МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Учебнопознавательной игры
«Лото по теории литературы»
Пояснительная записка
Одной из наиболее сложных тем учебного курса литературы на базе
основного общего образования является теория литературы.
Данная разработка позволит в игровой форме познакомиться, закрепить и
проверить полученные знания по основным вопросам теории литературы за курс
средней общеобразовательной школы.
Целями учебнопознавательной игры «Лото по теории литературы»
являются:
1. Выявление уровня знаний студентов по разделу «Теория литературы».
2. Проверка знаний по теории литературы, основных понятий и терминов.
3. Систематизация знаний студентов, развитие навыков выявления
причинноследственных связей.
4. Пробуждение интереса студентов к предмету «Литература».
Игра состоит из двух разделов:
1. Блок «Теория литературы» (24 карточки, имеющие по 6 терминов, к
которым необходимо подобрать подходящие определения).
2. Блок «Писатели. Имена. Даты» (10 карточек, имеющих по 4 фамилии
известных писателей и поэтов, к которым необходимо подобрать имена,
отчества и годы жизни).
Данная разработка позволит преподавателю проверить знания студентов в
игровой форме, систематизировать и закрепить свои знания по данному разделу. Б л о к « Т е о р и я л и т е р а т у р ы »
γ А лл
отвлеченного понятия или явления, через конкретный образ.
егория (от греч.
allos – иной; agoreuo говорю) – изображение
т е рация (от лат. al – к, при; litera буква) – повторение (чаще в
γ А лли
стихотворной речи) одинаковых согласных звуков.
γ Ан
речи.
лл
противоположное значение.
γ А м ф и брахий (от греч.
γ Анап
трехсложный стихотворный размер, где ударение падает на 2, 5, 8, 11 и т.д.
ударение падает на 3, 6, 9, 12 и т.д.
amphibrachys – краткость с двух сторон) –
е ст (от греч. anapaistos) – трехсложный стихотворный размер, где
а хр о низм (от греч. ana – вверх; chronos время) – разного рода
и теза (от греч. antithesis противоречие) – противопоставление.
неточности в художественном предложении при изображении прошлого.
основе которого лежит какойто необычайный случай.
γ Ант
γ Антонимы (от греч.ant – против;
onoma имя) – слова, имеющие
γ Архаизм (от греч. archaios древний) – установившееся слово или оборот
γ Ба
ада (от итал. ballare плясать) – небольшое сюжетное стихотворение, в
γ Б а ро кк о (от португ. – жемчужина неправильной формы) – одно из основных
художественных направлений в искусстве и литературе конца XVI – начала
XVIII в.в., для которого характерны трагическое восприятие жизни, высокая
эмоциональность, сочетание контрастности жизненных явлений в одном
произведении, пышность, грандиозность.
γ Басня – краткий рассказ, чаще в стихах, главным образом сатирического
γ Библиография – вид деятельности, результатом которой является пособия
γ Б ио
γ Былина – жанр русского фольклора, героикопатриотическая песня сказание
γ Водевиль (от франц. vaudeville) – вид комедии, легкая развлекательная пьеса
бытового содержания, основана на занимательной интриге и сочетающая
занимательный диалог с музыкой и танцами.
о богатырях и исторических событиях Древней Руси (IX – XIII в.в)
графия – история жизни человека.
различного назначения.
изображения, основан на преувеличении.
γ Г и пербола
(от греч. преувеличение) – средство художественного
γ Гр о теск – в литературе и искусстве одна из разновидностей комического,
сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и
возвышенное.
и ль (от греч. палец) – трехсложный размер, где ударение падает на 1, 4,
7, 10 и т.д.
γ Действие – 1) акт в драме; 2) поступки персонажей; 3) Система событий в
γ Дакт
характера.
произведении. γ Д е к а данс (от франц. decadence упадок) – упадочные явления (настроение
пассивности, безнадежности) в философии, литературе, искусстве конца XIX –
начала XX в.в.
