Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации военно-спортивного воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА ЛАПТА
(первенство школы)
Лапта – старинная русская народная игра. Известна на Руси с
незапамятных времен. Играли в нее и в прошлом веке примерно до
конца пятидесятых, а потом она была незаслуженно забыта. И вот в
конце ХХ века она вновь возрождается и уже появляется в учебной
программе по физкультуре. Играть и обучать игре в лапту
целесообразно с 3 класса. Восьми и девятилетние ребятишки хорошо
обучаются игре: жонглируют мячом на бите, прекрасно бегают и ловко
увертываются от брошенного в них мяча.
Сама игра очень подвижна, быстра, прекрасно развивает
координационные способности, скоростные качества, развивает
глазомер, реакцию, меткость, силу, умение броска, коллективную и
индивидуальную взаимовыручку.
В старину играли в лапту гденибудь за деревней, а в городе на
пустырях. Играли без учета времени, и поле не имело разметки и
размеров, все было условно. Играли с утра до вечера без определения
победителя, не было и постоянного состава команд. Устал – ушел,
пришел новый игрок – и так до бесконечности.
Лапту можно приспособить под соревнования. Раньше после игры в
лапту дети всегда спрашивали: «А кто победил?» «Победитель – ваше
здоровье, боевая ничья…» Что еще мог ответить учитель ученикам,
если четких критериев игры нет? Окончательное решение пришло не
сразу. Но получилось.
Правила игры в лапту
Играют две смешанные команды по 10 человек. Пять мальчиков и
пять девочек. Играют на поле (футбольное, р/мяча) размером 20 × 40 м.
Поле отмечают флажками, как на футболе, и делают меловую разметку.Поле для игры в лапту
Играют теннисным мячиком. Для удара по мячу используют биту из
доски, лучше кленовой, – она не тяжела и редко ломается.
Бита
Толщина 1–1,5 см. Все углы скруглены и отшлифованы наждачной
бумагой (шкуркой).
При ударе мяч может полететь в поле, а может и в сторону. Когда
мяч летит в сторону, это слишком неудобно для полевой команды (ведь
удар в сторону может быть под любым углом), и контролировать игру
полевикам практически невозможно, а за это время бьющая команда без
всяких хлопот успевает сбегать туда и обратно, легко получив «очко».
Вот поэтому мы ограничивали угол полета мяча десятиметровой
линией. Теперь, если мяч после удара летит в сторону до
десятиметровой отметки флажком, судья (учитель) подает сигнал
свистком и голосом: «Вне игры». Удар пропал, игра продолжается.
Расстановка полевых игроков производится произвольно, но так,
чтобы можно было контролировать все поле и возможные сверхдальние
удары.
Время игры 20 минут. Кому, где играть, решают жребием.
Получается коновая команда (бьющая) и полевая (играющая в поле).
Правила для игры коновой команды:1) Каждый игрок имеет право на один удар, капитан – на три.
2) Чтобы снова иметь право на удар, надо сбегать через все поле и
вернуться обратно.
3) Бежать можно после своего удара или удара товарищей, когда мяч
в игре летит, катится или его уже подобрали полевики.
4) Можно пробежку прервать и переждать опасность за линией поля
(дальней), боясь быть «осаленным». В этом случае полевики получают
«очко» и команды поменяются местами.
5) Если во время перебежки полевики сумели «осалить» противника
мячом, то есть, бросив пойманный мяч, попасть в игрока противника,
вся команда полевиков должна суметь убежать с поля за линию кона. В
этом случае она получает «очко».
«Осаленный» игрок имеет право подобрать мяч и «переосалить»
полевика, а сам должен суметь убежать за линию кона. Игра
продолжается.
6) «Переосаливание» друг друга может продолжаться сколько
угодно до тех пор, пока все полевики не выбегут с поля или перебежчик
не убежит «сухим» за кон или дальний край поля.
7) Убежать от «салки» можно в любую сторону поля, только не за
боковую линию. В этом случае судья останавливает игру. Полевики
получают «очко». Команды меняются местами.
8) Если все игроки использовали свое право на удар и никто не сумел
сделать перебежку, команда проигрывает «очко». Команды меняются
местами.
9) Коновая команда получает «очко», если все удары использованы.
Остался один капитан, при хорошем дальнем ударе сам и вся команда
одновременно сумеют сделать перебежку. Игра продолжается.
Правила игры для полевой команды:
1) Выделяют одного игрока для подачи (подкидывания) мяча под
удар.
2) Удар считается состоявшимся, если игрок махнул битой на
подкинутый ему мяч.
3) Подающий следит (молча) за пробившимися игроками и
готовящимися к перебежке – может, кто заступит или зайдет в поле. В
этом случает подающий имеет право «осалить» противника и полевикиполучают «очко». Команды меняются местами.
