Игра "Детективное агентство в действии"

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации правового воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Иконка файла материала Детективное агентство в действии игра.docx
ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО В ДЕЙСТВИИ (игра) Организационно­деятельностная   интеллектуальная   игра   «Детективное агентство   в   действии»   основана   на   организации   работы   в   малых   группах. Распределение   учащихся   по   группам   осуществляется   по   их   желаниям.   Суть работы   каждой   группы   –   совместный   анализ   и   поиск   общего   решения предложенной задачи. Целью деятельности игроков в этой игре было не только обсуждение     проблемы   (поиска   «украденного»   футбольного   мяча),   но   и совершенствование техники дискуссий, умение каждого ученика формулировать свою   позицию,   соотносить   свою   точку   зрения   с   точкой   зрения   других, критически подходить к своему мнению и мнению окружающих и в конечном итоге корректировать свою позицию. В   правовом   образовании   это   особенно   актуально,   так   как   вопросы   права всегда     неоднозначны     и     требуют     от     человека     не     только     логического мышления,   но   прежде   всего   воспитанного   гибкого   логического   мышления, уважения и к себе и к своей личности и терпимости к иной личности. П р а в и л а   с о г л а ш е н и я   д л я   и г р о к о в :   Слушать и слышать друг друга.  Не перебивать и не кричать.  Не отмалчиваться.   Не обижать и не обижаться.  Участвовать всем.  Следовать регламенту.  Уважать позицию любого. Результативность.  В процессе игры учащиеся должны научиться:    выделять   и   строго   следовать   этапам   принятия   решения:   пониманию проблемы, выработке альтернатив, их обсуждению и оценке, принятию решений;  видеть ситуацию с иной точки зрения, под другим углом;  выбирать нужное решение;  применять правовые знания на практике;  вести обсуждение после игры, подводить итоги каждого этапа игры. Ц е л и   и г р ы :   получение   новых   знаний   из   уголовно­правовых   дисциплин   и   основ делопроизводства, закрепление ранее полученных знаний из общего курса права; развитие общего интеллектуального уровня учащихся;  активизация мыслительной деятельности учащихся;  развитие умения работать в группе;    формирование представления о работе сотрудников правоохранительных органов   (следователей,   оперативных   работников,   экспертов­криминалистов)   и попробовать себя в этой роли. В процессе данной ОДИ решались следующие  з а д а ч и :  систематизация правовых знаний через: а) презентацию своего агентства; б) тесты на «профпригодность»; в) знания основ делопроизводства; г) совместный поиск;  воспитание чувства коллективизма, «плеча товарища»;  способности выстраивать логическую цепочку;  формирование интереса к правовому образованию. О с н о в н ы е   у с л о в и я , которым отвечали поставленные задачи:  трудность  (количество  усилий,  необходимых  для  выполнения  задачи);  множественность решений;   внутренний интерес членов «детективных агентств» к задаче (степень ее привлекательности для игроков);  требования  кооперации  (сплоченность группы для получения результата);   интеллектуально­манипулятивные требования (соотношение умственных и моторных усилий для получения результата). Описание игры. В   каждом   классе   (группе)   создается   детективное   агентство.   По   желанию учащихся в классе может быть создано их несколько. Перед началом игры с учащимися проводится разъяснительная работа на классных часах, где должен быть представлен подробный план игры. Игра состоит из 4 этапов. Сроки проведения игры определяются с учетом учебного   плана   учащихся,   поскольку   на   некоторых   этапах   необходимо предоставить определенное время для ее проведения.1­й   э т а п .  1. Создаются детективные агентства. На основе протокола учредительного собрания   учащимися   назначается   директор   агентства,   секретарь.   Директор,   в свою очередь, назначает 3 оперативных работников, 3 следователей, 3 экспертов­ криминалистов. Количество этих должностей может быть меньше, но не больше. Каждый учащийся пишет заявление на имя директора о приеме на работу на соответствующую   должность.   О   назначении   на   должности   директором составляются   приказы,   которые   находятся   у   секретаря.   Секретарь   следит   за делопроизводством   в   агентстве.   В   конце   игры   будет   оцениваться делопроизводство в каждом агентстве по пятибалльной системе. Это позволит также получить жизненно необходимые знания о правильности  составления и ведения документов (см. Приложение 1). Для оценки игры и наблюдения за ее ходом создается жюри из 5 человек. Секретарь   пишет   заявление   в   2   экземплярах   на   имя   председателя   жюри   с просьбой зарегистрировать агентство для участия в игре.  2­й   э т а п . Обучение детективных агентств (мини­эстафета «Вертушка»). Для   каждого   из   агентств   готовятся   маршрутные   листы,   по   которым   они проходят   мини­станции.   