Игра "Лапта". Первенство школы

  • Мероприятия
  • rtf
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации военно-спортивного воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Иконка файла материала Русская народная игра лапта первенство школы.rtf
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА ЛАПТА (первенство школы) Лапта   –   старинная   русская   народная   игра.   Известна   на   Руси   с незапамятных   времен.  Играли   в   нее   и   в   прошлом   веке   примерно   до конца пятидесятых, а потом она была незаслуженно забыта. И вот в конце ХХ века она вновь возрождается и уже появляется в учебной программе   по   физкультуре.   Играть   и   обучать   игре   в   лапту целесообразно с 3 класса. Восьми­ и девятилетние ребятишки хорошо обучаются игре: жонглируют мячом на бите, прекрасно бегают и ловко увертываются от брошенного в них мяча. Сама   игра   очень   подвижна,   быстра,   прекрасно   развивает координационные   способности,   скоростные   качества,   развивает глазомер,   реакцию,   меткость,   силу,   умение   броска,   коллективную   и индивидуальную взаимовыручку. В   старину   играли   в   лапту   где­нибудь   за   деревней,   а   в   городе   на пустырях.   Играли   без   учета   времени,   и   поле   не   имело   разметки   и размеров, все было условно. Играли с утра до вечера без определения победителя,   не   было   и   постоянного   состава   команд.   Устал   –   ушел, пришел новый игрок – и так до бесконечности. Лапту можно приспособить под соревнования.  Раньше после игры в лапту дети всегда спрашивали: «А кто победил?» «Победитель – ваше здоровье,   боевая   ничья…»   Что   еще   мог   ответить   учитель   ученикам, если четких критериев игры нет?   Окончательное решение пришло не сразу. Но получилось. Правила игры в лапту Играют две смешанные команды по 10 человек. Пять мальчиков и пять девочек. Играют на поле (футбольное, р/мяча) размером 20 × 40 м. Поле отмечают флажками, как на футболе, и делают меловую разметку.Поле для игры в лапту Играют теннисным мячиком. Для удара по мячу используют биту из доски, лучше кленовой, – она не тяжела и редко ломается. Бита Толщина 1–1,5 см. Все углы скруглены и отшлифованы наждачной бумагой (шкуркой). При ударе мяч может полететь в поле, а может и в сторону. Когда мяч летит в сторону, это слишком неудобно для полевой команды (ведь удар в сторону может быть под любым углом), и контролировать игру полевикам практически невозможно, а за это время бьющая команда без всяких хлопот успевает сбегать туда и обратно, легко получив «очко». Вот   поэтому   мы   ограничивали   угол   полета   мяча   десятиметровой линией.   Теперь,   если   мяч   после   удара   летит   в   сторону   до десятиметровой   отметки   флажком,   судья   (учитель)   подает   сигнал свистком и голосом: «Вне игры». Удар пропал, игра продолжается. Расстановка  полевых  игроков  производится  произвольно,  но  так, чтобы можно было контролировать все поле и возможные сверхдальние удары. Время   игры   20   минут.   Кому,   где   играть,   решают   жребием. Получается коновая команда (бьющая) и полевая (играющая в поле). Правила для игры коновой команды:1) Каждый игрок имеет право на один удар, капитан – на три. 2) Чтобы снова иметь право на удар, надо сбегать через все поле и вернуться обратно. 3) Бежать можно после своего удара или удара товарищей, когда мяч в игре летит, катится или его уже подобрали полевики. 4) Можно пробежку  прервать и переждать опасность за линией поля (дальней), боясь быть «осаленным». В этом случае полевики получают «очко» и команды поменяются местами. 5) Если во время перебежки полевики сумели «осалить» противника мячом, то есть, бросив пойманный мяч, попасть в игрока противника, вся команда полевиков должна суметь убежать с поля за линию кона. В этом случае она получает «очко». «Осаленный»   игрок   имеет   право   подобрать   мяч   и   «переосалить» полевика,   а   сам   должен   суметь   убежать   за   линию   кона.   Игра продолжается. 6)   «Переосаливание»   друг   друга   может   продолжаться   сколько угодно до тех пор, пока все полевики не выбегут с поля или перебежчик не убежит «сухим» за кон или дальний край поля. 7) Убежать от «салки» можно в любую сторону поля, только не за боковую   линию.   В   этом   случае   судья   останавливает   игру.   Полевики получают «очко». Команды меняются местами. 8) Если все игроки использовали свое право на удар и никто не сумел сделать перебежку, команда проигрывает «очко». Команды меняются местами. 9) Коновая команда получает «очко», если все удары использованы. Остался один капитан, при хорошем дальнем ударе сам и вся команда одновременно сумеют сделать перебежку. Игра продолжается. Правила игры для полевой команды: 1) Выделяют одного игрока для подачи (подкидывания) мяча под удар. 2)   Удар   считается   состоявшимся,   если   игрок   махнул   битой   на подкинутый ему мяч. 3)   Подающий   следит   (молча)   за   пробившимися   игроками   и готовящимися к перебежке – может, кто заступит или зайдет в поле. В этом случает подающий имеет право «осалить» противника и полевикиполучают «очко». Команды меняются местами. 