Совокупность этих правил составляет грамматику, благодаря которой слова складываются в законченные смысловые единицы. Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Именно грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Если ребенок «в норме» учится изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с ОНР имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами.
Игра «Что лишнее?»
Цель игры: научить ребенка выделять на слух из ряда слов лишнее,
обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый, медленно и четко проговаривая, называет 4 слова,
а ребенок должен внимательно выслушать слова, запомнить их и назвать то
слово, которое не подходит к остальным, а затем объяснить свой выбор.
Например, яблоко, груша, баклажан, апельсин — лишний баклажан, так как
это овощ, а все остальное — фрукты; вертолет, автомобиль, ракета,
самолет — лишний автомобиль, так как это наземный транспорт, а все
остальное воздушный.