Формирование грамматической стороны речи — раздел работы, наименее освоенный в дошкольной педагогической практике, т. к. является наиболее сложным для усвоения детьми и, соответственно, для преподавания. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте. Обучение грамматически правильной речи осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки.
Игра «Угадай, какой гриб!»
Чему учится ребенок: понимать категории рода у имен прилагательных,
обозначающих признаки грибов; формировать умение описывать грибы по
схеме, согласуя имена прилагательные с существительными в роде, числе.
Оснащение: подберите картинки с изображением грибов (лисичка,
сыроежка, опенок).
Ход игры: положите перед ребенком картинки. Предложите ребенку
внимательно их рассмотреть.
Попросите его: «Отгадай, какой из грибов я опишу. Найди картинку с
изображением описанного гриба и положи гриб справа от себя».
1. Сорви меня и съешька,
Я, братец, сыроежка.
В желтой шляпке,
С белой ножкой.
Ты возьми меня в лукошко.
2. На тоненькой ножке
В коричневой шляпке
С оборкой под ней
Расту я на пне с семьею своей.
3. Хоть зовусь лисичка,
Лисе я не сестричка.
Шляпка рыжая, не спорю.
Ножка тоже рыжая.
А расту я под сосной,
Прячусь под иголками,
Но не знаюсь с волками.
Скажите ребенку: «Посмотри на грибы. Скажи, какого цвета у них
шапочки». (Коричневая шапочка, желтая шапочка, рыжая шапочка, красная в
белый горошек.)
«Посмотри на ножки у грибов, расскажи какие они». (Цвет, величина —
тонкая, толстая.) Положите перед собой картинку и опишите по ней любой
из рассмотренных ранее грибов. Рассказывая о какомнибудь признаке гриба,
показывайте его на картинке. Предложите ребенку описать понравившейся
ему гриб с опорой на картинку.