Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в его результате умение “слышать” в слове отдельные звуки, ударения, вычленять слоги помогают осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. “От того, как ребенком будет открыта звуковая действительность языка, звуковая форма слова зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка грамматики и связанной с ней орфографии” -, подчеркивал Д.Б.Эльконин. Одним из важнейших условий освоения детьми навыков письма и чтения является высокий уровень развития фонематического восприятия, а наиболее эффективной формой обучения – дидактическая игра. В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми.
Игра «Как услышишь, хлопни»
Цель игры: научить ребенка выделять среди других заданный звук,
развить фонематический слух, память, внимание.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый объясняет ребенку, что он должен хлопнуть в
ладоши, если услышит какойлибо определенный звук. После этого взрослый
начинает четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова, а ребенок
должен хлопнуть в ладоши, как только он услышит заданный звук. Например,
взрослый предлагает ребенку выделить звуки в таком порядке: [С], [А], [О],
[С], [М], [Н], [С], [О], [А], [С], [У], [С], [Т], [С] и т. д. Слоги: СО, ОН, СА,
МА, ЛО, АС, НА, ОС, СА и т. д. Слова: сон, аист, автор, дорога, соль, утро,
снег и т. д.О