Игра "По горячим следам"

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации правового воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Иконка файла материала По горячим следам... игра.docx
ПО ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ… (игра) Предлагаемая игра дает колоссальные возможности для формирования как критического мышления, так и нравственных качеств учащихся. Формирование критического мышления и нравственных качеств как основы саморазвития можно представить в виде следующих схем: Схема 1 Эти   схемы   показывают,   что   организационно­деятельностную   игру   «По горячим   следам...»   можно   рассматривать   как   социально­   психологический тренинг   –   специально   организованное   общение,   психологическое   воздействие которого основано на активных методах групповой работы. В ходе работы в группах происходит овладение определенными знаниями и коррекция поведения личности, формируются навыки межличностного взаимодействия, развиваются рефлексивные   способности,   умение   гибко   реагировать   на   ситуацию, анализировать собственное поведение и быстро осваиваться в новых условиях.Схема 2 В   процессе   организационно­деятельностной   игры   решаются   следующие задачи: 1. Обучающие:  исследовательские умения;  навыки самостоятельной работы;  умение вести диалог;  умение рассматривать проблему с разных точек зрения;  сбор необходимой информации;  умение выстраивать аргументированный монолог;  умение оценивать ситуацию;  умение применить правовые знания на практике;  профессиональное самоопределение;  расширение кругозора. 2. Развивающие:  умение анализировать ситуацию;  умение определить причину и предусмотреть возможные последствия;  развитие альтернативного мышления;  умение отделить факт от мнения;  умение делать выводы; развитие чувства команды;  развитие чувства уверенности и умения самооценки;  развитие чувства товарищества и взаимопомощи. 3. Воспитательные:  умение работать в команде;  воспитание толерантности;  уважение другой точки зрения;  признание права на ошибку;  понимание права и ответственности;  профилактика правонарушений. ОДИ «По горячим следам...» можно определить как педагогическое средство, позволяющее создавать условия для развития способностей старшеклассника к самоопределению,   самореализации   и   рефлексии   как   особой   способности соотнесения   игрового   поступка   и   реальных   критериев   их   индивидуального   и социального   оценивания.   На   основе   анализа   игровых   поступков   происходит развитие социального опыта.ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Выделение продукта деятельности – раскрытие преступления. 2. Квалификация преступления. 3. Построение этапов и процессов деятельности по раскрытию преступления во взаимосвязанную структурную целостность. 4. Рефлексия. Учащиеся   ставятся   перед   фактом   совершения   преступления  (см. Приложение   1   –   фабулу),   анализируют   возможные   мотивы,   участвуют   в определении состава преступления, в раскрытии преступления в малых группах: следователей, оперативных сотрудников, криминалистов; являются понятыми, работниками   дежурной   части,   работниками   СМИ,   освещающими   дело, участниками оперативных совещаний. Модель развития деятельности малой группы. Ориентация:  ожидание;  изучение программы игры;  изучение вводной ориентировки;  самоопределение в деятельности. Деятельность:  оценка ситуации;  поиск путей раскрытия преступления;  проектирование действий по раскрытию преступления. Завершение:  предъявление продукта деятельности;  удовлетворение успехом;  признательность (отзывы).СООТНЕСЕНИЕ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Игротехник Игрок а) возглавляет дежурную часть; б) утверждает план действий,  уточняет, вносит коррективы а) является руководителем  группы; б) направляет деятельность,  отдает распоряжения, возглав­ ляет действия; в) проводит инструктаж  по технике безопасности а) является руководителем  группы; б) направляет деятельность,  отдает распоряжения; в) проводит инструктаж  по технике безопасности а) является руководителем  группы; б) направляет деятельность; в) проводит инструктаж  по технике безопасности а) является подчиненным;  б) анализирует полученное  сообщение, составляет план  действий а) является подчиненным; б) предлагает план действий в  соответствии с инструк­ цией; в) получает инструктаж  по технике безопасности; г) проводит необходимые  действия а) является подчиненным; б) проводит необходимые  действия в соответствии с полученной инструкцией а) является подчиненным; б) проводит необходимые  действия в соответствии  с полученной инструкцией Подготовительный  этап  игрового  взаимодействия  (стадия  вызова): а) разработка фабулы; б) разработка инструкций с заданиями для групп; в) формирование групп из игроков и игротехников; г) разработка хронологии игры; д) организация питания учащихся; е) организация показательных выступлений по курсу личной безопасности; ж) организация досуга учащихся. Структура работы: I. Подготовка к игре. II. Комплектование групп. III. Исследование места преступления:  Разработка плана действий в группах. Работа в группах.  