Работа по формированию и коррекции нарушений пексико-грамматического строя у дошкольников проводится по следующим направлениям:
1) обогащение словаря;
2) уточнение значений слов;
3) формирование словоизменения;
4) формирование словообразования.
Она осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным. При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Игра «Посмотрика, что я вижу!»
Чему учится ребенок: наблюдать за сезонными явлениями (снегопад),
показывать на картинках то, что он видел на улице; употреблять междометие
«ах».
Оснащение: не требуется.
Ход игры: скажите: «Идет снег. Он приносит тишину». Во время снегопада
подойдите с ребенком к окну, покажите ему, как падает снег, скажите, что он
белый и очень красивый. Расскажите ребенку о снеге: «Ах! Какая красота!
Это снег. Он белый. Снежок кружитсякружитсякружится, летитлетит и
тихо ложится на землю, на деревья, на крыши домов». На прогулке
предложите ребенку потрогать снег, смять его в ладошке. Побросайтесь
пушистым снежком.
Помогите ребенку почувствовать, как холодно на улице. Скажите ему:
«Мне очень ххххолодно!» Попросите его повторить эту фразу. Прочтите
ребенку стишокрифмовку (он может присоединиться к вам, договаривая
собственное имя):
Малышка ...(имя ребенка) гром ко кричал: «Ххххолодно нам!» Крик его
улицу всю заполнял: «Холодно, холодно, холодно нам!»
Повторите рифмовку еще раз и покажите ребенку, как скрестить руки на
груди, чтобы унять дрожь.
Можно посадить ребенка перед окном, сесть рядом с ним или просто взять
его к себе на колени. Начните беседовать с ним о том, что вы видите за окном.
Спросите малыша: «Что ты видишь во дворе?» Например, если ребенок
произнесет слово «снег», спросите: «Какой снег?» Предложите ребенку
похлопать в ладошки в такт вашим словам:
Падай, падай, падай, снег,
Радуй, радуй, радуй всех!
Радуй взрослых и детей,Радуй птичек и зверей!
Старайтесь поддерживать у вашего малыша желание разговаривать.
Найдите в журналах картинки, на которых изображено то, что вы видели на
прогулке. Покажите эти картинки ребенку и напомните ему о том, о чем вы
уже разговаривали раньше.