Станция   представляет   собой   специально   отведенное место,   где   стоит   один   человек   (начальник   станции),   который   дает   задание прибывшему   на   станцию   агентству.   В   качестве   начальника   станции   может выступать   преподаватель,   старшеклассник.   Начальник   станции   обязан объективно   и   добросовестно   оценивать   выполняемое   агентствами   задание. Станции   могут   быть   расположены   как   в   школе,   так   и   на   улице.   В   случае проведения   выездной   игры   «Детективное   агентство   в   действии»   в   другом установленном   месте   количество   станций   зависит   от   количества   агентств. Первоначально   планируется   четыре   станции:   «Следствие   ведут   знатоки», «Блиц»,   «Криминалист»,   «Узнай   и   определи».   Задания,   выполняемые агентствами,   помогут   получить   им   не   только   новые   знания   из   области юриспруденции, но и будут способствовать развитию общего интеллектуального уровня   учащихся.   Задания   на   каждой   станции   выполняются   именно   теми сотрудниками, которые были заявлены по данному профилю работы. Станция «Криминалист» – задания выполняют криминалисты, «Следствие ведут знатоки» – следователи, «Узнай и определи» – оперуполномоченные, «Блиц» – директор детективного агентства. Если сотрудники данного профиля не справляются с заданием, то они могут попросить помощи у своего детективного агентства, но за это будут наказываться штрафными баллами (на каждой станции свой порядокштрафования). На «Блице» за каждую подсказку снимается 0,5 балла, во всех остальных задания оцениваются в половину стоимости. Агентства   начинают   свой   старт   с   условной   точки   («Старт»).   Каждое агентство   имеет   свой   маршрут,   но   все   станции   должны   быть   пройдены агентствами.   На   выполнение   заданий   каждому   агентству   дается   семь   минут. Начальник станции не должен отпускать агентства со станций раньше или позже положенного времени. Это необходимо для того, чтобы не получилось ситуации, когда   на  одной   станции   находятся  несколько   агентств,  потому   что,  услышав ответы на задания, агентства могут дублировать друг друга. Если агентство не выполнило   задание   за   установленное   время,   начальник   станции   ставит соответствующую оценку.  3­й   э т а п .  Задание «Воссоздай картинку».  Для  каждого  из  агентств  придумывается   свое «преступление». За  каждым «преступлением» стоит определенное лицо – «преступник». На этом этапе перед учащимися не стоит задача поймать преступника и посадить его под стражу. Агентствам необходимо раскрыть преступление, то есть воссоздать его картину и вычислить  преступника, то есть постараться узнать, кто же он. Поэтому в качестве условного преступника может быть кто­либо из молодых педагогов, известных учащимся, или кто­либо из старшеклассников, не имеющих отношения к этим агентствам. Перед агентствами стоит задача – собрать все улики, которые помогут им воссоздать картину преступления и определить преступника. У каждого агентства есть свой маршрут, по которому они будут искать свои улики. В ходе поиска каждая из профессий выполняет свою работу с учетом полученных знаний на предыдущих этапах. На данном этапе жюри оценивает время, за которое агентства собрали улики, количество   собранных   улик   и   качество   работы,   выполняемой   работниками агентства во время поиска. Поиск может проходить как на улице, так и в школе. Оценки на этом этапе ставятся по десятибалльной системе. Как и на предыдущем этапе, агентства начинают свой поиск с условной точки одновременно или, если это будет затруднительно, отдельно друг от друга в разное время. В любом случае для каждого агентства ведется отсчет времени. В самом начале каждому агентству выдается подсказка на листе бумаге,   в которой    указывается    место,    где    надо    искать    первую    улику.  Листы, в которых   содержатся   подсказки   или   какие­то   необходимые   сведения   о преступлении, должны быть разных цветов, то есть у каждого агентства   свойцвет  и  они  имеют  право  собирать  только  свои  листочки. Если агентствами обнаружены листы другого цвета, подбирать их они не должны. В противном случае наблюдатели имеют право снизить 3 балла. Всего у агентства будет 5 улик, которые им необходимо найти. В случае если во   время   поиска   появились   трудности,   наблюдатель   может   дать   небольшую подсказку. Если после этого улика не найдена, то наблюдатель должен указать место,   где   необходимо   искать   следующую   улику,   а   информация   или вещественное доказательство так и останется ненайденным. Во время поиска оперативникам необходимо иметь при себе ручку и бланк, который   они   получили   в   конверте   на   предыдущем   этапе,   криминалистам необходимо иметь несколько целлофановых пакетов, бумажные или тканевые салфетки,   маленькие   листочки   бумаги   и   скотч.   