Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации правового воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ПО ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ…
(игра)
Предлагаемая игра дает колоссальные возможности для формирования как
критического мышления, так и нравственных качеств учащихся.
Формирование критического мышления и нравственных качеств как основы
саморазвития можно представить в виде следующих схем:
Схема 1
Эти схемы показывают, что организационнодеятельностную игру «По
горячим следам...» можно рассматривать как социально психологический
тренинг – специально организованное общение, психологическое воздействие
которого основано на активных методах групповой работы. В ходе работы в
группах происходит овладение определенными знаниями и коррекция поведения
личности, формируются навыки межличностного взаимодействия, развиваются
рефлексивные способности, умение гибко реагировать на ситуацию,
анализировать собственное поведение и быстро осваиваться в новых условиях.Схема 2
В процессе организационнодеятельностной игры решаются следующие
задачи:
1. Обучающие:
исследовательские умения;
навыки самостоятельной работы;
умение вести диалог;
умение рассматривать проблему с разных точек зрения;
сбор необходимой информации;
умение выстраивать аргументированный монолог;
умение оценивать ситуацию;
умение применить правовые знания на практике;
профессиональное самоопределение;
расширение кругозора.
2. Развивающие:
умение анализировать ситуацию;
умение определить причину и предусмотреть возможные последствия;
развитие альтернативного мышления;
умение отделить факт от мнения;
умение делать выводы; развитие чувства команды;
развитие чувства уверенности и умения самооценки;
развитие чувства товарищества и взаимопомощи.
3. Воспитательные:
умение работать в команде;
воспитание толерантности;
уважение другой точки зрения;
признание права на ошибку;
понимание права и ответственности;
профилактика правонарушений.
ОДИ «По горячим следам...» можно определить как педагогическое средство,
позволяющее создавать условия для развития способностей старшеклассника к
самоопределению, самореализации и рефлексии как особой способности
соотнесения игрового поступка и реальных критериев их индивидуального и
социального оценивания. На основе анализа игровых поступков происходит
развитие социального опыта.ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Выделение продукта деятельности – раскрытие преступления.
2. Квалификация преступления.
3. Построение этапов и процессов деятельности по раскрытию преступления
во взаимосвязанную структурную целостность.
4. Рефлексия.
Учащиеся ставятся перед фактом совершения преступления (см.
Приложение 1 – фабулу), анализируют возможные мотивы, участвуют в
определении состава преступления, в раскрытии преступления в малых группах:
следователей, оперативных сотрудников, криминалистов; являются понятыми,
работниками дежурной части, работниками СМИ, освещающими дело,
участниками оперативных совещаний.
Модель развития деятельности малой группы.
Ориентация:
ожидание;
изучение программы игры;
изучение вводной ориентировки;
самоопределение в деятельности.
Деятельность:
оценка ситуации;
поиск путей раскрытия преступления;
проектирование действий по раскрытию преступления.
Завершение:
предъявление продукта деятельности;
удовлетворение успехом;
признательность (отзывы).СООТНЕСЕНИЕ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Игротехник
Игрок
а) возглавляет дежурную часть;
б) утверждает план действий,
уточняет, вносит коррективы
а) является руководителем
группы;
б) направляет деятельность,
отдает распоряжения, возглав
ляет действия;
в) проводит инструктаж
по технике безопасности
а) является руководителем
группы;
б) направляет деятельность,
отдает распоряжения;
в) проводит инструктаж
по технике безопасности
а) является руководителем
группы;
б) направляет деятельность;
в) проводит инструктаж
по технике безопасности
а) является подчиненным;
б) анализирует полученное
сообщение, составляет план
действий
а) является подчиненным;
б) предлагает план действий в
соответствии с инструк
цией;
в) получает инструктаж
по технике безопасности;
г) проводит необходимые
действия
а) является подчиненным;
б) проводит необходимые
действия в соответствии
с полученной инструкцией
а) является подчиненным;
б) проводит необходимые
действия в соответствии
с полученной инструкцией
Подготовительный этап игрового взаимодействия (стадия вызова):
а) разработка фабулы;
б) разработка инструкций с заданиями для групп;
в) формирование групп из игроков и игротехников;
г) разработка хронологии игры;
д) организация питания учащихся;
е) организация показательных выступлений по курсу личной безопасности;
ж) организация досуга учащихся.
