Формирование грамматической стороны речи — раздел работы, наименее освоенный в дошкольной педагогической практике, т. к. является наиболее сложным для усвоения детьми и, соответственно, для преподавания. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте. Обучение грамматически правильной речи осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки.
Игра угощаем лесных.doc
Игра «Угощаем лесных обитателей грибами»
Чему учится ребенок: использовать в активной речи обобщающее слово
активизировать словарь за счет имен существительных,
«грибы»;
обозначающих названия грибов.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 10).
Ход игры: предложите ребенку угостить лесных обитателей грибами.
Покажите ему ряд картинок, расположенных справа от каждого гостя (белки,
зайца).
Прочтите рифмовку:
Я грибочки обожаю,
Я в лесу их собираю.
Положу в кошелку,
Унесу поделку.
Задайте ребенку вопросы: «Что положит в кошелку белка? Как можно
назвать одним словом груздь, лисичку, сыроежку?» (Грибы.)
«Почему белка не взяла конфету?» (Потому, что конфета не гриб.)
Попросите ребенка обвести в круг карандашом все грибы. Спросите:
«Что положит в кошелку заяц?» (Белый гриб, подберезовик, сыроежку.)
«Какой гриб заяц не взял?» (Мухомор.) «Как можно назвать грибы, которые
заяц положил в свою кошелку?» (Съедобные.) «Как можно назвать тот гриб,
которой заяц не взял?» (Несъедобный.)
Попросите ребенка: «Найди на картинке несъедобный гриб. Назови его.
Зачеркни карандашом все несъедобные грибы».
Игра «Без чего!»
Чему учится ребенок:
закрепляет формы родительного падежа
существительных.
Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см.
вклейку, рис. 11), карандаши. Ход игры: расскажите ребенку рифмовку:Шла лисичка через мост,
Несла грибов лукошко.
Мостик качнулся,
Лисичка споткнулась.
Лукошко упало,
Грибы раскатились,
Шляпки отвалились...
Ох! Беда!
Плачет лиса, кручинится.
Кто бы помог —
Грибочки собрал?
Задайте ребенку вопросы: «Что несла лисичка?» (Лукошко.) «Что лежало в
лукошке?» (Грибы.) «Что случилось?» (Мостик качнулся. Лукошко упало.
Грибы рассыпались и сломались.)
Предложите ребенку найти ножки от грибов. Затем попросите его найти
для каждой ножки шляпку, соединить шляпку с ножкой гриба.
Спросите: «Сколько грибов выпало из лукошка?» (Пять грибов.) «Как
называется каждый гриб?»
Спросите ребенка: «Без чего была эта шапочка?» (Без ножки.) «Без чего
была эта ножка?» (Без шапочки.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.