Бюджет семьи ______________________ составил ______________.
Экспертыэкономисты сообщают, какой суммой располагают семьи.
В е д у щ и й . Вот сейчас все узнали, какой суммой располагает семья. Но
теперь задача семьи – в течение месяца распределить бюджет.
Я попрошу экспертовэкономистов раздать карточки № 1. Уважаемые
молодожены, желаем вам правильно распределить месячный доход вашей семьи.
После того как экспертыэкономисты раздали карточки, они следят вместе с
экспертамипсихологами за ходом распределения (оговаривают время,
отведенное на выполнение задания). По окончании времени делают выводы по
итогам месяца.
Экспертыэкономисты сообщают о первом успешно/неуспешно проведенном
вместе месяце и итогах распределения денежных средств.
В е д у щ и й . Одна карточка – это прожитый месяц «молодой семьи». Для того
чтобы прожить этот месяц, вы должны шаг за шагом обсуждать те задания,
которые есть в карточке, причем в строгом порядке. Только после того, как
примете конкретное решение по каждому вопросу карточки, получите
следующую. Каждая семья получает абсолютно одинаковый набор карточек и
решает задания в соответствии с месячным бюджетом.А теперь экспертыэкономисты раздают карточки № 2. Экспертыпсихологи
внимательно следят за микроклиматом в семье.
Экспертыэкономисты информируют об итогах распределения бюджета за 1й
год.
Вот прошел 1й год совместной жизни. Молодые семьи планировали свой
бюджет: покупали необходимые веши. Родители помогали не только
материально, но и главное – советом, поддерживали молодых.
Что дает возможность приобрести жизненный опыт?
Коллективный анализ.
Коллективный анализ выводит рефлексию на первый план, делает ее
основным событием происходящего.
Схема коллективного анализа
Отношение к «экспер
тизе» членов «семьи»
Вступает в дискуссию
Эксперты
1. Эксперт
экономист
«семьи» № 1
Оценка экспертов
Сообщает, как «семья» распоряжалась
бюджетом, по каким вопросам было
рациональное расходование, умеют ли
члены
«семьи» реально оценивать ситуации.
Дает прогноз будущего «семьи»
Сообщает, удалось ли в целом членам
«семьи» достичь взаимопонимания, дает
оценку микроклимату в «семье»
Вступает в дискуссию
2. Эксперт
психолог
«семьи» № 2
И т. д.
Таким образом, предложенная схема коллективного анализа оформляется в
дискуссию. Именно позиции «экспертов» задают основу возникновения
дискуссии, поскольку членам «семьи» есть в чем согласиться или поспорить.
Педагог в дискуссии занимают позицию «рефлексивного рефери», которая
позволяет удерживать дискуссию в культурных рамках, не снимая
эмоционального накала происходящего, но и не позволяя возобладать
негативным эмоциям. Это дает тройной эффект:
игра удерживается в необходимых организационных рамках;
игра становится условием для обретения старшеклассниками способов
коммуникативной регуляции конфликтов;
педагог делает очевидным суть разногласий играющих.
Все три эффекта создают условия для целенаправленной воспитательной
деятельности с использованием ресурса, который кроется в способностяхигроков к рефлексии и самоопределении.
Игрокам предлагается написать (можно и устно), по поводу чего им бы
хотелось продолжить дискуссию, что хотелось бы узнать дополнительно, чему
хотелось бы научиться, как и когда они предлагают это сделать.
Так ОДИ переходит в совместное проектирование дальнейшей деятельности,
связанной с правовым образованием, но уже по другим вопросам и в другое
время.
Образовательный эффект последствия.
Опыт проведения ОДИ для старшеклассников показывает, что они не
ограничиваются обсуждением игры в рамках коллективного анализа, долго еще
спорят, анализируют, вспоминают. А это мощное условие для самопознания и
самооценки.
Позитивные эмоции, которые вызвала ОДИ, расширяют горизонты видения и
понимания, способствуют выбору как единственно верному способу ориентации
в социокультурном пространстве. Старшеклассники приходят с помощью
методологов к в ы в о д у :
нет и не может быть единого мнения;
мнение еще не действие;
самолюбие и ответственный выбор – не одно и то же;
ошибку всегда можно исправить, пока человек жив;
ошибку можно предотвратить, если воспользоваться выбором.
ОДИ позволяет педагогу увидеть целый спектр оснований, лежащий в
социальной ориентации участников игры, что дает импульс к проектированию
педагогической деятельности, максимально учитывая конкретные проблемы и
адресно направляя их разрешение.
П р и м е ч а н и е . В разработке ОДИ использованы методические рекомендации РФПР по
внеклассной работе с обучающимися основам правовых знаний.