γ Д е таль художественная – одно из средств создания художественного
образа, который помогает представить изображенную картину, предмет,
характер в неповторимой индивидуальности.
художественном произведении.
γ Д иа
γ Д иа
и более лиц.
лектизм – слово, оборот, бытующий в определенной местности.
лог (от греч. dialogos – разговор, беседа) – вид устной речи, разговор двух
γ Драма (от греч. drama действие) – 1) род литературы, один из трех (наряду с
лирикой, эпосом); 2) пьеса с остры конфликтом, который более приземлен,
обычен и разрешим.
γ Завязка – начальный момент в разыгрывании событий, изображенный в
γ Загадка – жанр фольклора, в котором вещи и явления воспроизводятся
иносказательно через сравнение, обычно предлагается как вопрос для
отгадывания.
γ Заговор – древнейший жанр заклинательного фольклора, словесная формула,
которую считали средством воздействия на окружающий мир.
γ Замысел – первоначальный набросок будущего произведения.
γ Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются сказки, заговоры, былины
γ Ид
γ Идея произведения – основной принципиальный смысл произведения,
γ Инверсия (от лат. inversio перестановка) – нарушение последовательности
ц е нировка (от лат. in – на; scaena сцена) – переработка эпического
γ И нс
(прозаического/стих) произведения для театра, телевидения, радио с целью
сценического воплощения.
е рмедия (от лат. intermedius – находящийся посреди) – небольшая пьеса
о нация (от лат. intonare – громко произносить) – основное выразительное
средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому,
о чем он говорит.
е тический – представление о совершенстве, мечта о будущем.
комического содержания, разыгрываемая между актами основной драмы.
речи, придающее фразе новый выразительный оттенок.
выступающий через все единство его образов.
и другие произведения фольклора.
е ал эст
γ Инт
γ Инт
γ Интрига (от лат.
intricare запутывать) – обострение сюжета (чаще
драматургического) с помощью различных случайностей, совпадений, обманных
ходов, запутывающих действий, делающая неясным развитие конфликта и
неожиданным его разрешением.
γ Ирония (от греч. eironeiat притворство) – 1) отрицательная оценка предмета
или явления через его осмысление; 2) в литературном произведении
своеобразно раскрывает неудовлетворенность автора окружающим миром.
γ Историзм – способность художественной литературы в картинах, характерах
и судьбах передавать облик конкретной исторической эпохи. γ Кла
признаваемых лучшими в мировой литературе.
γ К а л а мбур (от франц. calembour – игра слов) – одно из художественно –
выразительных средств в основе языка, острота, меткая характеристика, шутка.
сс ика (от лат. classicus образцовый) – литературное наследие писателей,
γ Кла
сс ицизм (от лат. classicus образцовый) – художественное направление в
искусстве и литературе XVII – начало XIX в.в., для которого характерны
высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных норм,
правил.
γ К о медия (от греч. komos – веселая толпа; oide песнь) – один из основных
видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые
вызывают смех.
о зиция (от лат. compositio соединение) – построение, расположение и
γ К о мп
взаимосвязь всех частей, образов эпизодов, сцен произведения.
(от лат.
conflictus
лежит фантастическое.
γ К о нфликт
γ Кульм
выразительная деталь, повтор в произведении.
столкновение, в литературном произведении воплощенное в сюжете.
художественном произведении.
столкновение) – противоборство,
и нация (от лат. culmen вершина) – высшее напряженное действие в
γ Л е генда – один из прозаических жанров фольклора, в основе повествования
γ Л е й т м о тив (от нем. – ведущий мотив) – господствующее настроение, образ,
γ Лирика (от греч lyra – музыкальный инструмент) – один из трех родов
литературнохудожественного произведения (эпос / драма), рисует отдельные
состояния характера в определенный момент жизни.
