государственное казенное учреждение Самарской области
«Чапаевский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Конспект мероприятия
Тема: «No smoking»
Адонина Н.Ф.
Липанова Ю.С.,
воспитатели
г.Чапаевск
2018г.
Цель: формирование негативного отношения к курению.
Задачи:
· ознакомить с вредным влиянием никотина на организм человека;
· способствовать формированию положительных эмоций;
· развитие творческих способностей.
Форма проведения: игра
Ход деятельности
I. Организационный момент
Ведущий: Здравствуйте, участники игры «No smoking»! Наша игра
называется так не случайно. И вот почему. Ежедневно 3000 детей начинают курить. Россия занимает одно из первых мест по употреблению табака в мире. К сожалению, с годами возраст употребления табака только снижается. Многие подростки считают эту вредную привычку – модой, престижем, способом выделиться из толпы, быть не такими как все. А исход всему – деградация личности, ранняя смертность, вымирание нации. Уже начиная с начальной школы, многие учащиеся начинают пробовать курить. Это не предположения, это ФАКТ. У некоторых ребят первая затяжка, становится последней, а у некоторых она превращается в долговременную вредную привычку. Эта проблема на протяжении десятилетий тревожит умы и сердца людей, но бороться с ней очень сложно, но мы все же попробуем! Ваша задача определить командира вашей команды и тот получает путевой лист, в котором указывается маршрут вашего следования по станциям. За 30 минут вам по очереди необходимо пройти 4 станции.
II. Основная часть
1 станция «Историческая»
Ведущий: Когда человек курит, то медленно сгорает табак и образуется
дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 – ядовитые, это никотин, угарный газ и табачные смолы. Поэтому страдает не только тот человек, который курит, но и тот, кто находится рядом. Только курильщики, к сожалению, редко об этом думают. Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. Европейцам долгое время не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из листьев, сложенных в трубки и зажженных на конце. Такие трубки индейцы называли “сигаро”. Нередко индейцы клали сушенные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли “табако”. В Европу табак был ввезен со второй экспедицией Колумба испанским монархом Романом Панно в 1496 году. В 1560 году табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило ей облегчение, и в благодарность Жану Нико это целебное средство Екатерина Медичи стала называть никотином. Так табак стал применяться как средство от всех болезней, однако это продолжалось не долго. Частые случаи отравления табаком, пожары от курения вызвали разочарование. Победоносное шествие табака сменилось его преследованием. В Россию табак был завезен англичанами и немцами в начале XVII столетия. Курение и нюханье табака жестоко преследовалось. Уличенные в курении строго наказывались: их били кнутом, а торговцев ссылали в далекие города. С приходом к власти Петра I был отменен запрет. Так постепенно все народы пристрастились к курению. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него. Но тогда люди этого не понимали.
Многие школьники начинают курить не потому, что им нравится курить, а потому, что думают, что они с сигаретой будут казаться умнее, красивее, взрослее – “круче”, то есть хотят привлечь к себе внимание или своих приятелей, или какой-то конкретной девушки (юноши). А на самом деле, здесь никакого показателя ума и красоты быть не может. Привлекать к себе внимание надо хорошими манерами, то есть хорошим воспитанием и богатым интеллектом. Многое в человеческом здоровье зависит от самого человека. И то, что зависит от самого человека, он должен сделать.
Вот и прошли вы первую станцию, отправляйтесь дальше, будьте
внимательны и помните всё, что здесь услышали.
2 станция "Опасный туман"
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, меня узнали я - "Дым".
Но совсем не простой "Дым", а "Дым" - табачный. Вы знакомы со мной? Ах, нет? Тогда давайте знакомиться. Сейчас я расскажу вам о себе много интересного. А после знакомства вы решите надо вам дружить со мной или нет. Во время моего рассказа я буду задавать вам вопросы. Как вы думаете, сколько во мне различных веществ?
Ведущий показывает 4 карточки, на которых написаны следующие числа - 100, 2500, 3500, 1450.
Вопрос 1. Перед вами 4 числа выберете то число, которое по вашему равно числу веществ находящихся во мне?
Каждый ребенок называет число, после этого ведущий говорит правильный ответ.
- Что ж ребята, не все из вас угадали количество веществ содержащихся во мне. Это и не удивительно, ведь вы их не видите. Действительно во мне более 3000 веществ, а как вы думаете, это полезные или вредные вещества?
- Да вы угадали, это все вредные вещества и когда я попадаю к человеку в организм, я его разрушаю. Но некоторые, почему-то этого не бояться.