4) Если полевики поймали мяч сразу после удара (мяч еще не
касался земли), это называется «свечка». Команда получает «очко», и
происходит смена мест.
5) Полевикам разрешается, поймав мяч, перекидывать (пасовать) его
друг другу.
Победитель определяется по большинству набранных очков.
Если ничья, преимущество отдается команде, больше поймавшей
«свечек».
Если и этот показатель одинаков, назначается дополнительная игра
на 10 минут.
При ничейном исходе – соревнование капитанов: кто дальше и
точнее (в пределах поля) с трех попыток пошлет битой мяч.
Правила прижились. И теперь первенство школы по лапте стало
традиционным. Вот как мы его проводим.
Совет физоргов (СФШ) на очередном заседании принимает решение:
Провести первенство школы по русской народной игре «лапта» с
__по __ ____ г. по олимпийской системе с выбыванием по результатам
двух встреч для 3–9 классов.
Главным судьей назначить учителя ФК (Ф. И. О.), заместителем
главного судьи назначить учителя ФК (Ф. И. О.), судьями… (список
из старшеклассников и вожатой).
Хозсектору (физорг ________) подготовить поле и спортинвентарь.
Сектору оформления (физорг ________) повесить объявление о
первенстве, таблицу, подготовить протоколы встреч (23 экземпляра).
Сектор игр (физорг ________) собирает заявки и помогает
сформировать команды в классах.
Сектор пропаганды и агитации (физорг ________) обговаривает
работу фотографов и корреспондентов.
Все подготовительные работы закончить к (число, месяц ________).
Физорг школы ___________________ (Фамилия, имя)
(подпись)
Секретарь СФ ___________________ (Фамилия, имя)
(подпись)Дата:
Конечно, проект решения СФШ готовит учитель ФК, а ребята
обсуждают и принимают решение.
Решение СФШ вывешивают на спортивную доску объявлений.
Задача учителей ФК в это время – повторить на уроках ФК игру в
лапту. Труднее всего это сделать в 3 классах. Они ее только осваивают.
Технический протокол игры. На все 23 игры потребуется 46
протоколов, 6 дней по два часа в среднем в день. Так что учителя ФК
могут чередоваться через день.П р о т о к о л
игры в лапту на первенство школы между командами
«Вымпел» 3 «А» класса и «Чебурашка» 3 «Б» класса
Победила команда «Вымпел» 3 «А», счет 5 : 4.
Капитаны команд: ________________________ ()
(подпись)
________________________ ()
(подпись)
Судьи: ____________________________ (Фамилия)
____________________________ (Фамилия)
(подпись)
(подпись)Секретарь: _________________________ (Фамилия)
(подпись)
Дата:
У с л о в н ы е о б о з н а ч е н и я в протоколе:
Удары: м – мимо; п – попал.
Перебежки: v – перебежал удачно;
●
– «осалили»;
В – перебежали
всей командой.
В поле: v – ловит с отскока;
●
выход за поле; ! – ловит «свечку».
– «салит»;
●З – заступ, вынужденный
Как оперативно и быстро можно заполнять протокол.
Перед вами протокол, вернее его половинка на одну команду. На
команду противника заполняется точно такая же половинка. Во время
игры вставляем половинки в «раскладушку», изготовленную из фанеры
(см. рис.). Вместо шарниров – резинки от камер из мячей. Протоколы
крепим тоже резинками через отверстия Ж 5 мм. Резинки связываем
узлами на другой стороне раскладушки. С таким удобством судье
секретарю (это обычно юные судьи) можно писать сидя, стоя, в
движении.
«Раскладушка» для протокола игры в лаптуОбычно дети все знают друг друга, а если есть сомнения в
знании фамилий, поможет ученик из этого класса, он судьесекретарю
подсказывает.
Как заполняется протокол? Графа «Удары». Здесь отмечается, попал
или не попал игрок по мячу во время удара битой – м или п.
«Перебежки». После потери права на второй удар надо перебежать
все поле туда и обратно. Отмечаем галочкой «v» – удалось, «осалил» –
жирной точкой
. Команда вся одновременно сделала перебежку – «В».
Играя в поле, игрок ловит с отскока, может «осалить», но
! – поймал «свечку»;
промахивается; жирная точка
жирная точка с буквой «з» (●З) – заступ и тебя «осалили» или вышел за
поле.
– «осалил»;
●
●
«Очки» – каждый раз полученное «очко» отмечают единицей «1».
Отметки ставятся против фамилии исполнителя.
После игры удобно подсчитать все «плюсы» и «минусы» вообще
команды и каждого игрока в отдельности. Учителю удобно сделать
общий отчет, и он знает индивидуально, какому ученику над чем надо
работать.
Заканчиваются игры. Традиционное построение, гимн, снятие флага
соревнований, фотовыставка и стенгазета, награждение.