γ Лирический герой – образ того героя, переживающего мысли, чувства,
γ Литература художественная – вид искусства, отражающий жизнь при
помощи слов, письменно или устно.
сс – исторически закономерное движение
γ Литературный проце
национальной и мировой литературы, развивающейся в сложных связях и
взаимодействиях. Это одновременно история накопления эстетических,
духовнонравственных ценностей, расширенная гуманистической концепцией.
которые отражены в лирическом произведении.
γ Л и тота (от греч. litotes простота) – художественное преуменьшение.
γ М а дригал – в классической поэзии стихотворение хвалебного содержания,
позднее – краткое стихотворение с интимным оттенком, обращенное к
женщине.
γ М е л о драма (от греч. melos – песня; drama действие) – музыкально –
драматическое произведение, в котором диалоги и монологи персонажей
сопровождаются музыкой.
γ М е тафора (от греч. metaphora перенос) – вид тропа, переносное значение
слова, основана на уподоблении одного предмета / явления другому по
сходству или по контрасту.
(творческий) – важнейшее понятие
литературоведения. Обозначает наиболее общие особенности образного
γ Метод художественный отражения жизни в искусстве, которое устойчиво повторяется в творчестве
ряда писателей и тем самым образовывает литературные течения.
γ М е т о нимия (от греч. metononadzo переименование) – вид тропа, в котором
явление или предмет, обозначается с помощью других слов и понятий. При
этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи.
γ Метр (от греч. metron мера) – стихотворный размер, принцип, на котором
γ Мировая литература – 1) литераторы всех народов мира с древних времен
до наших дней; 2) литература мира, представленная в своих наивысших
образцах; 3) литераторы мира в их взаимодействии в единстве литературного
процесса.
основан ритмический строй стиха.
γ М о д е рнизм (от франц.
γ Миф – предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид УНТ.
γ Миф
о логия (от греч. mythos – рассказ; logos слово) – изложение мифов о
богах, героях. Отражает представление древних о происхождении жизни, мира.
moderne современный) – термин, который
обозначает многие явления литературы и искусства XX в., именно этим веком
рожденные, новые.
γ М о н о лог (от греч. monos – один; logos слово) – развернутое высказывание
γ Н ео
логизм (от греч. neos – новый; logos слово) – вновь образовавшееся
γ Новаторство – открытие новых путей в литературе, перестройка
литературных традиций, создание новых.
а (от итал. nvella новость) – небольшой по содержанию жанр
γ Нове
повествовательной литературы, приближающийся к повести или рассказу.
Произведение с острым, занимательным сюжетом.
слово, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий.
одного лица, не связанное с репликами другого лица.
лл
γ О мон
контрастных по смыслу слов.
автору, жизни, фактам, людям.
написанию или звучанию, но разные по значению.
γ Ода (от греч. ode песнь) – торжественное стихотворное произведение.
γ О ксюм
о рон – стилистическая фигура, соединение противоположных или
и мы (от греч. homos – единая; onoma имя) – слова, одинаковые по
γ Очерк – прозаический, документальный жанр, посвященный современному
γ Памфлет – произведение (в публицистике и сатире) обличительного
характера.
γ П а р алл
γ П а родия (от греч. parodia перепев) – произведение, подражающее другому
γ П ей
заж – картина предмета, имеющая различное художественное значение в
зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым связано
произведение.
γ П е р и п е тия (от греч. – внезапный поворот) – неожиданные события, резкие
елизм (от греч. parallelos – идущие рядом) – сопоставление.
произведению, автору или течению с целью их осмеяния.
повороты сюжета. создает тот или иной стилистический эффект.
выражение, где нет законченного суждения.
характере; одно из средств создания образа.
краткое, ритмически организованное изречение.
действия сложнее рассказа, но менее развернут, чем роман.
развернутого сюжета и разделение образа лирического героя.
произведения.
γ П е рсонаж (от лат. persona личность) – действующее лицо художественного
γ Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения.
