В работе представлен дидактический материал по теме "Сложное предложение" Цель: отличать простое предложение от сложного, правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении. Попутно повторяются орфографические правила, развивается логическое мышление, навыки анализа и синтеза, умение сравнивать. Используется как групповая работа, так и индивидуальная.
Игра по теме:
«Синтаксис и
пунктуация».
Испытание №1
Отличить сложные предложения от простых.
• Шуршат листья под ногами.
• Когда наступили осенние дни
журавли полетели в тёплые
края.
• Осенний вечер близился к
концу.
• Веют холодные ветры качаются
ветви берёз на землю падают
жёлтые листья.
Испытание №1
• Шуршат листья под ногами.
• Когда наступили осенние дни,
журавли полетели в тёплые края.
• Осенний вечер близился к концу.
• Веют холодные ветры, качаются
ветви берёз, на землю падают
жёлтые листья.
Собрать предложения, отличить простые от
Испытание №2
сложного.
• Появилась, звёздочка, и, небе,
засверкала, первая, высоком, в,
светом, блестящим.
• В высоком небе появилась и засверкала
блестящим светом первая звёздочка.
• Луч, выглянул, солнца, из-за, первый,
и, тучи, на, заиграл, макушке,
высокой, сосны.
• Первый луч солнца выглянул из-за тучи и
заиграл на макушке высокой сосны.
Собрать предложения, отличить простые от
Испытание №2
сложного.
• Ярко, первая, окнах, в, небе,
сверкнула, и, окнах, в, домов,
огоньки, замелькали,
звёздочка.
• В небе ярко сверкнула первая
звёздочка, и в окнах домов
замелькали огоньки.
Синтаксический график. Знаки препинания
Испытание № 3
не расставлены.
• Поредел над сопками туман.
• Реки и озёра засверкали.
• Опустел сад и осыпались листья.
• Начался ливень и мы побежали к
сторожке.
• Гроза окончилась к вечеру.
• Лето собирает а зима поедает.
Испытание №4
Продолжить предложения 2 раза так, чтобы
получилось
1. Простое
2. Сложное предложение
Солнце светило …
Море бушует …
Индивидуальное задание: придумать предложение, разбить его на слова.
Загадать другой команде своё предложение.
Резервное задание (списать,
расставляя знаки препинания)
• Мама разреши мне пойти
гулять.
• Не забудьте ребята
продежурить в классе
попросил учитель.
• Возможно я уеду в
понедельник.
• Радиация по словам учёных
очень вредна.
Индивидуальное задание: придумать предложение, разбить его на слова.
Загадать другой команде своё предложение.
• Мама, разреши мне пойти
гулять.
• «Не забудьте, ребята,
продежурить в классе», -
попросил учитель.
• Возможно, я уеду в
понедельник.
• Радиация, по словам учёных ,
очень вредна.
• Подведение итогов
игры.
• Кто выиграл?