Вопрос 2. А кто скажет, как я появляюсь на свет?
Ответы детей.
- Да действительно когда зажигают сигарету.
Вопрос 3. А кто знает, до какой температуры нагревается кончик сигареты, откуда я и появляюсь? Перед вами 4 числа выберете то число, которое равно температуре горения сигареты.
Ведущий показывает 4 карточкам, на которых написаны следующие числа - 100, 250,800, 1000.
Ответ: температура горения около 800 градусов.
Вопрос 4. Скажите, ребята, когда человек курит, он вдыхает вредные вещества, находящиеся в дыму, только сам, или рядом стоящий человек тоже отравляет себя?
Ребята отвечают по всей вероятности утвердительно.
Вопрос 5. Выберете, какую часть дыма получает курильщик, а какую тот человек, который стоит рядом? Ведущий показывает детям следующие карточки: 50/50; 20/80; 80/20; 10/90.
Ответ: Правильный ответ следующий: 20 % дыма получает курильщик, 80% тот, кто стоит рядом, и поэтому его называют пассивным курильщиком.
Итог: Вот, ребята, вы и познакомились со мной поближе и вам самим решать - будете вы со мной дружить или нет.
3 станция "Мишени"
На доске вывешены таблички с названием органов человека: легкие, сердце, печень, желудок, глаза, уши, зубы.
Ведущий: На доске висят органы человека, которые подвергаются
вредному воздействию табака, если они курят или являются пассивными курильщиками. На этой станции вам необходимо будет спасти органы человека от этого пагубного влияния. Каждый получит возможность защищать, какой либо орган человека. Для этого вам необходимо рассказать о влиянии табака на тот орган, который вы выберете, а также о возможных заболеваниях этого органа, которые вызывает курение.
Сердце - курение является фактором риска в развитии сердечно - сосудистых заболеваний. После каждой выкуренной сигареты увеличивается давление крови, пульс, сужаются сосуды, что влечет за собой такие заболевания, как атеросклероз, гипертонию, стенокардию, инфаркт миокарда.
Легкие и органы дыхания в целом - у курильщиков чаще, чем у других возникают воспалительные заболевания дыхательных путей. В достаточно молодом возрасте у них развивается хронический бронхит. Может развиться бронхиальная астма, воспаление легких, рак легких.
Печень - образующиеся при курении деготь, содержит вещества, оказывающие токсическое воздействие непосредственно на печеночные клетки, в конечном итоге может развиться цирроз печени.
Желудок - курильщики в 2 раза чаще болеют язвенной болезнью желудка, чем некурящие.
Глаза (орган зрения) - курение вызывает нарушение зрения, светобоязнь, боль в глазных яблоках при их движениях.
Уши (орган слуха) - у курящих людей снижается слух.
Зубы - у курящих людей нарушается эмаль на зубах, вследствие чего они изменяют цвет и в большей степени подвержены заболеваниям кариес и пародонтоз.
4 станция «Задумчивая»
Ведущий: Здравствуйте, ребята! На данной станции я предлагаю вам
вспомнить историю появления табака и ответить на мои загадки.
1. Что дает умному человеку время подумать, а дураку – подержать что-то во рту? (трубка)
2. Курить - казне угодить. Семье - расход, казне… (доход).
3. Когда я курю - я убиваю в себе … (лошадь)
4. Какие растения, из семейства пасленовых, являются родственниками табака? (картофель, томат, баклажаны, красный перец.)
5. Какая страна является родиной табака? (Южная Америка)
6. Какой известный мореплаватель первым завез табак в Европу? (Христофор Колумб)
7. При каком Царе в России появился табак? (Царь Иван Грозный)
8. Капля никотина – убивает …! (Лошадь)
9. Человек живет столько, сколько живет его…? (Сердце)
5 станция «Антиреклама»
Ведущий: ребята, что такое реклама и что такое антиреклама?
/Ответы детей/
Ведущий: я предлагаю вам попробовать составить антирекламу курения,
т.к. поработав на станциях, вы убедились, что курение это очень вредная привычка для каждого из вас. В антирекламе вы будете должны показать, что курить вредно. Она может быть представлена сценкой, стихотворением, песней, рисунком.
III. Подведение итогов
Ведущий: Наша игра подошла к концу, но думаю, что это только начало,
небольшой шаг в сторону здоровья и хорошего настроения. Успехов всем, удачи, крепкого здоровья и отличного настроения!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.