Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Игра «Кто это? Что это?»
Цель игры: познакомить детей с понятием «слово»,
обозначающее живой или неживой предмет.
Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы
(стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.)
Описание игры. Мы говорили детям, что: «Вокруг нас много
разных предметов. И о каждом предмете можем спросить. Я вас
буду спрашивать, а вы мне отвечайте одним словом: «Что это?»».
Показывали разные предметы, например: книга, стол и т.д. «Как
можно спросить про эти предметы?» «Что это?».
Далее спрашивали: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» и
показывали на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню и т.д.
и спрашивали у детей: «Как можно спросить? (Кто это?)» Называли
разные предметы, а дети ставили вопрос «Кто?». Таким образом, мы
постепенно подвели детей к понятиям «живой неживой».
Далее приглашали девочку, рядом ставили куклу и обращались
к детям с вопросом: «Чем отличается Наташа от куклы?». Дети
называли различия и вместе приходили к выводу, что девочка
живая, а кукла – игрушка, неживая. Далее сравнивали игрушку –
медведя и медведя, изображенного на картине. Таким образом,
выясняли, что медведь – игрушка неживая, а картинка изображает
живого медведя. Подвели итог, что все слова, обозначающие
неживые предметы отвечают на вопрос «что?», а слова
обозначающие живые предметы – «Кто?».