Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.
Основными средствами развития связной речи являются:
сказки;
дидактические игры;
театрализованные игры.
В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.
Игра «Разное значение»
Цель. Расширять запас существительных в активном словаре
детей, учить находить слова, которые звучат одинаково, умение
объяснять значение похожих слов.
Описание игры. Сначала дети отвечают на вопросы: «У кого?»,
«У чего?», нужно было определить к каким предметам
используются слова, например, ручка – у человека, у двери, у сумки,
у чемодана; язычок – у человека, у ботинка; глазок – у ребенка, у
двери, у картофеля; горлышко – у ребенка, у бутылки; ножка – у
стула, у стола, у гриба, у ребенка. Далее мы читали стихотворение,
детям предлагали внимательно слушать, найти слова, которые
звучат одинаково, но имеют разное значение.
а) В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку. (И. Токмарева)
б) Много есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной. (Д. Лукич)