4)   Если   полевики   поймали   мяч   сразу   после   удара   (мяч   еще   не касался земли), это называется «свечка». Команда получает «очко», и происходит смена мест. 5) Полевикам разрешается, поймав мяч, перекидывать (пасовать) его друг другу. Победитель определяется по большинству набранных очков. Если   ничья,   преимущество   отдается   команде,   больше   поймавшей «свечек». Если и этот показатель одинаков, назначается дополнительная игра на 10 минут. При   ничейном   исходе   –   соревнование   капитанов:   кто   дальше   и точнее (в пределах поля) с трех попыток пошлет битой мяч. Правила   прижились.   И   теперь   первенство   школы   по   лапте   стало традиционным. Вот как мы его проводим. Совет физоргов (СФШ) на очередном заседании принимает решение: Провести   первенство   школы   по   русской   народной   игре  «лапта»   с __по __ ____ г. по олимпийской системе с выбыванием по результатам двух встреч для 3–9 классов. Главным   судьей   назначить   учителя   ФК  (Ф.   И.   О.),   заместителем главного  судьи назначить  учителя  ФК (Ф. И. О.), судьями… (список из  старшеклассников и вожатой). Хозсектору (физорг ________) подготовить поле и спортинвентарь. Сектору   оформления  (физорг   ________)  повесить   объявление   о первенстве, таблицу, подготовить протоколы встреч (23 экземпляра). Сектор   игр  (физорг   ________)  собирает   заявки   и   помогает сформировать команды в классах. Сектор   пропаганды   и   агитации  (физорг   ________)  обговаривает работу фотографов и корреспондентов. Все подготовительные работы закончить к (число, месяц ________). Физорг школы  ___________________  (Фамилия, имя) (подпись) Секретарь СФ   ___________________  (Фамилия, имя) (подпись)Дата: Конечно,   проект   решения   СФШ   готовит   учитель   ФК,   а   ребята обсуждают и принимают решение. Решение СФШ вывешивают на спортивную доску объявлений. Задача учителей ФК в это время – повторить на уроках ФК игру в лапту. Труднее всего это сделать в 3 классах. Они ее только осваивают.  Технический   протокол   игры.   На   все   23   игры   потребуется   46 протоколов, 6 дней по два часа в среднем в день. Так что учителя ФК могут чередоваться через день.П р о т о к о л игры в лапту на первенство школы между командами «Вымпел» 3 «А» класса и «Чебурашка» 3 «Б» класса Победила команда «Вымпел» 3 «А», счет 5 : 4. Капитаны команд: ________________________ (­­­­­­­­­­­­­­­)      (подпись)        ________________________ (­­­­­­­­­­­­­)      (подпись) Судьи: ____________________________ (Фамилия)        ____________________________ (Фамилия) (подпись) (подпись)Секретарь: _________________________ (Фамилия)    (подпись) Дата: У с л о в н ы е   о б о з н а ч е н и я   в  протоколе: Удары: м – мимо; п – попал. Перебежки:  v – перебежал удачно;  ●  – «осалили»;  В – перебежали всей командой. В поле: v – ловит с отскока;  ● выход за поле; ! – ловит «свечку».  – «салит»;  ●З – заступ, вынужденный Как оперативно и быстро можно заполнять протокол. Перед вами протокол, вернее его половинка на одну команду. На команду противника заполняется точно такая же половинка. Во время игры вставляем половинки в «раскладушку», изготовленную из фанеры (см. рис.). Вместо шарниров – резинки от камер из мячей. Протоколы крепим тоже резинками через отверстия  Ж  5 мм. Резинки связываем узлами   на   другой   стороне   раскладушки.   С   таким   удобством   судье­ секретарю   (это   обычно   юные   судьи)   можно   писать   сидя,   стоя,   в движении.  «Раскладушка» для протокола игры в лаптуОбычно  дети  все  знают  друг  друга,  а  если  есть  сомнения  в знании фамилий, поможет ученик из этого класса, он судье­секретарю подсказывает. Как заполняется протокол? Графа «Удары». Здесь отмечается, попал или не попал игрок по мячу во время удара битой – м или п. «Перебежки». После потери права на второй удар надо перебежать все поле туда и обратно. Отмечаем галочкой «v» – удалось, «осалил» – жирной точкой  . Команда вся одновременно сделала перебежку – «В». Играя   в   поле,   игрок   ловит   с   отскока,   может   «осалить»,   но !  –   поймал   «свечку»; промахивается;   жирная   точка   жирная точка с буквой «з» (●З) – заступ и тебя «осалили» или вышел за поле.   –   «осалил»;   ● ● «Очки» – каждый раз полученное «очко» отмечают единицей «1». Отметки ставятся против фамилии исполнителя. После   игры   удобно   подсчитать   все   «плюсы»   и   «минусы»   вообще команды   и   каждого   игрока   в   отдельности.   Учителю   удобно   сделать общий отчет, и он знает индивидуально, какому ученику над чем надо работать. Заканчиваются игры. Традиционное построение, гимн, снятие флага соревнований, фотовыставка и стенгазета, награждение.