Совокупность этих правил составляет грамматику, благодаря которой слова складываются в законченные смысловые единицы. Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Именно грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Если ребенок «в норме» учится изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с ОНР имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами.
Игра «Что каким бывает?»
Цель игры: расширить словарный запас ребенка, развить память,
внимание, воображение, ловкость.
Оборудование: мяч, фишки.
Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой
детей. Взрослый перебрасывает детям, которые сидят на стульчиках или
стоят в кругу, мяч и задает вопрос, на который ребенок, поймавший мяч,
должен ответить и вернуть мяч взрослому. Взрослый в свою очередь,
перекидывает мяч другому ребенку и ждет ответа от него.
Например:
Что может быть высоким? (дом, человек, гора, дерево, шкаф и т. д.);
Что может быть глубоким? (озеро, лужа, море, сон и т. д.);
Что может быть круглым? (колесо, мяч, шар, яблоко, солнце и т. д.);
Что может быть холодным? (погода, вода, лед, мороженое, камень, ночь
и т д.);
Что может быть мягким? (подушка, шарф, диван, одеяло и т. д.);
Что может быть сладким? (булочка, торт, пирожное, вафля, ананас и т.
д.);
Что может быть деревянным? (стол, стул, дом, пол и т. д.);
Что может быть острым? (нож, стекло, клинок, ножницы и т. д.).