Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации правового воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
РАССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУТ…
(игра)
П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а
Игра рассчитана на учащихся 10–11 классов юридического профиля как
практикум по изучению основ административного и уголовного права, который
призван помочь в реализации следующих целей:
1. Предупреждение асоциального поведения учащихся.
2. Формирование целостного представления о личной ответственности
человека за антиобщественные деяния.
3. Развитие отрицательного отношения к правонарушениям как фактору,
подрывающему материальное и психологическое благополучие граждан.
4. Преодоление стереотипов в оценках окружающих людей и явлений.
5. Развитие гуманистического отношения к миру.
6. Социализация личности и приспособление её к автономному и
самостоятельному существованию после школы.
7. Формирование и укрепление практического интереса учащихся к праву.
С т р у к т у р а р а б о т ыХ о д и г р ы
В в о д н ы й э т а п .
Учащиеся делятся на 6 групп по 5 человек в каждой:
1я группа – криминологи;
2я группа – адвокаты;
3я группа – следователи;
4я группа – прокуроры;
1й э т а п .
Каждая группа знакомится с фабулой, анализирует ситуацию в связи с
поставленными задачами. Анализ ситуации сопряжён с процессом глубокого и
точного самоопределения каждого участника игры и самой группы в целом.
5я группа – журналисты;
2 человека – свидетели;
2 человека – потерпевшие;
1 человек – обвиняемый.
Каждая группа работает как коллектив, имеющий и удерживающий
конкретную позицию: получив инструкцию, выполняет предложенные задания,
оформляет необходимые записи, продумывает выступления.
Время на выполнение – 1 час.
2й э т а п .
Учащиеся знакомят консультантов с результатами своей работы, задают им
вопросы, возникшие в ходе 1 этапа, получают необходимые инструкции, готовят
публичные выступления.
Подготовка каждой группы к публичному выступлению позволяет
сформировать у участников игры способность к реконструкции событий и
рефлексии. Представителем группы дается детальное и адекватное освещение
происходящего в группе планирования действий по ходу расследования.
Определяющим различием в функциях игротехника (руководителя группы) и
игроков (учащихся) является то, что, работая вместе и имея большие правовые
знания, игротехник организует коммуникации, отсекает второстепенное и
обеспечивает движение групп в расследовании. Сам же занимает рефлексивную
позицию по отношению к группе.
На основании собственного анализа материала следствия с заданной позиции,
обмена опытом и знаниями в ходе общения учащиеся переходят от словесно
описательного образа мысли к чёткому изложению и отстаиванию своей позиции,
что важно для формирования способности мыслить рефлексивно, развития
правовой культуры мышления.
3й э т а п .
Группы защищают результаты своей работы, отвечают на вопросы. Дляповышения коммуникации используется свободное, но достаточно компактное
размещение учащихся лицом друг к другу. Публичное выступление
представляется в свободной форме и регламентируется по времени (7–10
мин). Группой СМИ фиксируются основные тезисы выступления. После
выступления методолог даёт возможность другим группам задать вопросы и
выразить своё отношение к предлагаемому плану действия.
4й э т а п .
С л е д с т в е н н ы е д е й с т в и я .
Допросы подозреваемого, потерпевших и свидетелей проводятся в этом же
зале, где работали другие группы с целью создания целостной картины
расследования у каждого участника игры. Причём преследуется и обучающая
цель в практике проведения допроса, документального фиксирования этого
процесса с небольшими теоретическими отступлениями. Дактилоскопическая и
биологическая экспертиза проводится здесь же для повышения интереса
каждого участника к изучению права, развития логического мышления,
активизации познавательной деятельности.
Осмотр места происшествия осуществляется группой следователей и
криминалистов в любой лаборатории криминалистики. Для других групп
организуется экскурсия с имитацией совершения противоправных действий
подозреваемого.
5й э т а п .
Группы анализируют результаты допросов, защищают результаты своей
работы, отвечают на вопросы экспертов. Эксперты оценивают выступления
групп.
6й э т а п .
Подготовка документов в суд.
7й э т а п .
Р е ф л е к с и я .
Учащимся предлагается ответить на вопросы, высказать своё отношение к
игре. Эксперты дают оценку работе групп, высказывают своё отношение к игре
(см. Приложение 4).
8й э т а п .
Просмотр видеофильма по этапам игры. Анализ видеозаписи игры.
В игре каждый учащийся погружается в правдиво смоделированную
жизненную ситуацию и принимает самостоятельное решение, что позволяетувидеть правовую ситуацию как поле возможных собственных действий по её
преобразованию.