γ Пл
ео
котором послужило автору основой для создания литературного характера.
аллегорической форме; 2) использование автором как наставление читателю.
назм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых
γ Повесть – жанр повествовательной литературы; по характеру разделения
γ Поговорка – жанр фольклора, вошедшее в повседневную речь образное
γ П од
текст – невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из
отдельных реплик, деталей, отношение автора к действующим лицам, их
взаимоотношения, сюжетной ситуации.
γ П о ртрет – описание внешности персонажа, играющее большую роль в его
γ Пословица – жанр фольклора; распространенное в повседневной речи
γ П о эма – один из видов лироэпического жанра. Основные черты: наличие
тч а – 1) небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной,
γ При
о т о тип (от греч. prototypon прообраз) – реальное лицо, представление о
е вд
о ним (от греч. pseudos – вымысел, ??? имя) – подставное, ложное имя
или условный знак, под которым автор публикует свое произведение, опасаясь
политического, религиозного преследования или из какихлибо личных
соображений.
и ц и стика художественная – жанр литературных произведений,
стоящий на стыке собственно художественной литературы и научной прозы.
γ Р а ешник – русский народный стих, сопровождающий спектакли кукольного
γ Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного
γ Размер стихотворения – заданная схема строения стихов строки.
γ Ра сс каз – малая форма повествовательной литературы, в которой дается
γ Реализм (от лат.
γ Р е марка (от франц.
realis вещественный) – художественный метод в
литературе, искусстве, в котором стремятся правдиво изобразить деятельность.
remarque замечание) – авторское пояснение в
драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия,
облик персонажа, психологическое состояние.
и ка (от итал. возражаю) – ответная фраза собеседника в диалоге
возникшая, как отклик на слова партибра .
γ Рифма (от греч. соразмерность) – повтор звуков связывающих ??? двух и
γ Пр
γ Пс
γ Публ
театра, служивший рекламой.
произведения.
изображение какоголибо эпизода из жизни героя.
γ Репл
более строк. γ Роды и виды литературные – литература в соответствии с тремя
формами изображений человеческой личности делится на: эпический,
драматический, лирический. Род – наиболее обобщающее и исторически
устойчивое понятие. Род проявляется через вид (менее широкое понятие):
Эпос
Драма
Лирика
пения с аккомпанементом.
γ С и мв
Трагедия, комедия,
драма.
Стихотворение, песня,
романс, послание, элегия.
Эпопея, былина, сказка,
роман, повествование,
рассказ, поэма, очерк,
басня, анекдот.
γ Р о ман – жанр повествовательной литературы, раскрывающей исторически
нескольких, иногда многих человек, судеб на протяжении длительного времени,
Особенность: разветвленность сюжета,
порою несколько поколений.
отражающая сложность отношений в обществе.
γ Романс – небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного
γ Р о мантизм – 1) художественный метод, сложившийся в начале XIX в. и
получивший широкое распространение как направление (течение).
Отличительная черта: особый интерес к личности ??? реальному миру
идеального, создание идеального мира, героя.
γ С а рказм (от греч. издевательство) – едкая, язвительная насмешка с
γ С а тира
γ С е нт и м ен
– вид комического,
наиболее беспощадно осмеивающий
т а лизм – литературное направление, течение второй половины
XVIII в., отмеченное повышенным интересом к чувству, эмоциональному
восприятию мира.
о лизм – литературное направление, течение конца XIX – начала ХХ
в.в., передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное
представление поэта о мире, чаще смутное и неопределенное.
γ С и не к доха – троп, разновидность метонимии, перенесенного значения
одного слова на другой на основе замены части вместо целого, целого вместо
части.
откровенно обличительным, сатирическим смыслом.
несовершенство мира, человеческие пороки.
строгой строфической схеме.
γ С и нонимы – слова, различные по написанию, но близкие по значению.
