Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в его результате умение “слышать” в слове отдельные звуки, ударения, вычленять слоги помогают осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. Одним из важнейших условий освоения детьми навыков письма и чтения является высокий уровень развития фонематического восприятия, а наиболее эффективной формой обучения – дидактическая игра. В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми.
Игра «Разложи свои картинки»
Цель игры: научить ребенка выделать в словах первый звук, обогатить
словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование. Предметные картинки со словами, начинающимися на
разные звуки, по несколько картинок на каждый из них.
Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком картинки, называет
то, что на них изображено, а затем просит его сложить изображения в
несколько кучек, объединяя их по первому звуку. Например:
[П] — палка, палатка, подушка, попугай и т. д.;
[С] — собака, слон, силач, стол, стул и т. д.;
[Л] — лампа, лошадь, ложка, ларец и т. д.;
[У] — улитка, удочка, утюг, утка и т. д.;
[М] — малина, молоко, машина, мак, муха и т. д.;
[И] — игла, ива, игрушка, индюк и т. д.;
[Р] — роза, ромашка, ракета и т. д.