Игра "Бюджет молодой семьи"

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации правового воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Иконка файла материала Бюджет молодой семьи игра.docx
БЮДЖЕТ МОЛОДОЙ СЕМЬИ (игра) Всему свой устав и законный уклад. Блажен, кто блюдет их, цветет его взгляд. С невеждой, ведущим себя неумело, Не знающим правил, – не сделаешь дело. Древнетюркский поэт Юсуф Баласагунский Ц е л е в а я   у с т а н о в к а : 1.   Социально­педагогический   аспект:  социальная   адаптация старшеклассников.   Выпускник   должен   обладать   достаточными   правовыми знаниями   и   компетенциями,  чтобы   адекватно   существовать   в  правовом   поле: знать границы  своих прав  и своей  ответственности, которые  уже  определены извне и требуют их соблюдения, самоопределение выпускников в рамках этих границ. 2.  Психолого­педагогический   аспект:  решение   задач   развития свободоспособности   выпускника,   его   творческой   способности   в   преодолении границ возрастного кризиса, скептического отношения к миру взрослых. 3.   Образовательный   эффект:  появление   условий,   при   которых интенсифицируются процессы, связанные с самоопределением старшеклассников в индивидуально­социальных ценностях. С   самого   начала   игры   старшеклассники   самостоятельно   проектируют семейные   отношения.   Здесь   актуализируется   поиск   собственных   желаний   и средств, соответствующих им, так как в игре предложенная проблема обращена к каждому конкретно и ко всем сразу. Ошибки   и   победы,   достигнутые   каждым   участником   в   игровом взаимодействии,   группой   («семьей»),   сумевшей   по   собственному   почину сохраниться или разрушиться, является мощным условием для самопознания, самоанализа и обогащения социальных установок. Педагогическое управление является косвенным, что достигается при хорошей подготовке «экспертов» и взаимодействии учащихся и курсантов. Внимание методологов сосредоточено:  на способах самореализации старшеклассников в условиях взаимодействия;  отношениях, возникающих между участниками;   том,   как   часто   и   в   каких   ситуациях   используется   игроками   договор   в качестве способа разрешения спорных вопросов.Обучающиеся должны осознать:  что в человеческой деятельности цели и средства взаимосвязаны;  качество этой взаимосвязи обнаруживает себя в результате;  совместить и согласовать «как», «что» и «зачем» очень трудно, но, для того чтобы   стать   человеком,   сознательно   и   ответственно   строящим   свою   жизнь   и отношения с другими людьми, нужно учиться;  каждый человек имеет право на жизнь, но он несет ответственность за то, чтобы не использовать это право во вред себе и другим;  любой конфликт можно разрешить цивилизованно с помощью договора;   стремление   к   договору   означает   сохранение   нормальных   человеческих отношений даже в ситуации острого конфликта интересов. Педагогическое   наблюдение   позволяет   при   коллективном   анализе   итогов игры создать условия для рефлексии и осознания проблем, возникших в процессе игры.   Старшекласснику   приходится   благодаря   имитационным   возможностям игры пройти через рассогласование мотивов и целей, целей и средств, целей и результатов, средств и результатов и т. д. Работа обучающихся в малых группах основана на реализации интерактивного обучения,   так   как   осуществляется   совместный   процесс   познания,   где   знания добываются в совместной деятельности через диалог, полилог игроков между собой и игротехниками, «экспертами». ОДИ  «Бюджет молодой семьи» – это многомерное явление, решающее одновременно три задачи:  учебно­познавательную (предельно­конкретную);   коммуникационно­развивающую   (связанную   с   общим   эмоционально­ интеллектуальным фоном процесса познания);   социально­ориентационную   (результаты   которой   резонируют   