γ Сказка – вид УНТ с фантастическим вымыслом.
γ С о нет – стихотворение из четырнадцати стихов (строк), построенное по
γ Сравнение – форма поэтической речи, основана на сопоставлении одного
γ Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное в
γ Сюжет – система событий в художественном произведении, раскрывающая
характеры действующих лиц и отношение писателя к изображенному жизнному
явлению.
явления или предмета с другим.
стихотворной форме.
γ Та в т о логия – повторение тождественных по смыслу слов. раскрывается.
вторичных смысловых оттенков.
порядок).
внимание писатель в произведении.
предмета, явления, отвлеченного понятия в виде живого лица.
группу писателей, связанных общностью идейноэстетических позиций.
γ Тема – основной круг тех жизненных вопросов, на которых сосредоточил
γ П е рс о н и ф и кация
(олицетворение) – представление неодушевленного
γ Т е нденция – в литературном произведении та общая мысль, идея, которая
γ Теория литературы (поэтика) – раздел литературоведения, в котором
дается определение природы литературного творчества, его видов, форм,
значения и методики анализа литературного произведения.
γ Течение (направление литературное) – понятие, которое объединяет
γ Тип – художественный образ человека, определенной личности, выступающей в
ее индивидуальном своеобразии и живом многообразии присущих ей черт,
свойств, существенных для определенного типа людей.
γ Трагедия – драматическое произведение, в котором изображены
исключительно острые жизненные конфликты, таящие в себе печальные
последствия, завершающееся гибелью героя.
γ Троп (с греч. – оборот) – употребление слова в переносном значении, ряд
γ Фабула – порядок событий в произведении (сюжетнохронологический
γ Ф е ль е тон – жанр художественной публицистики, соединяющий в себе
злободневность, насыщенную образность, документальную точность, высокую
эмоциональность.
γ Ф о льклор – виды и роды УНТ.
γ Х а р а ктер литературный – художественный образ, в котором раскрыто
γ Х о рей – двусложный размер, где ударение приходится на нечетные слоги.
индивидуальное отношение человека к миру.
сси
γ Экспре
γ Э в ф е мизм – троп, иносказание, вежливое выражение, смягчающее
неприятное, грубое слово.
о зиция – изображение положения действующих лиц, обстоятельств,
γ Эксп
обстановки, в которой они находятся до начала действия.
онизм – одно из авангардистских течений в искусстве,
литературе начала ХХ в. Основная черта: все чувства выражены в предельной
степени.
γ Элегия – жанровая форма лирики, выражает грустные, философские
а – вид сатирической поэзии, небольшое стихотворение,
γ Эпигра
γ Эпиграф – слова, помещенные перед текстом художественного произведения,
призванные раскрыть художественный замысел автора, дать авторскую оценку.
размышления.
мм
осмеивающее лицо или явление. изображенных событий.
повествовательных произведений.
впечатлений, раздумий и ассоциаций.
событий, множеству действующих лиц.
подчеркивающее один из признаков предмета.
γ Эпизод – завершенная и самостоятельная часть литературного произведения,
которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе
персонажа.
γ Эпилог – заключительная часть, рассказывающая о судьбе героев после всех
γ Эпитет – определение, придающее выражению образность, эмоциональность,
о пея – крупный жанр эпической литературы, монументальный по широте
γ Эп
γ Эпос – род художественной литературы; в узком смысле – разновидность
γ Э сс е – разновидность очерка, где главную роль играет не факт, а изображение
γ Юмор – жизнеутверждающая, сложная форма комического, где не отрицается
γ Я вление – часть акта, сцены в драматическом произведении, определяемое
γ Ямб – двусложный размер, где ударение приходится на четные слоги.
кругом занятых в ней действующих лиц, их приходом или уходом.
жизненное явление, а сознается его несовершенство.
постепенно нужные автору смыслы.
