Игра «Что происходит с осликами» направлена на в работе с детьми очень важно показать им, что существует множество способов разрешить конфликт, не прибегая к насилию. Для обеспечения 'эффективного общения необходимо тренировать детей в применении этих способов на практике и расширять их поведенческий диапазон в отношении улаживания конфликтов.Игра «Что происходит с осликами» направлена на в работе с детьми очень важно показать им, что существует множество способов разрешить конфликт, не прибегая к насилию. Для обеспечения 'эффективного общения необходимо тренировать детей в применении этих способов на практике и расширять их поведенческий диапазон в отношении улаживания конфликтов.
Игра «Что происходит с осликами»
В работе с детьми очень важно показать им, что существует
множество способов разрешить конфликт, не прибегая к насилию. Для
обеспечения 'эффективного общения необходимо тренировать детей в
применении этих способов на практике и расширять их поведенческий
диапазон в отношении улаживания конфликтов.
Опыт показывает, что дети, как правило, в состоянии оценить
ситуацию и определить, честно ли был разрешен конфликт, и обе ли
стороны остались «в выигрыше». Во время ролевых игр можно часто
наблюдать традиционный переход от конфликта к «миру», например,
двое поссорились, затем один из них предлагает: «Давай помиримся!»
— и конфликт исчерпывается. Детская мирилка «мирись, мирись
больше не дерись...» — хорошее подтверждение этому. Тем не менее, в
учебный процесс необходимо вводить игры и упражнения, в которых
дети учатся разрешать конфликтные ситуации. При этом следует
помнить, что скорых и радикальных перемен в реальном поведении
детей относительно конфликтов не будет. Это длительный и сложный
процесс. Существуют различные концепции, игровые и тренинговые
программы по разрешению конфликтов. Одним из примеров является
игра «История двух осликов» (Дж. Валкер), которую можно считать
своеобразной моделью ненасильственного разрешения конфликтов.
Материал для игры: увеличенная копия рисункаистории про двух
осликов.
Ход игры.
Закройте две нижние картинки, повесьте рисунокисторию на видное
место.
Спросите детей, что происходит с осликами. В чем их проблема? Что
привело к этому? Сформулируйте суть конфликта и спросите, как эта
ситуация может развиваться. Какие возможности есть у осликов, чтобы
решить проблему? Обсудите с детьми все плюсы и минусы
предложенных решений. Затем откройте нижние рисунки и спросите,
какое решение нашли ослики. Как стало возможным, что они пришли
именно к этому решению? (Например, они остановились и обсудили
свою проблему; они вместе подумали над тем, как выйти из положения.)
Можно ли чемунибудь научиться у этих осликов? Важно, чтобы дети
четко поняли, что думали и испытывали ослики, прежде чем нашли это
решение.
Опыт.При решении задачи про осликов дети каждый раз высказывают новые
и совершенно неожиданные идеи:
• ослики вместе съедают сначала одну кучу сена, затем вторую; при
этом следует учитывать опасность, что они опять могут поссориться из
за того, что один ест быстрее, чем другой;
• они вдвоем передвигают одну кучу ближе к другой, чтобы
одновременно есть каждый свое сено;
• они перегрызают веревку и едят каждый свое сено;
• они перетягивают «канат», и победитель ест первым;
• они перетягивают «канат», пока не поранятся и уже не смогут есть
свое сено.