уже   за пределами учебного времени и пространства). В процессе игры создаются такие ситуации, когда диалог (общение внутри группы)   переходит   в   полилог   (общение   между   группами),   что   усиливает образовательный эффект. Методологи лишь управляют развитием ситуации, при необходимости   восстанавливая   способы,   стимулирующие   рефлексию   и поддерживающие игровые интриги. Х о д   и г р ы I. Подготовительный этап:  подготовка «экспертов­психологов» и «экспертов­экономистов»;   подготовка   материалов   к   игре:   анкеты­опросника,   игровых   карточек, карточек для «экспертов»;  составление   условных   обозначений,   образцов   заполнения   карточек «экспертами»;  подготовка коллективного анализа;  распределение игроков по ролям (формирование «семей»). II. Игровой этап:  ведущий знакомит игроков с условиями игры;  знакомство игроков с брачным контрактом;  «семьи» заполняют анкету­опросник для выполнения «месячного бюджета»;   «семьи»   получают   карточки   с   заданиями   (каждая   карточка   –   1   месяц совместной жизни);   «эксперты» вникают в суть решений заданий, «подогревают» конфликты, заполняют собственные карточки, используя условные обозначения;  семьи «проживают» 1 год (или полгода) совместной жизни. III. Коллективный анализ:  позиция «экспертов» создает основу возникновения дискуссии;  дискуссия. IV. Образовательный эффект последствия:  подготовка «экспертов­психологов» и «экспертов­экономистов»; Структура работы Подготовка к ОДИ методологов (разработчиков)  Подготовка «экспертов» (игротехников)  Подготовка материалов к игре (игротехники, методологи)  Разработка плана работы в группах  Работа в группах  Коллективный анализ Минимальное   количество   участников,   необходимое   для   игры, – 8  человек (это   состав   мини­группы),   максимальное   –   12   человек   (если   включаются «бабушки» и «дедушки» с обеих сторон супругов). Игра может проводиться в одной   мини­группе,   а   может   быть   расширена   для   одновременного   участия нескольких мини­групп, но не более 5.Н а б о р   и г р о в ы х   р о л е й   в составе мини­группы:  «муж»;  «жена»;  «родители жены»;  «родители мужа»;  «эксперт­экономист»;  «эксперт­психолог» П р а в и л а   ролевого взаимодействия: 1. «Эксперт­экономист» – организует игру. 2. «Эксперт­психолог» – отслеживает микроклимат в процессе игры. 3. Члены «семьи» – выполняют задания и отвечают на вопросы «экспертов», выполняют требования «экспертов». В е д у щ и й .   Для   того   чтобы   знать,   каким   будет   бюджет   семьи,   эксперт­ экономист проводит анкетирование. Уважаемые эксперты­экономисты, раздайте, пожалуйста, анкеты­опросники для семьи (см. Приложение 1). Каждая   семья   получила   анкету.   Ваша   задача   –   обсудить   вопросы   на «семейном   совете»   и   определить   бюджет   совместной   жизни.   Бюджет   может корректироваться с участием эксперта­экономиста. Бюджет   семьи   ______________________   составил   ______________. Эксперты­экономисты сообщают, какой суммой располагают семьи. В е д у щ и й .   Вот   сейчас   все   узнали,   какой   суммой   располагает   семья.   Но теперь задача семьи – в течение месяца распределить бюджет. Я   попрошу   экспертов­экономистов   раздать   карточки   №   1.   Уважаемые молодожены, желаем вам правильно распределить месячный доход вашей семьи. После того как эксперты­экономисты раздали карточки, они следят вместе с экспертами­психологами   за   ходом   распределения   (оговаривают   время, отведенное на выполнение задания). По окончании времени делают выводы по итогам месяца. Эксперты­экономисты сообщают о первом успешно/неуспешно проведенном вместе месяце и итогах распределения денежных средств.  