γ Градация – интонационносинтаксический ряд, члены которого увеличивают
γ Подхват – повторение в начале следующей конструкции слов, стоящих в
γ Ритм стихотворения – повторяемость в стихотворной речи, однородных
γ Строфа – сочетание стихов, образующее единство.
звуковых особенностей.
конце предыдущей. Б л о к « П и с а т е л и . И м е н а . Д а т ы »
Бальмонт Константин Дмитриевич (1867 1942) – поэт переводчик.
Батюшков Константин Николаевич (1787 1855) – поэт.
Белинский Виссарион Григорьевич (1811 1848) – литературный критик.
Брюсов Валерий Яковлевич (1873 1924) – поэт, прозаик, теоретик
литературовед, переводчик.
Бунин Иван Алексеевич (1870 1953) – поэт прозаик.
Вампилов Александр Валентинович (1937 1972) – драматург.
Герцен Александр Иванович (Искандер) (1812 1870) – прозаик,
публицист, критик, философ.
Гоголь Николай Васильевич (1809 1852) – прозаик, драматург, критик.
Гончаров Иван Александрович (1812 1891) – прозаик, критик.
Горький Максим (Пешков Алексей Максимович) (1868 1936) –
прозаик, драматург, поэт, публицист.
Грибоедов Александр Сергеевич (1795 1829) – драматург, поэт.
Грин (Гришевский) Александр Степанович (1880 1932) – прозаик.
Державин Гаврила Романович (1743 1816) – поэт, драматург.
Добролюбов Николай Александрович (1836 1861) – критик, публицист,
поэт.
Достоевский Федор Михайлович (1812 1881) – выдающийся писатель.
Есенин Сергей Александрович (1895 1925) – поэт.
Жуковский Василий Андреевич (1783 1852) – поэт, переводчик.
Зощенко Михаил Михайлович (1895 1958) – прозаик, драматург.
Карамзин Николай Михайлович (1766 1826) – писатель, историк.
Крылов Иван Андреевич (1769 1844) – поэтбаснописец, драматург.
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 1841) – поэт, прозаик, драматург.
Лесков Николай Семенович (1831 1895) – прозаик.
Ломоносов Михаил Васильевич (1711 1765) – ученый, поэт.
Маяковский Владимир Владимирович (1893 1930) – поэт. Некрасов Николай Алексеевич (1821 1877) – поэт, прозаик.
Островский Александр Николаевич (1823 1886) – драматург.
Паустовский Константин Георгиевич (1892 1968) – прозаик.
Писарев Дмитрий Иванович (1840 1868) – критик, публицист.
Пришвин Михаил Михайлович (1873 1954) – прозаик.
Пушкин Александр Сергеевич (1799 1837) – поэт, прозаик, драматург,
публицист, критик, создатель РЛЯ, основоположник новой русской литературы.
Радищев Александр Николаевич (1749 1802) – прозаик, поэт.
Салтыков-Щедрин Михаил Ефграфович (1826 1889) – прозаик.
Твардовский Александр Трифонович (1910 1971) – поэт.
Толстой Алексей Константинович (1817 1875) – поэт, прозаик,
драматург.
Толстой Лев Николаевич (1828 1910) – прозаик, драматург, публицист.
Тютчев Федор Иванович (1803 1873) – поэт.
Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич (1820 1892) – поэт.
Чернышевский Николай Гаврилович (1828 1889) – прозаик, философ.
Чехов Антон Павлович (1860 1904) – прозаик, драматург.
Фонвизин Денис Иванович (1744 1792) – драматург, прозаик.
Игра «Лото по теории литературы»
Игра «Лото по теории литературы»
Игра «Лото по теории литературы»
Игра «Лото по теории литературы»
Игра «Лото по теории литературы»
Игра «Лото по теории литературы»
Игра «Лото по теории литературы»
Игра «Лото по теории литературы»
Игра «Лото по теории литературы»
Игра «Лото по теории литературы»
Игра «Лото по теории литературы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.