Рефлексия. Х о д   и г р ы В в о д н ы й   э т а п . а) Учащиеся делятся на группы: 1­я группа – дежурная часть; 2­я группа – следователи; 3­я группа – оперативные работники; 4­я группа – криминалисты; б)   Учащиеся   получают   правовую   информацию   о   предварительном 5­я группа – понятые; 6­я группа – свидетели; 7­я группа – преступники; 8­я группа – журналисты. расследовании и схемы. 1­й   э т а п . Выслушав   донесение   участкового   милиционера,   следственно­оперативная группа собирается в дежурной части. Каждая   группа   игроков   проанализировала   донесение   участкового милиционера,   определила   задачи   по   деятельности   в   плане   самоопределения каждого участника и группы в целом в осмотре места происшествия, дальнейших действиях, определила основные позиции по соблюдению техники безопасности. Коллективный   анализ   донесения   способствовал   и   коллективной мыследеятельности. 2­й   э т а п . Имея   довольно   глубокие   правовые   знания,   игротехники   демонстрируют осмотр места происшествия с позиций профессионалов, подключая игроков к вспомогательной   работе,   дублированию   показанного,   создают   проблемные ситуации, используя принцип диалогичности, развивают у игроков способность высказывать свое мнение без боязни быть неправым в предлагаемой собственной версии. 3­й   э т а п . Каждая группа демонстрирует свои действия в соответствии с разработанным планом, используя необходимый теоретический материал и диалог как форму общения, осуществляя игровое взаимодействие игротехников и игроков.4­й   э т а п . Рефлексия.   Учащимся   предлагается   ответить   на   вопросы.   Каждый   из участников   высказывает   свое   отношение   к   игре,   дает   оценку   деятельности каждой группы. 5­й   э т а п . Анализ ОДИ с позиций игротехников. 6­й   э т а п . Составление синквейна и кластера по понятиям закон и правоохранительные органы. Р е ф л е к с и я   (стадия размышления). В   стадии   размышления   возможны   такие   виды   учебной   деятельности,   как синквейн и кластер. Синквейн происходит от французского слова, означающего «пять», и состоит из пяти строк: П е р в а я   с т р о к а : существительное, обозначающее тему синквейна. В т о р а я   с т р о к а : два прилагательных, раскрывающих какие­то интересные характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна. Т р е т ь я   с т р о к а :   три   глагола,   раскрывающих   действия,   свойственные данному предмету, явлению. Ч е т в е р т а я   с т р о к а :   фраза,   раскрывающая   суть   явления,   предмета, усиливающая предыдущие две строки. П я т а я   с т р о к а :   существительное,   выступающее   как   итог,   вывод, подводящий черту. Работая   над   понятием  закон,   каждая   группа   предлагает   свой   вариант синквейна.  Не обращая внимания на ошибки, школьники и курсанты записывали все, что приходило им на ум в связи с работой правоохранительных органов. По мере появления идей, порой самых несерьезных, между самыми подходящими из них стали   прослеживаться   определенные   закономерности.   Количество   идей   не ограничивалось, равно как и связи между ними. В результате коллективного анализа получается следующий синквейн:Закон. Суровый, справедливый. Предупреждает, защищает, наказывает. Условие существования правового государства.  Необходимость. Деятельность   правоохранительных   органов   можно   представить   в   форме кластера   (понятие   «кластер»   переводится   как   «гроздь,   пучок»).   Вначале   он представляет собой хаос различных понятий: прокуратура, закон, адвокатура, прокурор, милиция, обвинение, суд, следствие, адвокат, судья, уголовное дело и т. д. Имея устойчивые знания, игротехники могут подвести игроков к созданию следующего кластера: Кластер может быть использован в групповой работе, причем учащимся всех групп дается одно и то же задание. Между группами возникает дискуссия по поводу выделенных смысловых единиц.  Материалы:  1) фабула дела (Приложение 1);2) инструкции с заданиями для работы групп (Приложение 2); 3) вопросы для рефлексии (Приложение 3); 4) чемодан экспертов, манекен, дымовые шашки, наручники, муляжи оружия; 5) видеокамера, фотоаппарат, аудиотехника.