В е д у щ и й . Одна карточка – это прожитый месяц «молодой семьи». Для того чтобы   прожить   этот   месяц,  вы   должны   шаг   за   шагом   обсуждать   те   задания, которые есть в карточке, причем в строгом порядке. Только после того, как примете   конкретное   решение   по   каждому   вопросу   карточки,   получите следующую. Каждая семья получает абсолютно одинаковый набор карточек и решает задания в соответствии с месячным бюджетом.А теперь эксперты­экономисты раздают карточки № 2. Эксперты­психологи внимательно следят за микроклиматом в семье. Эксперты­экономисты информируют об итогах распределения бюджета за 1­й год. Вот   прошел  1­й   год   совместной   жизни.  Молодые   семьи   планировали   свой бюджет:   покупали   необходимые   веши.   Родители   помогали   не   только материально, но и главное – советом, поддерживали молодых. Что дает возможность приобрести жизненный опыт? Коллективный анализ. Коллективный   анализ   выводит   рефлексию   на   первый   план,   делает   ее основным событием происходящего. Схема коллективного анализа Отношение к «экспер­ тизе» членов «семьи» Вступает в дискуссию Эксперты 1. Эксперт­ экономист  «семьи» № 1 Оценка экспертов Сообщает, как «семья» распоряжалась  бюджетом, по каким вопросам было  рациональное расходование, умеют ли  члены  «семьи» реально оценивать ситуации.  Дает прогноз будущего «семьи» Сообщает, удалось ли в целом членам «семьи» достичь взаимопонимания, дает  оценку микроклимату в «семье» Вступает в дискуссию 2. Эксперт­ психолог  «семьи» № 2 И т. д. Таким образом, предложенная схема коллективного анализа оформляется в дискуссию.   Именно   позиции   «экспертов»   задают   основу   возникновения дискуссии, поскольку членам «семьи» есть в чем согласиться или поспорить. Педагог   в   дискуссии   занимают   позицию   «рефлексивного   рефери»,   которая позволяет   удерживать   дискуссию   в   культурных   рамках,   не   снимая эмоционального   накала   происходящего,   но   и   не   позволяя   возобладать негативным эмоциям. Это дает тройной эффект:  игра удерживается в необходимых организационных рамках;   игра   становится   условием   для   обретения   старшеклассниками   способов коммуникативной регуляции конфликтов;  педагог делает очевидным суть разногласий играющих. Все   три   эффекта   создают   условия   для   целенаправленной   воспитательной деятельности   с   использованием   ресурса,   который   кроется   в   способностяхигроков к рефлексии и самоопределении. Игрокам   предлагается   написать   (можно   и   устно),   по   поводу   чего   им   бы хотелось продолжить дискуссию, что хотелось бы узнать дополнительно, чему хотелось бы научиться, как и когда они предлагают это сделать. Так ОДИ переходит в совместное проектирование дальнейшей деятельности, связанной с правовым образованием, но уже по  другим вопросам и в другое время. Образовательный эффект последствия. Опыт   проведения   ОДИ   для   старшеклассников   показывает,   что   они   не ограничиваются обсуждением игры в рамках коллективного анализа, долго еще спорят, анализируют, вспоминают. А это мощное условие для самопознания и самооценки. Позитивные эмоции, которые вызвала ОДИ, расширяют горизонты видения и понимания, способствуют выбору как единственно верному способу ориентации в   социокультурном   пространстве.   Старшеклассники   приходят   с   помощью методологов к  в ы в о д у :   нет и не может быть единого мнения;  мнение еще не действие;  самолюбие и ответственный выбор – не одно и то же;  ошибку всегда можно исправить, пока человек жив;  ошибку можно предотвратить, если воспользоваться выбором. ОДИ   позволяет   педагогу   увидеть   целый   спектр   оснований,   лежащий   в социальной ориентации участников игры, что дает импульс к проектированию педагогической деятельности, максимально учитывая конкретные проблемы и адресно направляя их разрешение. П р и м е ч а н и е . В разработке ОДИ использованы методические рекомендации РФПР по внеклассной работе с обучающимися основам правовых знаний.