Оперативники   после   каждой найденной   улики   записывают   появившиеся   версии,   следователи   и   директор агентства   также   имеют   право   выдвигать   свои   версии.   Необходимо   пояснить учащимся, что  в  ходе  расследования  записываются  любые   версии,  которые  с последующей уликой и вещественным доказательством отпадают или, наоборот, подтверждаются. Криминалистам необходимо правильно изымать вещественные доказательства. Эти правила будут разъяснены учащимся перед началом поиска. В случае нарушений со стороны агентств наблюдатели имеют право снижать от 1 до 3 баллов в зависимости от характера нарушений. П р и м е р н ы й   в а р и а н т   п о и с к а . Из спортивного зала пропал волейбольный мяч. Вы должны пройти на место преступления   и   найти   подсказку,   как   вам   следует   поступить   дальше.   Но необходимо соблюдать одно правило: вы должны искать подсказку на листе того цвета, который вам определен (красный, синий, желтый, зеленый). В ходе всего расследования   вас   будет   сопровождать   консультант.  Если   у   вас  возникнут трудности, можете обращаться к нему за помощью. Вы должны помнить, что все собранные вами улики являются вещественными доказательствами и вы должны будете представить их жюри. После того как вы соберете все подсказки и улики, вы сможете определить, кто преступник. Вперед! Желаем удачи. Необходимо заметить, что разработчик игры примерно предполагает, каким должен   быть   ход   рассуждений   учащихся.   Однако   учащиеся   могут   выдвинуть другую   версию,   не   соответствующую   изначально   задуманной.   В   этом   случае жюри   все   равно   будет   оценивать   ход   рассуждений   и   действия   сотрудников агентств во время поиска. Перед   началом   поиска   представителям   всех   профессий   будут   выданы руководства   о   том,   как   они   должны   действовать.   Например,   как   эксперты­ криминалисты   должны   изымать   найденные   улики   и   др.,   что   также   будетоцениваться жюри. 4­й   э т а п .   Это заключительный этап игры. По результатам поиска следователи агентств составляют   постановление   о   возбуждении   уголовного   дела   по   образцу   того, которое им было выдано в конверте во время 2­го этапа. Учащиеся сами должны будут найти статью в Уголовном кодексе, под которую подпадает заданное для них   преступление.   Для   этого   на   2­м   этапе   также   в   конверте   была   выдана информация   о   структуре   УК   РФ.   Например,   описанное   выше   деяние   (кража мяча) предусмотрено ст. 158 УК РФ («Кража»). Все   составленные   документы   (план   расследования,   постановление   и   др.) секретарем   агентства   должны   быть   прикреплены   к   общей   папке   по   всем правилам делопроизводства. Все   листы   должны   быть   заранее   пронумерованы,   должна   быть   составлена опись, и затем папка передается в жюри. Наконец, после того как будут даны ответы на вопросы, агентства должны представить и огласить результаты своего расследования. Именно на этом этапе учащиеся   оглашают   имя   преступника   и   сообщают   об   обстоятельствах,   при которых   было   совершено   преступление.   Все   свои   предположения   агентства должны   подкреплять   доказательствами,   которые   были   получены   ими   на предыдущем этапе. Если учащиеся будут со­провождать свой рассказ небольшой инсценировкой, за это дополнительно жюри может поставить пять баллов. Все это заранее должно быть доведено до сведения агентств. В   заключение   жюри   подводит   итоги   этого   этапа,   а   затем   всей   игры   – определяются агентство­победитель, а также остальные призеры. Поэтому перед началом этого этапа результаты предыдущих этапов должны находиться в жюри. После окончания игры среди участников проводится рефлексия. Некоторые условия игры могут меняться в зависимости от места проведения. Жюри  подводит  итог  игры,  подсчитывает  баллы,  высказывает собственное мнение о результатах деятельности каждого детективного агентства. В о з м о ж н о е   в ы с т у п л е н и е   ч л е н а   ж ю р и : –   Психологической   установкой   в   этой   игре   была   творческая   готовность «пропустить деятельность каждого через себя». Игроки работали как единый организм, слаженная команда в ситуации «я + ты». Вы находили неординарные решения и давали блестящие ответы, радовались успехам друг друга, вносили свой   индивидуальный   вклад   в   решение   общей   задачи.   Пусть   каждый   из   вас выскажет   свое   собственное   мнение   по   следующему   алгоритму   системной рефлексии:«Я» – как ты чувствовал себя в процессе игры, доволен ли собой. «Мы»   –   насколько   комфортно   работалось   тебе   в   твоем   «детективном агентстве». «Дело»   –   достиг   ли   ты   поставленной   цели,   в   чем   затруднялся,   как преодолевал проблемы, что хотел бы добавить, изменить в этой игре. Каждый игрок высказывает свое мнение. Жюри анализирует результативность игры.