Структура работы:
I. Подготовка к игре.
II. Комплектование групп.
III. Исследование места преступления:
Разработка плана действий в группах. Работа в группах.
Рефлексия.
Х о д и г р ы
В в о д н ы й э т а п .
а) Учащиеся делятся на группы:
1я группа – дежурная часть;
2я группа – следователи;
3я группа – оперативные работники;
4я группа – криминалисты;
б) Учащиеся получают правовую информацию о предварительном
5я группа – понятые;
6я группа – свидетели;
7я группа – преступники;
8я группа – журналисты.
расследовании и схемы.
1й э т а п .
Выслушав донесение участкового милиционера, следственнооперативная
группа собирается в дежурной части.
Каждая группа игроков проанализировала донесение участкового
милиционера, определила задачи по деятельности в плане самоопределения
каждого участника и группы в целом в осмотре места происшествия, дальнейших
действиях, определила основные позиции по соблюдению техники безопасности.
Коллективный анализ
донесения способствовал и коллективной
мыследеятельности.
2й э т а п .
Имея довольно глубокие правовые знания, игротехники демонстрируют
осмотр места происшествия с позиций профессионалов, подключая игроков к
вспомогательной работе, дублированию показанного, создают проблемные
ситуации, используя принцип диалогичности, развивают у игроков способность
высказывать свое мнение без боязни быть неправым в предлагаемой собственной
версии.
3й э т а п .
Каждая группа демонстрирует свои действия в соответствии с разработанным
планом, используя необходимый теоретический материал и диалог как форму
общения, осуществляя игровое взаимодействие игротехников и игроков.4й э т а п .
Рефлексия. Учащимся предлагается ответить на вопросы. Каждый из
участников высказывает свое отношение к игре, дает оценку деятельности
каждой группы.
5й э т а п .
Анализ ОДИ с позиций игротехников.
6й э т а п .
Составление синквейна и кластера по понятиям закон и правоохранительные
органы.
Р е ф л е к с и я (стадия размышления).
В стадии размышления возможны такие виды учебной деятельности, как
синквейн и кластер. Синквейн происходит от французского слова, означающего
«пять», и состоит из пяти строк:
П е р в а я с т р о к а : существительное, обозначающее тему синквейна.
В т о р а я с т р о к а : два прилагательных, раскрывающих какието интересные
характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.
Т р е т ь я с т р о к а : три глагола, раскрывающих действия, свойственные
данному предмету, явлению.
Ч е т в е р т а я с т р о к а : фраза, раскрывающая суть явления, предмета,
усиливающая предыдущие две строки.
П я т а я с т р о к а : существительное, выступающее как итог, вывод,
подводящий черту.
Работая над понятием закон, каждая группа предлагает свой вариант
синквейна.
Не обращая внимания на ошибки, школьники и курсанты записывали все, что
приходило им на ум в связи с работой правоохранительных органов. По мере
появления идей, порой самых несерьезных, между самыми подходящими из них
стали прослеживаться определенные закономерности. Количество идей не
ограничивалось, равно как и связи между ними.
В результате коллективного анализа получается следующий синквейн:Закон.
Суровый, справедливый.
Предупреждает, защищает, наказывает.
Условие существования правового государства.
Необходимость.
Деятельность правоохранительных органов можно представить в форме
кластера (понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок»). Вначале он
представляет собой хаос различных понятий: прокуратура, закон, адвокатура,
прокурор, милиция, обвинение, суд, следствие, адвокат, судья, уголовное дело и
т. д.
Имея устойчивые знания, игротехники могут подвести игроков к созданию
следующего кластера:
Кластер может быть использован в групповой работе, причем учащимся всех
групп дается одно и то же задание. Между группами возникает дискуссия по
поводу выделенных смысловых единиц.
Материалы:
1) фабула дела (Приложение 1);2) инструкции с заданиями для работы групп (Приложение 2);
3) вопросы для рефлексии (Приложение 3);
4) чемодан экспертов, манекен, дымовые шашки, наручники, муляжи оружия;
5) видеокамера, фотоаппарат, аудиотехника.